На главную страницу Оглавление


Д

 
•Domitii,
ДОМИЦИИ, знатный плебейский род, разделявшийся на две ветви Агенобарбов и Кальвинов. А. Замечательнейшие мужи из этого рода следующие: I. Ahenobarbi (ahenea barba, рыжая борода, по мифическому сказанию, таков был знак, полученный от Диоскуров в удостоверение победы при Регильском озере. Suet. Ner. 1 сл. Plut. Лет. Paul. 25): 1) Cn. Dom. Ahenob., в качестве городского оратора 194 г. до Р. X. освятил храм Фавна (Lix. 33, 42) и воевал с бойями, пока не опустошил окончательно их землю и заставил их покориться (Liv. 36, 37); 2) Cn. Dom. Ahenob. в 167 г. до Р. X. находился в числе поверенных, которые с Эмилием Павлом устраивали дела Македонии. Val. Мах. 1, 1, 3; 3) сын его Cn. Dom. Ahenob., консул 122 г. до Р. X., покорил аллоброгов и арвернов (Cic. Font. 12, 26), частью с помощью слонов, наводивших страх на неприятеля. Vell. Pat. 2, 10. В качестве цензора он в 115 г. удалил из сената недостойных его членов (Cic. Cluent. 42, 119. Val. Max. 2, 2, 9); им также была устроена via Domitia в Галлии Cic. Font. 4, 8; 4) сын его Cn. Dom. Ahenob., консул 96 г. до Р. X., в звании народного трибуна 104 г. предложил закон lex do sacerdotiis, по которому жреческие должности должны были замещаться уже не по избранию (cooptatio) самих жреческих коллегий, а по выбору народа или, точнее, 17 триб, назначавшихся для этого по жребию (Cic. Lael. 25, 96 с примеч. Зейфферта; leg. agr. 2, 7, 17); ранее подобное же предложение, сделанное трибуном Гаем Лицинием Крассом, не имело успеха вследствие заявления авгура Гая Лелия, что оно заключает в себе осквернение religionis sacrorum. Vell. Pat. 2, 12. О споре Домиция с Эмилием Скавром см. Cic. Deiot. 11, 31 и Val. Мах. 6, 5, 5. Будучи цензором вместе с известным оратором Л. Крассом, в 92 г. он издал эдикт против возникших в то время латинских риторических школ, назвав их ludos impudentiae (Cic. Brut. 44. de or. 2, 56. Gell. 15, 11), и завязал ссору (altercatio) Co своим товарищем, при случае которой тот упрекнул его в том, что у него os ferreum и cor plumbeum. Suet. Ner. 2; 5) брат его L. Dom. Ahenob., консул 94 г. до Р. X., боролся с трибуном Сатурнином в 100 г. и, как приверженец Суллы, был, по приказанию Мария, убит претором Дамасиппом в Curia Hostilia. Val. Max. 9, 2, 3. Flor. 3, 21; 6) сын его Cn. Dom. Ahenob., зять Цинны, в числе приверженцев Мария был в опале от Суллы 82 г. до Р. X. в Клупее в Африке, стал во главе своей партии, бежавшей из Рима, но был побежден Помпеем при Утике и пал, сражаясь в первых рядах войска. Plut. Pomp. 10. Val. Мах. 6, 2, 8; 7) L. Dom. Ahenob. (сын названного под № 4) друг Цицерона, консул 54 г. до Р. X., vir neque satis constans et ingenio truci (Suet. Ner. 2), супруга Порции, сестры Катона Утикского, непримиримый враг Цезаря, в преемники которого был назначен в Галлии. Caes. b. с. 1, 6. Он собрал войско в самнитском городе Корфиние и рассчитывал соединиться с Помпеем в Апулии, но неявка последнего и прибытие Цезаря разрушили этот план. Войско его само от себя вступило в переговоры с Цезарем и получило дозволение беспрепятственно отступить. Домиций попал в руки Цезаря, который, однако, великодушно отпустил его вместе с военной кассой (Caes. b. с. 1, 16 слл.). В фарсальском сражении он стоял на правом крыле, против Антония; но, когда победа склонилась на сторону Цезаря, бежал из лагеря на возвышение, где настигли и изрубили его всадники Антония. Caes. b. с. 3, 99. Cic. Phil. 2, 29, 71; App. b. с. 2, 82; 8) сын его, Cn. Dom. Ahenob. принимал участие в последних действиях своего отца при Корфиние и Фарсале, но получил от Цезаря позволение возвратиться в Италию. Здесь он присоединился к заговору против Цезаря (Cic. Phil. 2, 11, 27) и потом последовал за Брутом в Македонию. Suet. Ner. S. Предводительствуя флотом в Ионическом море, он совершенно уничтожил корабли триумвиров, но после битвы при Филиппах передал флот, которым командовал, Антонию, помирившись с ним при посредничестве Азиния Поллиона. Однако, он отстал от Антония, когда узнал его отношение к Клеопатре, и перешел к Октавиану, но вскоре затем умер. Suet. Ner. 3. App. 4, 86 слл. 115 сл. Dio Cass. 50, 13; 9) сын его L. Dom. Ahenob., консул 16 г. до Р. X., был женат на старшей дочери триумвира Антония, командовал войском в Германии, перевел его через р. Эльбу и проник в Германию дальше, чем до него кто-либо из римлян. Tac. ann. 1, 63. 4, 44. Он был заносчив и груб, и по его распоряжению давались гладиаторские игры с беспримерной жестокостью. Suet. Ner. 4. 6; 10) сын его Сп. Dom. Ahenob., муж Агриппины, дочери Германика, отец Нерона. В должности проконсула он управлял Сицилией и был человек весьма низкой нравственности Suet. Ner. 6; II Calvini: 1) Cn. Dom. Calv. Maximus, консул 283 г. до P. X., вместе со своим товарищем по консульству Долабеллой разбил соединенных сенонов, бойев и этрусков, наведших большой страх на Рим. Впоследствии он был диктатором и первым цензором из сословия плебеев. Pol. 2. 19 слл.; 2) Cn. Dom. Calv., был избран в консулы 53 г. до Р. X. вместе с М. Валерием Мессаллою; он раньше уже домогался этой должности, но тогда ему не удалось сделаться консулом, несмотря на совершенные им для этой цели подкупы. Cic. ad Ait. 4, 16. Он был сторонником Цезаря, в Фарсальской битве командовал центром войска (Caes. b. с. 2, 42. 3, 34. 78. 89) и после битвы поддерживался Дейотаром, при защите которого Цицероном он присутствовал. Cic. Deiot. 5, 14. 11, 32. Впоследствии, в качестве наместника в Азии, получил поручение остановить успешные военные действия Фарнака, сына Митридатова, но по неопытности своих войск проиграл сражение при Никополе. Dio Cass. 42, 46. Caes. b. Alex. 31 слл. 65 слл. App. b. с. 2,91. Mithr. 120. Затем он начальствовал над флотом триумвиров в Ионическом море, который был разбить Агенобарбом (см. Dom. Ahenob. 8) и воевал в Испании с возмутившимися церретанами, за что, хотя и поздно, был удостоен триумфа. Dio Cass. 48, 42. B. Из женщин этой фамилии замечательны следующие: 1) Domitia, дочь Л. Дом. Агепобарба (№ 7), тетка императора Нерона, который велел ее отравить в глубокой старости, чтобы захватить ее имущество. Suet. Ner. 34. Tac. ann. 13, 19; 2) сестра ее, Dom. Lepida, мать Мессалины, была казнена по настоянию Агриппины. Suet. Ner.7. Claud. 26. Tac. ann. 11, 37 сл. 12, 64 сл.; 3) Flavia Dom. (Domitilla), вольноотпущенница, супруга Веспасиана, мать Тита и Домициана, умерла до провозглашения Веспасиана императором; 4) Domitia Longina, дочь Корбулона, прекрасная, но распутная супруга Домициана, отвергнутая им на время за близкую свою связь с актером Парисом, впоследствии приняла участие в убийстве императора. Dio Cass. 57, 15 слл. Другие Домиции, не принадлежавшие к gens Domitia: 1) Dom. Afer см. Afer; 2) L. Dom. Aurelianus сл. Aurelianus; 3) Cn. Dom. Corbulo, брат Цезонии, супруги императора Калигулы, отличный полководец, одержавший блистательные победы в Германии при устьях Везера над хавками под предводительством Ганнаска (47 г. от Р. X.) и в Армении над Тиридатом и братом его Вологесом, царем парфянским (58 и 61 г. от Р. X.), человек редкой кротости и честности. Его слава возбудила ненависть Нерона; поэтому Нерон послал ему, получившему приказание прибыть в Грецию, в Кенхреи смертный приговор, который Домиций предупредил добровольным самоубийством. Tac. ann. 11, 18 слл. 13, 6 сл. 34 слл, hist. 2, 76. Dio Cass. 62, 17. Он составил записки о своих наблюдениях на Востоке, не дошедшие до нас, был замечательным оратором и отличался ростом и силой тела, которые обратились в пословицу. Iuv. 3, 251. Ср.: Egli в Budinger's Untersuchungen Zur rom. Kaisergeschichte, т. 1, стр. 336—343; 4) Dom. Marsus, замечательный поэт Августова века, ученик Орбилия, современник и друг Вергилия и Тибулла (Гораций ни разу не упоминает о нем). В рукописях Тибулловых стихотворений находится превосходная элегическая надгробная надпись (epitaphium), сочиненная Домицием по случаю преждевременной смерти Тибулла; она важна для хронологического определения некоторых обстоятельств жизни Тибулла. Домиций написал стихотворения элегические (Amores или, по имени своей любовницы, Melaenis) и эпические (Amazonis; к этому стихотворению, вероятно, относится шутка Горация Od. А, 4, 18 слл.), а кроме того, едкие эпиграммы, из которых одна сохранилась, и басни (fabellae). Квинтилиан (6, 3, 102) упоминает о сочинении его de urbanitate; но не доказано, что оно было написано прозой. Ср.: Weichert, poet. Lat. rel. p. 241-269.

 


 

 

На главную страницу Оглавление