•Anaxagoras,
АНАКСАГОР, AnaxagoraV,
философ, с которого начинается новое направление в истории
греческой философии; обыкновенно
А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли
учеником Гермотима и (ошибочно) Анаксимена. Cic. n. d.
I, II. Poдился он в Клазоменах в Лидии ок. 70 ол.=500 г.
до Р. X. и был приблизительно современником философов Эмпедокла,
Парменида, Зенона, Демокрита; рано устранился от общественных
дел и посвятил себя науке; после продолжительных путешествий,
на 30 году жизни, по словам других — на 45-м, прибыл в Афины
(456 г. до Р. X.) в самую блестящую пору деятельности Перикла
и близко с ним сошелся. Cic. de orat. 3, 34. Эврипида и Фукидида
также называют учениками Анаксагора. Cic. tusc. 3, 14. Впоследствии,
вероятно за свои космологические мнения, он был обвинен в
безбожии (asebeia), но Перикл
избавил его от смертной казни, тем ли, что выхлопотал для
него оправдание,
или тем, что
помог ему бежать, а может быть, и в самом судебном приговоре
постановлялось только изгнание. По некоторым свидетельствам,
А., хотя и был оправдан, все-таки, оскорбившись обвинением,
покинул Афины. Умер в Лампсаке в 428 г. до Р. X. Заслуга
его как философа состоит не только в том, что он первый перенес
философию из Малой Азии в Афины, но и в том, что он первый
ввел учение о духовном начале всего сущего. Это начало для
него nouV, стоящий в известных
отношениях к деятельности, созидающей мир: omou
pantwn ontwn kai hremountwn ton apeiron cronon, kinhsin empoihsai
ton noun kai diakrinai (Aristot.
phys. 8, 1). А. отличал этот формальный принцип (evergeia)
от материи (dunamiV); а материя
каждого отдельного существа состоит, по учению А., из подобных
одна
другой частиц,
недоступных внешним чувствам (aidia);
это так называемое omoiomerh,
позднее обозначавшееся термином omoiomereiai.
Только nouV, по мнению философа,
прост, не смешан и чист (aplouV, amighV,
kaqaroV).
А. не соглашался также с ходячими в то время астрономическими
теориями: Солнце,
по его мнению, огненная масса (mudroV
diapurV),
Луна — темное тело с горами, долинами и т. д., освещаемое
Солнцем. Сочинение
А. peri fusewV, написанное прозой
и восхваляемое древними, между прочим, и за достоинства формы,
не дошло
до нас. Отрывки
изд. Myllach, frgm. philos. Gr., т. I.