•Apollo,
АПОЛЛОН, Apollwn,
сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog.
918. Hom. II. 1,21, 36. У Гомера и
Гесиода не указывается место рождения А.; а по гимну к
А. Делосскому, он родился на острове Делос у подошвы горы
Кинфа (DhlioV, KunqioV) вместе
с Артемидой; здесь мать их, Лето, преследуемая ревнивой
Герой,
нашла
себе наконец безопасное
убежище. А. пречистый (FoiboV)
есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго
и прекрасного в природе
и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса,
правителя мира и высшего покровителя всякой законности,
с которым А. связан самым тесным образом; он же наблюдает
за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову закону,
того карает гнев А.; стрелами своими, летающими с серебряного
лука, он, издали попадающий в цель (ekhboloV,
ekatoV, ekaergoV, argurotoxoV, klutotoxoV,
arcipotens, arcitenens), поражает ослушника смертью. Это
испытали на
себе Алоады (От и Ефиальт), гордая Ниоба со своими детьми
и греки в лагере под Троей (Hom. II. 1). Но как, с одной
стороны, А.— бог губитель (Apollwn от
apollumi?), посылающий смерть,
мор, повальные болезни, так, с другой — он же дает
благоденствие и спасает от бед (alexikakoV,
akesioV, swthr, Paihwn, Paian,
medicus), он дарует силу для победы. Из этого его свойства
можно объяснять и его значение
как покровителя стад; он дает стадам обильный приплод и отвращает
от них падежи и волков (lukoknotoV).
Он — сам пастух и пасет стада Адмета и Лаомедонта. Il. 1,
766.
21, 448. Как вестник
воли Зевса, он бог предсказаний и оракулов. От его ясного,
провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто
темны для ограниченного человеческого ума, Поэтому А. называется
LoxiaV, темный. Знаменитейшее
из мест, где он дает предсказания — Дельфы или Пифо (поэтому
он PoqioV);
он завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив
дракона Пифона.
Hymn, in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Прежде этот оракул принадлежал
Гее (и Посейдону) и — после нее — Фемиде. Aeschyl. Eum. 1.
слл. Аполлоновские оракулы находились также в Абахе в Фокиде,
близ Фив на Йемене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе
близ Колофона, в Дидимах близ Милета И т.д. (AbaioV,
IsmhnioV, KlarioV, QumbraioV, PatareuV).
Аполлоновы пророчественные изречения имели сильнейшее влияние
на общественные дела греков,
на их государственные учреждения, на расселение племен и
основание колоний; он основатель городов и предводитель колоний
(archgethV, ktisthV), охранитель
городов и улиц (aguieuV); он сам
выстроил стены Трои (Il. 7, 452)
и Мегар
(см. Alcathous). Всеведущий бог,
объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии,
пения, музыки. У Гомера
(Il. 1, 603) он во время пира богов играет на форминге, а
Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является
еще богом пения. Впоследствии А. представляется богом всех
изящных искусств и предводителем Муз (MousagethV).
Со всевидящим богом Гелием всеведающий светлый (lukeioV)
Феб А. был отождествлен
лишь в поздние сравнительно времена. А. был одним из верховных
богов у греков; культ его был распространен повсеместно и
имел чрезвычайно значительное влияние на греческую образованность;
но особенно высоко чтили А. доряне. Главными местами почитания
А. были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось
по Беотии и далее, Крит, Делос, малоазиатское побережье.
Аполлоновские праздники падают большей частью на весенние
месяцы; в это время года во многих местах совершались в честь
А. праздники очищения и искупления; таков у афинян и вообще
у ионян был праздник Qarghlia.
Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, происходили
обыкновенно поздним
летом каждые 4 года. На мысе Акции, Actium, где A. AktioV имел
храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года
совершалось празднество с состязаниями, происходившими
на суше и на море; со временем Августа это празднество (Aktia,
Actia, Actiaca) справлялось с особенным великолепием каждые
5 лет. Очень многочисленно, по мифологии, было потомство
А.; сыновьями его назывались преимущественно пророки, певцы
и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали.
Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк,
из растений оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается
последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна,
преследуемая влюбленным в нее А., превратилась в лавровое
дерево (dafnh). Ov. met. 1, 452
слл. Пластическое искусство представляет А. прекрасно-кудрым
(AkersekomhV),
сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами
лица.
Самая древняя из сохранившихся статуй найдена около Теней
в Пелопоннесе (н. находится в Мюнхене), а самая знаменитая
— это А. Бельведерский в Ватикане; он изображен здесь с эгидой,
которую держит пред собою, распространяя ее страх и смятение
среди своих врагов (в том же приблизительно положении, как
в Il. 15, 318). Голова А., соответствующая А. Бельведерскому,
прежде находилась в собрании Джустиниани, а ныне составляет
собственность графа Pourtales-Gorgier. Статуя из Пио-Клементинского
собрания представляет А. Мусагета в длинном ионическом одеянии
аедов. К римлянам почитание А. перешло от греков. Уже во
времена царей, как говорят, римляне вопрошали дельфийского
оракула: в 432 г. до Р. X. А. построен был первый храм в
Риме; здесь этот бог чествовался как A. medicus, как бог,
спасающий от мора; именно эта сторона представления о божестве
всего более и выступает в почитании А. у римлян. Во 2-ю Пуническую
войну в честь его установлены были Аполлоновы игры (Ludi
Apollinares, см. Ludi). Август, особенно высоко чтивший этого
бога, дал новое устройство столетним играм (ludi saeculares),
перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону
и Прозерпине, на А. и Диану.