•Aegis,
ЭГИДА, aigiV, idoV, наводящий ужас,
страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста.
Когда
тучесобиратель своей
десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает 100
кистями увешанную, ужасом смятения обрамленную Э.; «на
ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас
преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища».
Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Слово это может быть
производимо от корня AIG и означает
бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда — оружие и
щит Зевса, который поэтому
называется aigiocoV, aigidoucoV,
эгидодержец. Кроме того, и любимая дочь Зевса, Афина, носит
Э.; в исключительных
случаях носит ее и Аполлон (Il. 15, 221 слл.). О производстве
этого слова от aix, коза, и
о значении козья шкура у Гомера не может быть и речи; напротив,
позднейшие сказания делают
это значение основным и, выходя от обычая диких народов
употреблять на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки
и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, в исполнение
известного
ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы
— своей кормилицы, прикрепив к шкуре и голову Горгоны. Позднейшее
представление об Э., как исключительной принадлежности Афины,
произошло из гомеровского представления Э. Зевса, так как уже
у Гомера весьма часто Афина носит Э. своего отца. На изображениях
Э. Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей
грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди,
посередине которого находится голова Горгоны, а по краям змеи.
Геродот (4, 189) объясняет происхождение представления об этой
Э. тем, что ливийские-девушки, служительницы этой богини, носили
поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромами. По Диодору
(3, 70), Э. была чудовище, рожденное землей, извергающее огонь,
опустошившее Фригию, Индию, Египет, Ливию; Афина убила его
и шкуру его сделала своим щитом. |