•Empedocles,
ЭМПЕДОКЛ, Εμπεδοκλής, философ, происходил из богатой и знатной фамилии в Агригенте, родился около 490 г. до н. э. Его отец Метон участвовал в изгнании тирана Фрасидея 470 г. до н. э.; он сам в 444 г. до н. э. свергнул аристократию. Воодушевленный идеей о свободе, он отказался от предложенной ему царской власти и ввел чисто демократическое устройство. Если не считать поездки в Фурии, он оставался все время в отечестве, но в преклонном возрасте, потеряв расположение народа, он оставил родной город и отправился в Пелопоннес; его врагам удалось воспрепятствовать его возвращению, и, таким образом, он умер на чужбине ок. 430 г. Отличаяся как государственный человек, естествоиспытатель, философ, оратор и врач, Э. считался вместе с тем любимцев богов, при жизни как творитель чудес, после как герой. Любовь его друзей и ненависть врагов покрыли историю его жизни, особенно — смерти рядом басен, в которых трудно разобраться. Он подобен Пифагору, хотя и не имел столь широкого поля для своей деятельности и не основал никакой школы. Он не ограничивался только философскими спекуляциями о природе, но оказал также и политическую деятельность и первый выставил теоретические положения общественного красноречия. Е. оставил лишь поэтические произведения, составляющие переход от мифической космогонии к настоящей спекуляции. Его главное произведение приводится под заглавием περί φύσεως (φυσικά); оно включало 200 стихов в 3 книгах, из коих первая содержала общие законы бытия и учение о совокупности всего, вторая — возникновение отдельных явлений природы, третья — образование и развитие человека и особенно учение о душе. Καθαρμοί (по преданию из 3000 стихов) были своего рода ификой, где, вероятно, содержалось учение о переселении души; кроме того, ему приписывался λόγος ιατρικός, поучительно стихотворение для врачей, равно как трагедии и много политических и исторических сочинений, хотя последнее сомнительно. Е. писал на ионическом диалекте и считался образцом строгого стиля; многочисленные фрагменты свидетельствуют о фантастическом и несколько тяжелом изложении. Фрагменты собрал Sturz (1805), Karsten (1838), Stein (1852) и Mullach в Fragm. philosoph. graec. (1860). Будучи учеником Анаксагора, Парменида, Пифагора, Гераклита и др., Е. старался соединить ионическую физику с элеат-ской метафизикой и Пифагоровым учением о гармонии. В мифическо-поэтическом развитии являются следующие главные пункты: ничто не является и не проходит, возникновение и исчезновение есть только смешение и разделение смешанного. Первоначально были 4 элемента (ριζώματα), называющиеся мифически: Ζευς αργής, "Ηρη τε φερέσβως ήδ' Αϊδωνεύς Νήστίς θ' ήδακρυόεσσα, и при этом движущие принципы, φιλία и νεΐκος. Эти 6, называющиеся также душами и богами, первоначально были соединены в σφαΐρος (описываемом в мифах как золотой век, в котором Киприда одна царила в мире), который в духовном смысле есть гармония мира, единство всего, истинный бог, в материальном — совокупность элементов, хаос. Силою νεΐκος происходит движение в элементах, они оделяются; но φιλία снова соединяет их в.образы. Через постепенное возвышение от дурно соединенных образований до более совершенных организмов возникают животные; высшая ступень есть человек, в коем преобладают огонь и φιλία; душа же, как соединение всех элементов, находится в связи со всем; таким образом, познание и мышление основано на чувствах: νόησις есть αΐσθησις. При этом Е. приходит и к более возвышенной духовной мысли, упоминая τρίτη δύναμις, внутреннее стремление равного к равному, как высший принцип в постоянно меняющейся борьбе противных сил, равно как δίκαιος λόγος συναγωνιζόμενος τη φιλία, называющийся также Μοϋσα. Ифика Е. основана на общем, вечном мировом законе (ανάγκη), распространенном везде в воздухе и в небе; с ним соединяется Пифагорова аскетика и диэтетика, в силу которой запятнанная преступлениями душа должна стремиться к очищению и просветлению, чтобы снова достичь своего прежнего места; к этому служит также ее переселение в животные и растения. Здесь, впрочем, уже трудно в поэтической форме отыскать самую сущность дела. Наряду с душой упоминаются также демоны, оторванные от σφαΐρος и изгнанные, равно как наряду с вышеупомянутыми богами — и боги народной религии. В монографии: Empedocles und die Aegypter, A. Gladich (1858) делает попытку доказать, что Э. просто излагает египетскую мудрость и что все то, что нам, несомненно, передано в мировых воззрениях египтян, равно как произведения их искусства и архитектуры, дошедшие до нас, совершенно согласуются с учением Э. и находят в нем полное объяснение. |