•Diogenes,
ДИОГЕН,
DiogenhV,
«Зевсом рожденный», часто встречающееся имя в древности;
замечательнейшие
люди этого имени следующие:
1) Д. Аполлонийский с острова Крита,
o
ApollwniathV,
последователь древнейшей, так называемой ионийской философской
школы, прозванный
o fusikoV,
младший современник Анаксагора, автор утратившегося сочинения
peri fusewV, в котором
упоминалось о нападении известного аэролита при Эгоспотамах
и которое, стало быть, написано было после 405 г. до Р.
X. Д., согласно с Анаксименом, признавал воздух первоначальной
стихией (
arch) и из него производил
все явления природы, не исключая человеческой души, приписывая
ему жизненную,
творческую и умственную силу. Cic. n. d. I, 12, 29: аёге
utitur deo. Diog. Laert. 9, 57. Монографию о нем написал
Panzerbieter (1830); 2) Д. Вавилонский,
o
BabulwnioV,
уроженец города Селевкии на реке Тигре, стоический, философ
и ученик Хрисиппа, от учения которого он почти ни в чем
не уклонялся. Вследствие высокого значения, которое он
имел как глава этой школы после Зенона (magnus et gravis
Stoicus. Cic. off. 3, 12, 51), он был послан в Рим вместе
с академиком Карнеадом и перипатетиком Критолаем в 155
г. до Р. X. Это знаменитое посольство подало римлянам первый
повод познакомится с греческой философией. Как специалист
по диалектике, Д. в этом предмете был учителем Карнеада.
Его многочисленные сочинения по различным областям знания
все утрачены. Cic. de or. 2, 38, 157. acad. 2, 45, 137.
tusc. 4, 3, 5; 3) Д. Циник,
o Kuwn,
родился в Синопе на берегу Эвксинского Понта в Пафлагонии
в 404 г. до Р. X.,
самый знаменитый из всех цинических философов, умер в 323
г. Когда отец его Гикесий был изгнан из своего города за
подделку монеты, сын вместе с ним бежал в Афины и по настоятельной
просьбе был принят Антисфеном (см.
Antisthenes)
в число учеников. Он не только развил систему своего учителя
с
величайшей последовательностью, но зашел далеко за ее пределы
в практическом приложении ее к жизни. Он до крайности преследовал
цель — не иметь потребностей и, хотя именно этим путем
желал достичь свободы и независимости, сделался рабом добровольно
избранных им испытаний и лишений. Он часто боролся с голодом,
употреблял самую дурную пищу, но все-таки не мог переваривать
сырого мяса и в случае нужды собирал подаяния. Днем без
обуви, без плаща, с длинной бородой, с палкой в руке и
сумкой через плечо бродил он по улицам и площадям Афин;
ночью спал обыкновенно в портике (
stoa)
Зевса и заявлял, бывало, что афиняне устроили для него
роскошное помещение, а в другое время — в глиняной бочке
или, вернее, в глиняной лачужке, которую афиняне в насмешку
называли бочкой (
piqoV). При
случае путешествия в Эгину он был захвачен разбойниками
и увезен
на остров Крит. Когда
он здесь продавался в рабство, его спросили: что же он
умеет делать? На это он ответил: «Править людьми» — и велел
герольду провозгласить: «Не хочет ли кто-нибудь купить
себе господина?» Коринфянин Ксениад купил его и поручил
ему воспитывать своих детей. С того времени он летом жил
в Коринфе, а зимой в Афинах. В Коринфе однажды Александр
Великий встретил его в Кранее, и Д. просил у него только
одной милости — не заслонять его от солнца; при этом случае
царь, говорят, произнес известные слова: «Ежели бы я не
был Александром, то желал бы быть Диогеном» (Cic. tusc.
5, 32, 92). Платон называл его сумасшедшим Сократом (
Sokr.
mainomenoV).
Когда однажды Д., войдя в дом Платона, грязными ногами
ступил на дорогой ковер и заметил, что попирает
высокомерие, то Платон заметил: «Да — другим высокомерием!»
Д. не выработал системы учения и потому вряд ли оставил
какие-нибудь сочинения; вся его философия заключалась в
образе его жизни. Он чуждался глубоких исследований и не
интересовался нравственными отношениями, лежащими в основе
государства (он первый называется
kosmopolithV)
и семьи. Вот почему жизнь его богата лишь анекдотами и
остроумными
или едкими возражениями; к лучшим ответам принадлежит тот,
который он дал одному тирану на вопрос: из какой меди следует
выливать статуи? «Из той,— отвечал Д.,— из которой были
вылиты статуи Гармодия и Аристогейтона». Он умер в Коринфе,
как рассказывают, на улице, в глубокой старости. Здесь
и на его родине были воздвигнуты в честь его статуи. Ср.
Gottling, ges. Abhandlungen I, стр. 251 слл.; 4) Д. Лаертийский,
уроженец киликийского города
Laerth,
жил в Афинах как грамматик, вероятно, в правление императора
Адриана или
несколькими десятками лет позднее. Ему мы обязаны сочинением
biwn kai gnwmwn twn en filosofia eudokimhsantwn в
10 книгах. Хотя это сочинение представляет собой не более
как несколько
беспорядочную компиляцию и часто страдает
от неточности и отсутствия критики, но, если не обращать
внимания на лишнее предпочтение, оказываемое Эпикуру, оно
довольно беспристрастно, служит главным источником сведений
по многим предметам истории древней философии и неоценимо
вследствие сообщения в нем многочисленных отрывков сочинений,
для нас утраченных. Оно предназначено было, собственно,
для ученой римлянки Аррии (см.
Arria). Текст его, вероятно,
значительно испорчен. Комментарии к нему составили Casaubonus
и Menage (собр. в амстердамск. изд. 1692 г., а кроме того,
Hubner'ом и Jacobitz'oм (1830); изд. Hubner (1828) и Cobet
(1850).