•Ammon или Hammon,
АММОН, Ammwn,
бог, почитавшийся в Ливии и Египте, а позднейшими греками
отождествленный с Зевсом вследствие некоторого сходства оракулов
Аммонова и додонского. Ему воздвигнуты были храмы или алтари
у лакедемонян, в Фивах, в Беотии, в Афите на Паллене, в Олимпии
и др. местах. [Ср.: Латышев «К вопросу о культе Аммона» в
Сб. статей по классич. филологии, 1881, стр. 24 слл.] Почитание
А. перешло и к римлянам (Catull. 7, 5. Lucan. 9, 511). Древнейшим
местом почитания А., насколько можно определить, были Фивы
(Диосполь) в Верхнем Египте, отсюда оно распространилось
в Эфиопию, Ливию, Киренаику и Нумидию. А. представляли в
образе барана или человека с головой барана с закрученными
рогами; по объяснению Минутоли, это — знак зодиака, соответствующий
времени весеннего равноденствия, так что сам А. считался,
следовательно, владыкой и начинателем года и его времен.
Геродот (2, 42) объясняет происхождение таких изображений
этого бога так: Геракл непременно желал увидеть Зевса, тот
долго не соглашался исполнить этого желания, но наконец показался
Гераклу, головой барана, отрезанной от туловища, закрыв себе
лицо и надев на себя баранью шкуру. С тех пор будто бы египтяне
стали делать изображения бога с бараньей головой. Главнейший
храм А. со знаменитым оракулом находился на прекрасном посвященном
богу оазисе Аммонии (см. Ammonium). Оракул давал ответы только
знаками; Александр Великий посетил его и был им признан за
сына Зевса-Аммона (Curt. 4, 29, 5 слл. Arr. 3, 4). Новооткрытые
памятники искусства подтверждают следующее описание Курция
(4, 31, 24): при обращении к оракулу жрецы носили сделанное
из смарагда и драгоценных камней изображение бога на золотом
корабле, по обеим сторонам которого висело много серебряных
чаш; позади следовали женщины и девушки с безыскусственными
песнями, умоляя бога, чтобы он дал верный ответ.