•Diomedes,
ДИОМЕД,
DiomhdhV,
1) сын Арея и Кирены, см. Hercules, 9; 2) сын Тидея, один
из
эпигонов (см. Adrastus). По окончании
похода эпигонов он в качестве аргосского царя и наследника
деда своего Адраста принимает участие в Троянской войне в сопровождении
своих верных товарищей Сфенела и Евриала (см.
Adrastus).
Hom. Il. 2, 559 слл. Под Троей он во время отсутствия Ахиллея
и
в битве, и в совете самых храбрый из всех; одушевляясь неукротимою
мужественною отвагою, при помощи Афины не страшится даже вступать
в бой с богами. Il. 8, 66 слл. Д. смелым нападением на Гектора
дает битве благоприятный оборот, и лишь молния Зевса, упавшая
перед его конями, заставляет его податься назад. Он первый
выступает охотником на ночную рекогносцировку, выходит с Одиссеем
из лагеря, убивает троянского лазутчика Долона и нападает на
фракийского царя Реса в его лагере. Il. 10, 220 слл. 470 слл.
Ср. Il. 11,310 слл. По сказанию послегомеровскому, он вместе
с Одиссеем проник подземным ходом в троянский кремль и, убив
стражей, похитил кумир Паллады — Палладий (Verg. А. 2, 163),
который затем или привезен был им в Аргос, или похищен у него
Демофонтом при высадке его в Аттике. По взятии Трои он благополучно
возвратился в Аргос. Od. 3, 180. О дальнейших его судьбах послегомеровское
сказание рассказывает различным образом. Афродита гневалась
на него за то, что он ранил ее под Троей ( Il. 5, 330. 410),
и потому соблазнила жену его Эгиалу или Эгиалею, дочь или внучку
Адраста, к прелюбодейству с Гипполитом, или Коме-том, или Киллабаром.
Поэтому Д., или добровольно, или же изгнанный прелюбодейкою,
оставил свое царство и отправился на родину своего отца — в
Этолию, где жил еще дед его Ойней, который был изгнан из своего
царства братом своим Агрием. Д. убивает сына Агриева Епопея
и возвращает престол своему деду, а по другому преданию, передает
престол Андремону, см.
Andraemon.
(Некоторые авторы относят этот поход в Этолию к промежутку
времени между походом эпигонов
и Троянскою войною и рассказывают, что Ойней с Д. отправился
в Аргос.) На обратном пути в Аргос корабль Д. уносится бурею
и он прибывает в Италию, в землю давниев. Здесь он подает помощь Давну
(сыну Ликаона, брату Япига и Певцеция) в войне его против жителей
Массании и в благодарность за это получает в супружество его
дочь Евиппу и господство над Давнией. С этою супругою он приживает
двух сыновей, Диомеда и Амфинома. Умирает он в Давнии или в
Аргосе, куда возвратился, или исчезает на одном из названных
по его имени Диомедовых островов в Адриатическом море, где,
по преданию, был его надгробный памятник. На восточном берегу
Италии он, рассказывают, построил несколько городов и святилищ,
особенно в честь Афины: Beneventum, Argos Hippium (Argyripa,
Arpi), Brundusium и др. Strab. 6, 284. Diomedei campi в Апулии
были названы по его имени. В Италии ему поклонялись как полубогу
(
hrwV) во многих городах, в Аргирипе,
Метапонте и т. д.; и в Греции его почитали полубогом. В Аргосе
в праздник Афины
его щит носился вместе с Палладием в торжественном шествии
и изображение его омывалось в реке Инахе. Вообще, здесь он
является в тесной связи с культом Афины (она же его и возвела
в боги, Pind. Nem. 10, 7), и потому у Гомера он поставлен в
более близкие отношения к олимпийским богам, чем кто-нибудь
другой из героев. Ср. Il. 5; 3) латинский грамматик, см. Grammatici,
6.