На главную страницу Оглавление


Э

 

•Ερινύες,
ЭРИНИИ, или Έριννύες (санскритское Saranjüs). Эвмениды, Ευμενίδες, Furiae, древние страшные богини проклятья, мести и кары. Если человек совершил в своей жизни преступление против священных прав, напр., если дерзновенно нарушены кровные узы, если дети нанесли тяжкую и постыдную обиду родителям, младшие братья или сестры — старшим, то Э. восстают против преступников и, карая, восстановляют попранный нравственный порядок в мире. Негодование за позорную обиду разрешается в проклятии (αρά, и поэтому Э. называются у Эсхила Άραί) и взывает к богиням-мстительницам, живущим в Эребе, о наказании преступника (поэтому Э. назывались и Ποιναί, наказующие, у Эсхила); они преследуют его своим ужасным могуществом на земле и карают его даже и под землей, в аду. Od. 11, 279. Il. 9, 571. 21, 412. Впрочем, значение Э. со временем расширилось; уже у Гомера имеют своих Э. нищие, просящие о защите, и гости, и эти богини мстят за причиненный им позор (Od. 17, 475); они карают за всякое нарушение человеческих отношений, за убийство, клятвопреступление и т. д. Il. 19, 259. Ср. Hesiod. op. et d. 803, они приводят самого человека к безумию и ослеплению, так что он впадает в преступления и несчастия. Od. 15, 233. Il. 19, 87. Также и у трагиков Э. являются божествами вредоносными и карающими; преимущественно же они выступают мстительницами за нарушение освященных природой семейных прав; так они особенно преследуют матереубийц Ореста и Алкмеона и Эдипа, убившего отца и вступившего в брак со своей матерью. Они преследуют преступника, как гончие — дичь, помрачают ему разум, внушают ему безрассудные мысли и поют ему ужасную песнь, которая обвивается вокруг него подобно цепям. Но они ненеумолимы: если преступник покается и очистится от своей вины, то они перестают его преследовать и становятся богинями-благодетельницами, Ευμενίδες. Гомер говорит то об одной Э., то о нескольких, но не определяет ни числа их, ни имен, ни происхождения. У Гесиода (theog. 185) они — дочери Геи, происшедшие от крови изувеченного сыном своим Кроносом Урана, так что они происхождением своим обязаны нарушению кровных уз. Эсхил называет их дочерями Ночи, Софокл — Скотоса (мрака) и Геи. Aesch. Eum. 321. Soph. О. С. 40, 106. Указание, что Э. было три, встречается впервые у Эврипида, а имена их Алекто (Άληκτώ, никогда не успокаивающаяся), Тисифона (Τισιφόνη, мстительница за убийство) и Мегера (Μέγαιρα, враждебная) — лишь у Аполлодора. В Аттике, где было у них святилище при Ареопаге и на холме Колоне, они преимущественно назывались Σεμναί θεαί достопочтенные); Эвменидами назывались они в Сикионе, а в аркадской области Паррасии носили прозвание Μανίαι, приводящая в неистовство. Понятие Э. развилось первоначально из представления Деметры-Э., гневной Деметры, которую чтили с самых древних времен в Беотии и Аркадии и которая гневом своим ужасно тяготела над родом Лабдакидов, к которому принадлежал Эдип. В жертву Э. приносили черных овец. Вид и образ этих ужасных богинь, ненавистных и страшных и людям и богам, был страшно отвратителен. Эсхил, который первый вывел их на сцену, представлял их подобными Горгонам и гарпиям, в виде безобразных старых женщин, с волосами из змей, с налившимися кровью глазами, вытянутым языком и оскаленными зубами; они носили длинные черные одеяния, подпоясанные кроваво-красными поясами. Эврипид представлял их уже не столь ужасными — в виде проворных, крылатых дев-охотниц, с факелами и змеями в руках. В таком виде являются они обыкновенно и на памятниках. Furiae (Dirae deae) римских поэтов заимствованы от греческих Э. В качестве мучительниц, наблюдающих за преступниками, помещали их в подземном мире, но они являлись иногда и на землю, с целью внушать людям кровавые замыслы и безрассудства. Verg. А. 6, 570. 605. 7, 324 слл. Ον. Met 4, 451, 481.

 


 

 

На главную страницу Оглавление