•Dhmhthr,
ДЕМЕТРА, Ceres, дочь Кроноса и Реи, сестра
Зевса (Hesiod. theog. 454), в качестве божественной матушки-земли
(Dhmhthr=Gh- mhthr) была покровительницей
растительного царства и преимущественно хлебных плодов. Это
была милостивая,
благодатная
богиня, кормилица людей. У Гомера, воспевающего войну,
сражения и дальние морские плавания, Д., как и Дионис,
упоминается редко и не находится в числе олимпийских богов.
Он упоминает только про миф о Д. и Иасионе (Od. 5, 125;
ср. Hesiod. theog. 969), по которому они на троекратно
вспаханной земле плодоносного острова Крита производят
Плута (богатство); но Зевс из ревности убивает Иасиона
молнией. Средоточие, на котором вращается миф и культ Д.,
это — отношение ее к дочери своей Персефоне, похищенной
Аидом (см. Proserpina). Гомер не упоминает об этом мифе,
но он знает о происхождении Персефоны от Зевса и Д. (Il.
14, 326. Od. 11, 217); в гомеровском же гимне (№ 4) в честь
Д. этот миф рассказывается подробно. Д. ищет похищенную
дочь девять дней; на десятый день она узнает от светлозоркого
Гелия, что она похищена Аидом. Удрученная печалью и исполненная
гнева на Зевса, с согласия которого произошло похищение
ее дочери, она странствует по земле до тех пор, пока не
приходит в образе старухи по именем Део (Dhw=ищущая)
в Элевсин, в дом Келея (сына Элевсинова). Супруга Келея,
Метанейра, поручает ей попечение о своем маленьком сыне
Демофоонте. Богиня захотела сделать его бессмертным; с
этой целью она смазывала его амбросией и держала ночью
в огне. Когда же Метанейра, застав ее за этим занятием,
вскрикнула от ужаса, Д. разгневалась и бросила свое намерение;
но Демофоонт все-таки удостоился вечных почестей за то,
что покоился на руках богини. Д. открылась богинею, повелела
воздвигнуть себе храм у источника Каллихора и научила людей
служить себе.
На Олимп, однако, она не являлась и сделала землю неплодородною,
пока Зевс не успокоил ее гнева, приказав вызвать Персефону
из подземного мира. Две трети года дочь с тех пор может оставаться
у своей матери на земле (см. Proserpina). Прежде чем Д. возвратилась
со своею дочерью на Олимп, она научила элевсинских правителей
Триптолема, Диокла, Евмолиа и Келея приношению священных
жертв и элевсинским таинствам. Элевсин был древнейшим местом
почитания Деметры; ее чествовали здесь преимущественно как
учительницу земледелия, приучившую этим занятиям людей к
оседлости и учредившую гражданский порядок, брак и мирную
жизнь. Поэтому она называется Qesmia,
QesmoforoV,
законодательницею. О совершавшихся в честь ее элевсинских
мистериях см. Eleusinia.
Рарийское поле близ Элевсина ежегодно торжественно вспахивалось
на память о том, что здесь были посеяны первые хлебные семена.
Триптолем, сын Элевсинов (или же Келеев, следовательно, заместивший
Демофоонта), имел здесь алтарь и так называемый триптолемов
ток; он, по преданию, изобрел плуг и по поручению Д. распространил
земледелие и соединенную с ним культуру, разъезжая по земле
в колеснице на драконах. И сама Д., странствуя на поисках
за своею дочерью, во многих местах научила людей земледелию.
В качестве богини земли, выводящей из почвы растения и особенно
хлебные посевы (Anhsidwra, воссылающая
дары, Cloh), зеленеющая), Д. вместе
с тем была и подземною богиней (cqonia)
и потому издревле во многих местах представлялась в брачном
союзе
с Посейдоном, представителем влажной стихии. Служение Д.
в древние времена пеласгов (поэтому PelasgiV)
было распространено по всей Греции, в Фессалии, Беотии, Аттике,
Мегарах, Коринфе,
Пелопоннесе и т. д. Из Мегар и Коринфа культ Д. перенесен
был в Сицилию, которая по причине плодородной почвы сделалась
любимым местопребыванием богини. Здесь в честь Д. и похищенной
Аидом дочери ее Персефоны справлялся целый ряд празднеств
по названиями: Anqesforia, Qeogamia,
Anakalupthria, Kureia, Qesmoforia.
Со времени переселения дорян, вследствие перевеса дорийского
образования,
мирный культ Д., не соответствовавший
характеру этого геройского фшмени, во многих местах Греции
потерял свое значение, пока ожившее вновь влияние ионийского
племени мало-помалу не распространило уважение к нему повсюду
и не перенесло его из Аттики опять в Пелопоннес в обновленной
форме. Д. приносились в жертву кроме быков и коров преимущественно
свиньи, по причине их плодородия, затем плоды и пчелиные
соты. Ей были посвящены также колосья, мак, фруктовые деревья
и т. п. Искусство изображало ее наподобие Геры, только с
чертами лица более материнскими, мягкими и кроткими, с венком
из колосьев на голове, с мистическим факелом и корзиною плодов
(как на помпейской стенной живописи) или с колосьями и маком
в руках. В позднейшие времена стали смешивать ее с Геей и
Реей-Кибелой. Римляне отождествляли Д. с римской богиней
Церерой, Ceres, и чтили ее совершенно по греческому обряду
(Cic. Balb. 24). Особенно ее чествовали плебеи, которые в
весенний месяц, 11 или 12 апреля, совершали праздник Cerealia.
Торжественным шествием отправлялись в цирк, где устраивали
конские скачки, продолжавшиеся 8 дней, надевали белые платья,
пересылали друг другу венки из цветов и устраивали у себя
праздничные угощения. Жертвенным животным служила свинья.
Перед жатвою земледелец также проносил богине в жертву свинью
(porca praecidanea) и первые собранные плоды (praemetium).
В Риме первый храм в честь Цереры был построен в 496 г. до
Р. X. во время голода Авлом Постумием недалеко от Цирка,
у подошвы авентинского холма, где жили преимущественно плебеи.
В позднейшие времена римляне смешивали Цереру с Теллурой,
Tellus. |