На главную страницу Оглавление

A

 

•Anaxagoras,
АНАКСАГОР, AnaxagoraV, философ, с которого начинается новое направление в истории греческой философии; обыкновенно А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли учеником Гермотима и (ошибочно) Анаксимена. Cic. n. d. I, II. Poдился он в Клазоменах в Лидии ок. 70 ол.=500 г. до Р. X. и был приблизительно современником философов Эмпедокла, Парменида, Зенона, Демокрита; рано устранился от общественных дел и посвятил себя науке; после продолжительных путешествий, на 30 году жизни, по словам других — на 45-м, прибыл в Афины (456 г. до Р. X.) в самую блестящую пору деятельности Перикла и близко с ним сошелся. Cic. de orat. 3, 34. Эврипида и Фукидида также называют учениками Анаксагора. Cic. tusc. 3, 14. Впоследствии, вероятно за свои космологические мнения, он был обвинен в безбожии (asebeia), но Перикл избавил его от смертной казни, тем ли, что выхлопотал для него оправдание, или тем, что помог ему бежать, а может быть, и в самом судебном приговоре постановлялось только изгнание. По некоторым свидетельствам, А., хотя и был оправдан, все-таки, оскорбившись обвинением, покинул Афины. Умер в Лампсаке в 428 г. до Р. X. Заслуга его как философа состоит не только в том, что он первый перенес философию из Малой Азии в Афины, но и в том, что он первый ввел учение о духовном начале всего сущего. Это начало для него nouV, стоящий в известных отношениях к деятельности, созидающей мир: omou pantwn ontwn kai hremountwn ton apeiron cronon, kinhsin empoihsai ton noun kai diakrinai (Aristot. phys. 8, 1). А. отличал этот формальный принцип (evergeia) от материи (dunamiV); а материя каждого отдельного существа состоит, по учению А., из подобных одна другой частиц, недоступных внешним чувствам (aidia); это так называемое omoiomerh, позднее обозначавшееся термином omoiomereiai. Только nouV, по мнению философа, прост, не смешан и чист (aplouV, amighV, kaqaroV). А. не соглашался также с ходячими в то время астрономическими теориями: Солнце, по его мнению, огненная масса (mudroV diapurV), Луна — темное тело с горами, долинами и т. д., освещаемое Солнцем. Сочинение А. peri fusewV, написанное прозой и восхваляемое древними, между прочим, и за достоинства формы, не дошло до нас. Отрывки изд. Myllach, frgm. philos. Gr., т. I.

 

 

На главную страницу Оглавление