•Druidae,
ДРУИДЫ, Druides, Druidai,
сословие жрецов, разделявшее в Галлии власть с воинственной
родовой знатью. Д. не составляли
собственно жреческой касты из определенного числа семейств,
но — закрытую корпорацию, разделенную на разные классы
и степени, с пожизненным верховным жрецом во главе. Эта
корпорация была высшим сословием в государстве и освобождена
от всех государственных повинностей, почему молодые люди,
даже из знатнейших семейств, добивались принятия в число
Д. Хотя они жили вместе с народом, тем не менее вели строгую
и скромную жизнь и носили особенную, присвоенную их сану
одежду, которая состояла из короткого, спереди застегнутого
нижнего платья, с узкими внизу рукавами и из плаща. Они
были жрецами и наставниками народа в священных и мирских
делах, улаживали споры частных лиц и целых государств,
были врачами и предсказателями и вообще представителями
всей духовной жизни народа. В глазах народа они пользовались
величайшим уважением и имели большое влияние на общественные
и частные дела; если они объявляли кого-нибудь в опале
за преступление или неповиновение, то с таким человеком
народ прекращал всякое общение. Один раз в году, в известное
время, они собирались в священном месте, в стране карнутов,
которая, по общему мнению, находилась в центре всей Галлии,
и на этом собрании они чинили суд и расправу всему народу,
сходившемуся здесь из всех уделов для представления им
своих жалоб и притязаний. Учение Д. было сокровенное; оно
передавалось символическим и образным способом и не могло
быть излагаемо письменно. Чтобы вполне усвоить это учение,
часто требовалось не менее 20 лет. Кроме полного религиозного
учения, вновь поступившие изучали: ифику и правоведение,
математику, астрономию и естествоведение, врачевание и
искусство предсказаний, все это с большой примесью мистического
суеверия. Главным местом, где процветало учение Д., была
Британния (а именно остров Мона); оттуда, говорили, оно
проникло в Галлию. При их религиозных служениях, которые
совершались преимущественно в священных дубовых рощах и
на уединенных горах и островах, приносились даже человеческие
жертвы. Когда Цезарь явился в Галлию, Д. еще пользовались
полным уважением и влиянием; но коль скоро, вследствие оримления
страны, древняя национальная религия кельтов пришла в упадок,
Д. лишились своего политического влияния, а вмсте с тем и
того благоговения, с которым прежде относились к их священному
сану. Император Клавдий совершенно воспретил религию Д. С
тех пор они удалились из общественной жизни в свои школы
и тайно продолжали действовать на народ посредством гаданий
и колдовства до позднейших христианских времен. Упоминаются
также женщины-Д., Druiades, DruideS, как прорицательницы;
но нет точных указаний на то, в каком отношении они стояли
к остальным Д. Caes, b. g. 6, 13. 14. 16. Ср.: Strab. 4,
197. Mela 3, 2. Amm. Marc. 15,9,8.