На главную страницу Оглавление

Э

 
•Aegis,
ЭГИДА, aigiV, idoV, наводящий ужас, страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста. Когда тучесобиратель своей десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает 100 кистями увешанную, ужасом смятения обрамленную Э.; «на ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Слово это может быть производимо от корня AIG и означает бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда — оружие и щит Зевса, который поэтому называется aigiocoV, aigidoucoV, эгидодержец. Кроме того, и любимая дочь Зевса, Афина, носит Э.; в исключительных случаях носит ее и Аполлон (Il. 15, 221 слл.). О производстве этого слова от aix, коза, и о значении козья шкура у Гомера не может быть и речи; напротив, позднейшие сказания делают это значение основным и, выходя от обычая диких народов употреблять на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, в исполнение известного ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы — своей кормилицы, прикрепив к шкуре и голову Горгоны. Позднейшее представление об Э., как исключительной принадлежности Афины, произошло из гомеровского представления Э. Зевса, так как уже у Гомера весьма часто Афина носит Э. своего отца. На изображениях Э. Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди, посередине которого находится голова Горгоны, а по краям змеи. Геродот (4, 189) объясняет происхождение представления об этой Э. тем, что ливийские-девушки, служительницы этой богини, носили поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромами. По Диодору (3, 70), Э. была чудовище, рожденное землей, извергающее огонь, опустошившее Фригию, Индию, Египет, Ливию; Афина убила его и шкуру его сделала своим щитом.

 

 

 

 

На главную страницу Оглавление