• Aeglna,
ЭГИНА,
Aiginh,
позднее
Aigina, н. Эгина или
Энгия, остров в Сароническом заливе между Арголидой и Аттикой,
не
многим
более 2 кв. миль величиной, в большей части горист (
Tripurgia,
Panellhnion), на равнинах (на западе) чрезвычайно
плодороден; в почве обильные
залежи ценной глины, которую употребляли
для выделки превосходной посуды (отс.
cutrwpoliV).
По народному сказанию, Зевс принес Э., дочь флиасийского
речного
бога Асопа, на этот остров, тогда называвшийся Ойноной;
здесь Э. родила Эака (см.
Aeacus);
затем Зевс населил остров мирмидонами. Это сказание указывает
на колонизацию из
Флиунта и Фии. После того как Эакиды оставили остров, а
именно Теламон ушел на Саламин, а Пелей в Фию, этнографический
характер населения (
Aiginhtai),
вследствие прихода сюда новых поселенцев из Эпидавра, сделался
существенно
дорическим (Hdt. 8, 46) и история Э. была тесно связана
с историей Эпидавра, особенно в половине 8 в., во время
тирании Фейдона, того самого, который, как говорят, первый
стал чеканить серебряную монету. Однако около 540 г. эгинцы
вышли из-под зависимости от Эпидавра и настолько развили
свою торговлю и морские силы, что сами стали основывать
колонии (Кидония на Крите, Эгинет в Пафлагонии). Немало
содействовали они успеху борьбы против персов. В битве
при Саламине эгинцы кроме кораблей, необходимых для защиты
их родного острова, выставили еще 30 трирем для союзного
греческого флота и получили первую награду за храбрость.
Hrdt. 5, 83. 8, 46 и 93. Вскоре, однако, это значительное
могущество эгинцев возбудило зависть соседей их, афинян,
которым и удалось в войну с Коринфом, Эпидавром и Э. разбить
близ этого острова флот эгинцев; а затем эгинцы должны
были (457 г.) срыть свои стены, выдать корабли и платить
дань. Позднее (431 г.) жители были даже совершенно прогнаны
с острова афинянами и, по указанию лакедемонян, поселились
в области Фиреатиде. Хотя в 404 г. Лисандр и переселил
их обратно на Э., могущество и благосостояние этого острова
были уже сокрушены. Позднее остров Э. принадлежал к Ахейскому
союзу, затем этолянам, Атталу Пергамскому и наконец римлянам,
под властью которых остров сохранял номинальную автономию.
Богато разукрашенный портовый город Э. находился на западном
берегу и имел две, отчасти искусственно, посредством молов,
устроенные гавани; в городе находился
Aiakeion,
храм Эака, в котором хранились и венки, получаемые на эакеях,
т. е. на празднике, совершавшемся в честь Эа-ка (Pind.
Nem. 5, 53); далее к середине острова лежал город
Oih).
На Панеллении стоял храм Зевса. Но не отсюда, а из одного
храма Афины взяты находящиеся теперь в мюнхенской глиптотеке
фронтонные группы, из которых одна изображает борьбу за
тело Ахилла, другая, вероятно, борьбу за труп Оикла, боевого
товарища Геракла при взятии Трои. Известен в истории искусств
эгинский стиль; отличительная черта его та, что, стараясь
выразить пластическую индивидуальность и быть близким природе,
он в то же время остается верным традиционным типам богов
более, чем стиль аттический. Замечательными мастерами эгин-ского
пошиба были: Каллон, Анаксагор, Главкий, Симон, Опат. Из
многообразных предметов торговли эгинцев особенно замечательна
эгинская бронза, приближающаяся по достоинству к коринфской
и делосской, и множество галантерейных и мелких вещей,
почему под именем
Aiginaia empolh подразумеваются
всякого рода мелкие товары, безделушки. Как густо было
население
острова, показывает известие, по которому на Эгине жило
5000 граждан и 470 000 рабов. Aristot. ар. Athen. 6, 272.
d. Strab. 8, 375. Ср.: О. Muller, Aegineticorum liber (1817).
About в Archives des missions scientif., III p. 481-567.
Bursian, Geographie von Griechenland, II, 77 слл.