•Aeolus,
ЭОЛ, AioloV,
1) старший сын Геллена и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона
или
Зевса,
брат Дора и Ксуфа, властитель фессалийской
Магнесии, родоначальник эолийского племени и потому один
из прародителей эллинского народа. Эолийское племя из всех
греческих занимало наибольшее пространство, а именно большую
часть Северной и Западной Греции, южную и западную стороны
Пелогюннеса. Отсюда и сказание о множестве детей у Э.,
которые считались государями-основателями различных поселений,
что повело к большой путанице в генеалогии. Э., как старший
сын Геллена, получил отцовское наследие между реками Асопом
и Енипеем, тогда как братья отправились в чужие земли;
он — представитель древнегреческого элемента. Жена Э.,
Епарета, родила ему 7 сыновей: Крефея, Сисифа, Афаманта,
Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и 5 дочерей: Канаку,
Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду. Apollod. 1, 7, 3.
Крефей основал Иолк и имел от Тиры сыновей: Айсона (царь
города Иолка, отец Ясона), Ферета (основатель Фер, отец
Адмета и Ликурга) и Амифаона (основатель Пилоса, отец
Бианта и Мелампа). Apoll. 1, 9, 11. Сисиф построил город
Ефиру (Коринф), имел сына Главка, отца Беллерофонтова.
Apollod. 1, 9, 3. Афамант (см. Athamas) владычествовал
в Орхомене. Apollod. 1,9, 1. Салмоней, отец Тиры, построил
Салмону в Элиде. Apollod. 1, 9, 7. Деион был царем Фокиды,
отцом Астеропайи, Айнета, Актора, Филака, Кефала. Apoll.
1, 9, 4. Магнет — отец Диктия и Полидекта, заселивших остров
Сериф. Apoll. 1, 9, 6. Периер сделался царем Мессены и
был отцом Афарея и Левкиппа. Apoll. 1, 9, 5; 2) Э. IppotadhV,
т. е. сын Гиппота, всадника, управитель над ветрами (tamihV
anemwn),
демон ветров в дальнем западном море, на острове, окруженном
медными стенами и высокими скалами. Здесь счастливо
живет он, любимец богов, в своем богатом доме, с женой,
6 сыновьями и 6 дочерьми, которых он переженил между собой.
Принимает радушно Одиссея и дает ему в кожаном мешке противные
ветры, а попутному ветру велит дуть в паруса Одиссея. Но
товарищи последнего, находясь уже близко к родным берегам,
во время сна Одиссея развязывают мешок; ветры вырываются
и гонят корабль опять к Эолову острову; но Э. уже не принимает
Одиссея и его спутников, так как узнал, что они ненавистны
богам. Od. 10, 1 слл. В «Илиаде» и у Гесиода об Э. не упоминается,
и нигде в Греции ему не приносили жертв и не молились;
не изображаемый и у Гомера как бог в полном смысле слова,
Э. и позднее оставался чисто поэтическим образом. Иначе
он представляется у Вергилия, где Юнона обращается к нему
с просьбой (Aen. 1, 53. 8, 416: rex ventorum); позднейшие
поэты помещают его на Липаре или Стронгиле, одном из Эоловых
островов, и называют его царем ветров. Со скипетром в руке
Э. сидит на вершине скалистой горы и держит в повиновении
заключенные в пещере ветры. Verg. Aen. 1, 52. 140. 8, 416.
Ov. met. 1, 262. С родоначальником эолян этот Э. первоначально
не имел ничего общего, но позднее писатели часто всячески
смешивали их или приводили в связь друг с другом. Предполагали,
что были: Э. I, сын Геллена, Э. II, сын Гиппота, царь Эолиды
(Thuc. 3, 102) в Этолии и Э. III (внук Э. II, правнук Гиппота,
поэтому Гиппотад), который с матерью своей Арной и братом
Бойотом жил в Метапонтии, убил там свою приемную мать Автолику
и потому бежал на названные по его имени Эоловы острова,
что на Тирренском море, где будто бы и основал город Липару. |