•Atellanae fabulae,
АТЕЛЛАНА, ludi Atellani, особый род театральных
представлений, получивших название от кампанского города
Ателлы и изображавших
первоначально жизнь маленьких городов в смешном виде. После
уничтожения самостоятельности Кампании и латинизования
страны они были перенесены в Рим и пользовались там большим
успехом. Сюжет большей частью брался из сельской жизни
в ее отличие от городской и вообще из низших слоев общества.
Пьесы эти отличались веселым характером и были переполнены
необузданными остротами и забавными шутками. Неизменными
лицами в них были: maccus, обжорливый, сладострастный глупец;
bucco, широкоуст, бесстыдно назойливый блюдолиз и болтун,
pappus, старый, всеми надуваемый скряга, и dossennus, горбатый
плут; были и страшилища, напр. Manducus, Pytho, Lamia.
План пьес был прост и незатейлив, язык простонародный,
совершенно отличный от языка образованных классов. Часто
употреблялось даже оскское наречие. А. сначала, без сомнения,
представлялись экспромптом, позже же, со времен Суллы,
когда Л. Помпоний Бононийский и Кв. Новий придали им художественную
форму и сравняли их с другими видами комедии, представления
основывались на
писаном тексте, хотя и тогда еще давалось довольно много
простора импровизации. Актерами в А. были сыновья римских
граждан, и это не вело для них к утрате гражданской чести,
которой лишались актеры по профессии. Из писателей А. известны:
Кв. Новий, Л. Помпоний Бононийский, лучший из них, К. Муммий
и др. А. при пристрастии римлян к грубому комизму долго держались
на сцене и давались еще при императорах; но мало-помалу их
заменили пантомимы. Сначала они давались отдельно, затем,
когда Ливий Андроник ввел греко-римскую драму, они составляли
конец представления и потому назывались также exodia. От.
них сохранились почти только одни заглавия, собрание Munk,
de fabulis Atellanis (1840) и Ribbeck, scaenicae Roman. poesis
fragmenta, II (2-е изд., 1873), стр. 191 сл.