•Atimia, atimoV,
АТИМИЯ (противоположно epitimia,
epitimoV).
Идея христианства о равноправности всех людей в достижении
обещанных им благ
породила понятие об абсолютном достоинстве личности и нравственном
праве на уважение каждого человека отдельно, независимо
от внешнего его положения. Наружным образом это
нравственное достоинство выразилось в личной чести каждого
человека. Подобного понятия древние не знали, и потому римская
infamia, а еще более греческая atimia,
не соответствует нынешнему понятию о бесчестии. Афинская
atimia, о которой
здесь идет речь, означала в ее различных степенях полное
или ограниченное лишение гражданских прав, составлявших timh гражданина,
и входила в силу или на основании судебного приговора, или
же просто вследствие неисполнения каких-либо гражданских
обязанностей. Лишение прав было трех родов (Andoc. myst.
73-76.):
1) atimia kata prostaxeiV, низшая
степень, лишение лишь некоторых гражданских прав; так, напр.,
если
кто, затеяв
публичный процесс, прекращал его или при разбирательстве
не получал 75 голосов судей, то он лишался права возбуждать
подобные процессы;
2) atimia tou swmatoV, лишение
всех гражданских прав. Подвергавшийся подобному лишению не
смел
являться на
площади,
в публичных местах и в народном собрании, не мог подавать
жалобы в суд и вести процесса, одним словом, делался граждански
мертвым; если же он присваивал себе права гражданина (epitimoV),
то подвергался строжайшим наказаниям (ср. EndeixiV).
Иногда права восстанавливались, но это случалось очень редко,
и то только с согласия не менее 6000 граждан. О случаях подобного
лишения прав говорится при каждом преступлении отдельно;
3) atimia tou swmatoV kai twn crhmatwn была
схожа с предыдущей, но соединена еще с конфискацией имущества
и
применялась при известных преступлениях. Чаще же всего наказывались
ею государственные должники, не уплатившие своего долга до
девятой притании, когда сумма долга удваивалась. В этом случае
права восстанавливались, когда долг был уплачен, но если
должник умирал, не исполнив обязательства, то лишение прав
переходило на его детей и внуков. В Спарте полному лишению
прав подвергались те, кто убегал с поля сражения (tresanteV)
и кто с пренебрежением относился к народным обычаям и общественному
приличию. Atimia постигала также холостяков, и они лишались,
между прочим, права покупать и продавать. Thuc. 5, 34.