•Dio,
ДИОН, Diwn, 1)
благородный сиракузец, родился в 409 г. до Р. X., сын Гиппарина,
брат Аристомахи, супруги Дионисия,
и муж ее дочери. Еще в юном возрасте, под влиянием Платона,
он полюбил занятие философией, но, несмотря на свою откровенность
и строгость нравов, был в почете и у Дионисия Старшего.
Однако он безуспешно старался благотворно повлиять как
на него, так и впоследствии на его сына. Оклеветанный Филистом,
он был изгнан в 366 г. и отправился в Грецию, где, пользуясь
высоким уважением, жил в обществе философов, пока жестокости
Дионисия Младшего и преследование его семейства (его супруга
Арета была выдана замуж за Тимократа, а его сын Аретей,
или Гиппарин, был увлечен в распутство) не побудили его
вместе с братом своим Мегаклом и при помощи Гераклида сделать
попытку к освобождению отечества. С 800 наемников он сел
на три корабля в Закинфе в 357 г. и был принят в Сиракузах
с радостью; однако замок города оставался в руках возвратившегося
из Италии Дионисия. Последовала продолжительная борьба. Переговоры
с Дионисием и резкое обращение лишили Д. расположения народа.
Когда Гераклид оклеветал его в стремлении к тирании, он со
своими наемниками отправился к леонтинцам; но, когда выбранные
на его место 25 стратегов не были в состоянии защищать город,
сиракузяне, снова пригласили его к себе на помощь. Не думая
о мести, он опять взял на себя обязанности военачальника,
предоставив Гераклиду командование флотом. Наконец ему удалось
принудить Дионисия к сдаче крепости. Но когда Д. при всей
своей простоте и умеренности стал обнаруживать большую строгость
и стремиться к тому, чтобы преобразовать необузданную демократию
в аристократическую форму правления, то народ опять стал
слушаться демагогов. Допущенная Д. казнь Гераклида еще более
возбудила против него народ. Этим настроением сиракузян воспользовался
афинянин Каллинн; вкравшись хитрым образом в доверие Д.,
он составил заговор против него, и Д. был убит в своем покое
им и его сообщниками в 353 г. Сиракузяне оплакивали его смерть
и воздвигли памятник в честь его как восстановителя свободы.
Plut. Dion. Nep. Dion. Diod. Sic. 16; 2) Dio Chry-sostomus
Cocceius (а не Cocceianus), родился в Прусе в Бифинии, около
середины 1 в. от Р. X., происходил из знатного семейства,
тщательно был воспитан и сначала занимался риторикою, потом
посвятил себя философии и сделался последователем учения
стоиков. В правление императора Диоклециана он некоторое
время жил в Риме, но вскоре был изгнан им оттуда, странствовал
по придунайским владениям Римской империи и возвратился в
Рим, когда на императорский престол взошел друг его, Кокцей
Нерва, у которого, равно как и у преемника его Траяна, он
был в большом почете. Побывав в своем родном городе (100
г.), он опять возвратился в Рим, где и умер, неизвестно в
котором году. Знаменитые речи его (80 речей), за которые
его прозвали Златоустым (Chrysostomus), скорее — рассуждения
философского и нравственного содержания, изложенные в весьма
изящной форме чистым языком. Они дошли до нас и обнаруживают
в авторе счастливого подражателя Платона, Демосфена и Эсхина;
он лучший стилист своего времени. Изд. J. J. Reiske (1784-1789),
Emperius (1844) L. Dindorf (1857); 3) его внук, Dio Cassius
Cocceianus (вернее: Cassius Dio), родился в Никее 155 г.
от Р. X., происходил из сенаторского семейства и получил
тщательное воспитание. В зрелом возрасте (186-190) он выступил
в Риме оратором, сделался сенатором, затем претором (194
г.) и при императоре Макрине управлял Пергамом (218 г.).
Впоследствии был два раза консулом, управлял по очереди провинциями:
Африкой, Далмацией и Паннонией и, избежав, благодаря заступничеству
Александра Севера, ярости преторианцев, недовольных им за
строгость дисциплины, провел последние годы своей жизни в
Кампании. После второго своего консульства он возвратился
на родину и там и умер. По внушению божества, явившегося
ему в сновидении,
он написал историю правления императора Коммода, принялся
затем за свою большую римскую историю (Rwmaikh
istoria)
и нашел силу и мужество продолжать и кончить ее опять же
в сновидениях, в которых судьба (Tuch)
обещала ему бессмертие. 22 года он трудился над этой историей;
начиная со сказаний
об Энее, она заключала в себе 80 книг, разделенных по декадам,
и была составлена таким образом, что современные автору
события излагались в ней гораздо подробнее остальных. Dio
Cass. 72, 18. От этой истории сохранились книги 37-54,
а из других книг более или менее значительные извлечения,
сделанные константинопольским монахом Ксифилином в 11 в.
Продолжение истории Д. до Константина Великого, конечно,
написано позже, вероятно, христианским автором. Слог Д.
тщательно выработан, часто красноречив, но иногда и тяжел.
Главным делом являются у него военные события, затем придворные
известия, а изложение истории государственного развития
ему оказывается не по силам. Защитники свободы ему, как
царедворцу, ненавистны. Повсюду проявляется суеверная страсть
к чудесам. Образцом ему, по-видимому, служил Полибий, которому
он подражал в обсуждении событий и их причин, не будучи,
однако, в состоянии поравняться с ним; некоторые отделы
составлены по образцу Фукидида, а политические рассуждения,
содержащиеся во вставленных речах,— по образцу ораторов
классического периода. Изд. Fabricius и Reimarus (1750-1752),
F. W. Sturz (1824), J. Bekker (1849), L. Dindorf (1863).
•Dion или Dium,
ДИОН, to Dion,
1) мыс на северном берегу острова Крита; н. С. Диа; 2)
город
у подошвы Олимпа и при Фермейском заливе
в македонской области Пиерии (Thuc. 4, 78), названный по
храму Зевса, весьма знаменитому во времена Полибия. Pol.
4, 62. Liv. 41, 7. Здесь были воздвигнута в память павших
в битве при Гранике воинов вылитые Лисиппом конные статуи,
которые впоследствии увезены были в Рим. Arr. 1, 16, 4.
н. Малафрия; 3) город на халкидском полуострове Акте. Hdt.
7, 22. Thuc. 4, 109.; 4) город на острове Эвбее при мысе
Кенее (Kenaion). Hom. Il. 2,
538. Strab.
|