На главную страницу Оглавление

A

 

•Amphio(n),
АМФИОН, Amfiwn, onoV, 1) сын Зевса и Антиопы, дочери (Асопа или) Никтея, фивского царя. Близнецы А. и Зет родились в Елевферах; по рождении брошенные на произвол судьбы, они были воспитаны пастухами. По изображению Еврипида, характеры братьев были различны: Зет любил только практически полезные занятия, был пастухом и охотником, А. же был предан искусству муз, любил песни и игру на лире. Лик, по смерти своего брата Никтея воцарившийся в Фивах, и жена Лика Дирка держали мать А. и Зета в заключении и жестоко обращались с ней. Она бежала к сыновьям; те пошли тогда на Фивы, убили Лика, а Дирку привязали к рогам быка, которого затем пустили на волю; истерзанное тело Дирки они бросили в источник, получившей потом название Dirkh. Казнь Дирки изображена в античной мраморной группе, самой большой из сохранившихся античных. Это так называемый Фарнезский бык, произведение Аполлония и Тавриска Траллийских, ныне находящееся в Неаполе. Братья захватили власть над Фивами и обнесли стенами нижний город (Od. 11, 260, где Антиона названа дочерью Асона). Говорили, будто камни стены соединялись сами собою под звуки лиры А. Зет женился на Фебе, дочери Асона, А. на Ниобе (см. Nioba). По преданию, А. и Зет покоятся в Фивах в одной общей могиле. Оба они называются белоконными Диоскурами Беотии (Eur. Phoen. 609) и во многих местах Беотии являются основателями городов и победоносными завоевателями. По имени А. было названо Amfeion, его святилище в Фивах. Xen. Hell. 5, 4, 8. Никтей и Лик, сыновья Гирея, сына Посейдона и Алкионы, называются опекунами Кадмидов Лабдака и Лаия, из которых последний был, говорят, прогнан из Фив Зетом и А.; т. е. все это семейство изображается как воинственный род владык фивских, существующий одновременно с родом Кадмидов и представляющий противоположность последнему; 2) царь в беотийском Орхомене. Hom. Od. 11, 283; 3) предводитель епеев в Троянскую войну. Hom. Il. 13, 692.

 

 

На главную страницу Оглавление