• Dioskouroi,
ДИОСКУРЫ, т. е., Зевсовы отроки, Кастор
и Полидевк (PoludeukhV,
Pollux), сыновья Леды, братья Елены и Клитемнестры, родившиеся
в Амиклах. Они считаются или сыновьями Тиндарея и называются
поэтому Тиндаридами, или же детьми Зевса, который, по позднейшему
сказанию, произвел их, приняв вид лебедя. По Гомеру, они
еще до Троянской войны сошли с лика земли: «Но и в недрах
земных высоко почтенные Зевсом, то один день, чередой, наслаждаются
жизненным светом, то умирают опять, а по чести богам они
равны». Il. 3, 236. Od. 11, 298. Это были два юных героя,
из которых Кастор славился как укротитель коней (ippodamoV),
а Полидевк как кулачный боец (pux agaqoV).
Они предприняли поход в Аттику, чтобы освободить сестру свою
Елену, похищенную
Тесеем, сопутствовали аргонавтам и боролись с сыновьями Афареевыми
Идасом и Линкеем, у которых они похитили их невест, Фебу
и Гилаейру (Foibh, Ilaeira), дочерей
общего их дяди Левкиппа, Левкиппид, и женились на них (см.
Idas).
В этой последней
борьбе Кастор, который был смертный сын Тиндарея, пал; тогда
Полидевк, бессмертный сын Зевса, из любви к брату упросил
своего отца, чтобы ему также позволено было умереть. Зевс,
однако, предоставил ему на выбор или обитать с ним вместе
на Олимпе, или один день пребывать вместе с братом на Олимпе,
а другой — в преисподней. Полидевк избрал последнее. Таким
образом позднейшее сказание объясняло упомянутую Гомером
поочередную смену смертно-бессмертной жизни. Первоначально
оба Диоскура были, вероятно, древнепеласгийские божества
света, принятые вторгнувшимися в Пелопоннес дорянами и почитавшиеся
ими как герои-полубоги. В Спарте они были защитниками государства
и покровителями гимнастики; впоследствии их смешивали с самофракийскими
Кабирами, представляли путеводителями моряков и покровителями
гостеприимства (см. Qeoxenia).
Знаком их близости моряки считали появлявшиеся иногда на
оконечностях
мачт электрические
огоньки — огонь Св. Ильи. Праздник в честь Диоскуров назывался
Dioskouria или также Anakeia,
от слова AnakeV,
т. е. anakteV — властители, верховные
правители, как и называли их в некоторых местах, а именно
в Афинах. |