•Apollonius,
АПОЛЛОНИЙ, ApollwnioV,
1) А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии,
современник Птолемеев Эвергета
(247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 гг. до Р.
X.), ученик Каллимаха, с которым впоследствии разошелся
во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное
и ученое изложение, и, отвергая для своего времени возможность
возрождения древнего эпоса, он полагал, что новые эпические
поэты должны ограничиваться разработкой незначительных
по объему сюжетов; напротив, А. старался подражать простоте
гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение:
он написал сохранившуюся и до нашего времени поэму Argonautika.
Он публично читал ее в Александрии, но будто бы, вследствие
интриг влиятельного Каллимаха, поэма не имела успеха. Тогда
А. отправился на Родос, где приобрел большое к себе расположение
как учитель грамматики; здесь же вновь переработанная им
поэма доставила ему большую славу и права родосского гражданства
(поэтому он и называется Родосским). Позднее он возвратился
в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз
она заслужила всеобщее одобрение; автор в 196 г. до Р.
X., в царствовавние Птолемея Эпифана получил место библиотекаря;
в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной
эпопеи, он написал еще KtiseiV (рассказы
об основаниях городов) и эпиграммы, направленные в особенности
против
Каллимаха. Поэма Argonautika состоит
из 4 книг; в них, без достаточно глубокого понимания характеров
и положений,
без творческой фантазии излагается в непрерывной временной
последовательности, просто и без напыщенности (Quint. 10,
1, 45) сказание об аргонавтах; для оживления рассказа,
который сам по себе довольно сух, там и сям искусно введены
прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей
и т. д. В языке А. старался подражать Гомеру; но выражения
александрийского поэта вообще гораздо короче, более сжаты,
искусственны и тяжеловаты, так что в общем поэма, сравнительно
с простотой и естественностью поэзии Гомера, кажется искусственным
произведением ученой кропотливости. Построение стиха вполне
правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вообще
александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей;
подражали то отдельным частям, как, напр., Вергилий в 4
книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк
в своих Argonantica. Изд. Merkel (1854). До нас дошло прекрасное
собрание схолий к А., впервые как следует изданное Keil`ем
(в Меркелевом издании Аполлония). Ср.: Weichen, uber d.
Leben u. Gedicht dess Apoll, v. Rh. (1821); 2) А. родом
из Перги (в Памфилии), «великий геометр», как его называли
уже в древности, жил во 2-й половине 3 в. до Р. X. и написал
сочинение о конических сечениях, kwnika
stoiceia,
в 8 книгах; оно составило эпоху в науке, и его метод до
сих
пор сохраняет свое значение. Только 4 первые книги существуют
теперь в оригинале, три следующие в арабском переводе,
а последняя совсем утрачена. Изд. Halley (1710). Из арабского
же перевода известны две книги peri
logou apotomhV, а
содержание других сочинений А., напр, peri
neusewn peri diwrismehV tomhV передает
Папп; 3) А. из Тианы (в Капподокии), жил, вероятно, ок.
50 г. от Р. X. большей
частью в Айгах в храме Асклепия; он был приверженцем пифагорейской
философии, к которой в те времена примешивались в изобилии
воззрения неоплатонические и восточные. Раздав полученное
от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии,
по Европе и Африке и наконец прибыл в Рим. Оттуда он должен
был удалиться в силу распоряжения, которым запрещалось
жить в Риме всем вообще философам, и отправился в Испанию
и Египет, но позднее вернулся в Рим, а умер, кажется, в
глубокой старости в Эфесе. Строго аскетический образ жизни
А., согласованный
с мнимо пифагоровскими правилами, и приписывавшиеся ему
чудеса доставили ему чрезвычайное уважение среди язычников;
его считали великим знатоком магии, о нем ходили разные
фантастические повествования. Филострат составил в 8 книгах
его жизнеописание, имеющее, впрочем, скорее характер романа,
чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли А. с
Иисусом Христом; против таких сопоставлений возражали христианские
писатели (Евсевий Памф.). А. приписывалось несколько едва
ли действительно ему принадлежавших сочинений; сохранилось
под его именем только 85 писем; 4) А. из Алабанды (в Карий),
у Страбона называемый MalakoV,
переселившись на Родос, преподавая там риторику. Там слушал
его в 120
г. до Р. X. Сцевола
(Cic. de or. I, 17, 28); 5) А. Молон (Molwn,
Appolonius Molon; это неправильные обозначения; на самом
деле лицо,
о котором идет речь, называлось просто Molwn)
переселился из родного города своего Алабанды на Родоса
в 88 г. до
Р. X. стал учить красноречию в Риме, но не долго здесь
оставался (Cic. Brut. 89). В 80 г. родосщ отправили его
послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение
за военные издержки, и при этом случае он снова преподавал
в Риме риторику (т. ж. 90). Цицерон в 78 г. слушал А. на
Родосе (от. ж. 91), чтобы отучиться от азианского красноречия;
Цезарь также был его слушателем (Suet. Caes. 4); 6) А.
по прозванию Sophista, александриец, сын Архибия, учитель
Апиона, современник Августа. Сохранившиеся под его именем
Lexikon, заключающий в себе
толкование гомеровских глосс, издал впервые Villoison (1773),
а затем
I. Bekker (1833);
7) А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность
своих исследований прозванный o DuskoloV.
Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора
М. Антонина Пия,
потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом
Музея. А.— основатель науки грамматики и поэтому по преимуществу
o tecnikoV. Из сочинений его
сохранились 4: 1) peri antwnumiaV (изд.
Bekker, 1818); 2) peri epirrhmatwn (в
Беккеровых Anecd., gr. II, p. 527-626); 3) peri
sundesmwn (т.
ок., стр. 477-526
сочинения, 2-е и 3-е изд., еще R. Scneider, Apollqnii scriptaminora,
1878) и 4) peri suntaxewV в
4 книгах (изд. Bekker, 1817, на нем. яз., перевод А. Buttmann,
1878).
Присциан, который
называет его (8, 439) summus artis auctor grammaticae,
в своих institutiones grammaticae взял в основание систему
А, [Ср.: Добиаш, Синтаксис Аполлония Дискола, 1878] Наверное,
не принадлежат этому грамматику сохранившиеся под именем
Аполлония istoriai qaumasiai.
которые были издаваемы большей частью вместе с сочинением
Антонина
(Liberalis)
и между
парадокса графами; 8) А. из Минда (в Карий), занимался
астрономией, особенно распространял халдейские взгляда
на нее и писал о кометах. Sen. qu. nat. 7, 3, 17.