•ApoqewsiV,
АПОФЕОЗ, обоготворение людей. Верование,
что герои удостаиваются обращения в богов, уже в давние времена
существовало у
греков. У Гомера единственный пример представляет Левкофея
(Od. 5, 334). Первоначально предполагалось, что и тело
героя, становящегося богом, переносится в царство богов;
такие верования существовали, напр., относительно Геракла,
Ахилла и др. (ср. сказания римлян об исчезновении Ромула
и Энея); позднее явилось представление, что тело героя,
причисляемого к сонму бессмертных, состоящее из частиц
смертных и бессмертных, перед обожествлением очищается
от первых действием огня. Особенный род А. в поздейший
период греческой истории состоял в том, что историческим
деятелям после их смерти изречением оракула или постановлением
коллегии жрецов усвоилось право пользоваться божескими
почестями; так, напр., обожествлены были Ликург Спартанский,
Гармодий и Аристогитон, воины, павшие при Марафоне и Платее;
а в позднейшие времена извращения религиозного сознания такие
почести определялись для некоторых лиц еще при жизни последних;
первый удостоился такого А. Лисандр, а столетием позже Димитрий
Полиоркет. Новый период в истории греческого обоготворения
властителей и военных героев начинается с Александра и Птолемеев.
Это греческое обожание власти после падения республиканской
свободы перенесено было в Рим. Юлий Цезарь, которому еще
при жизни были оказываемы божеские почести, после смерти
причислен был к сонму богов (Suet. Caes. 88); с этого началось
постоянное религиозное чествование императоров. Обряд обоготворения
императоров, а иногда и императриц, так называемые conseratio,
совершался на основании решения сената и по предложению нового
императора, наследовавшего обоготворяемому. После погребения
во дворце выставлялось в течение 7 дней на носилках из слоновой
кости восковое изображение умершего, затем всадники и сенаторы
несли его на форум, а оттуда на Марсово поле. Здесь это изображение,
великолепно изукрашенное, ставилось на костер, усыпанный
благовониями; новый император зажигал костер; с высоты костра
взлетал ореол: по народному верованию, он уносил душу императора
к богам. С этих пор умершему воздавали божеские почести,
его называли Divus, строили ему храмы и назначали жрецов.
Herodian. 4, 2.