•Aeschylus,
ЭСХИЛ, AisculoV,
афинянин из дема Елевсина, сын Евфориона, из благородной
аттической
фамилии, родился
в ол. 63, 4
(525 г.), сражался при Марафоне, Саламине и Платее, 25-ти
лет уже ставил драмы, соперничая с Пратиной, и с этих пор
в течение почти полустолетия занимался разработкой драматического
искусства, которое своими трагедиями и сатирическими драмами
возвел на высокую степень совершенства. Около ол. 76 (476
г.) отправился в Сиракузы к царю Гиерону, вероятно, по
приглашению последнего; написал здесь по поводу освящения
нового города Этны драматическую пьесу на местный сюжет под
заглавием «Aitnaiai» и поставил
в Сиракузах прежде уже игранную пьесу «Персы», может быть переработав
ее. В ол. 77, 4 (468 г.) опять был в Афинах и состязался с
Софоклом, но должен был уступить честь победы своему юному
сопернику (Plut. Cim. 8). К непосредственно следующему времени
относят некоторые второе путешествие Э. в Сицилию; побуждений
и причин, по которым Э. покидал Афины, нельзя точно определить;
по некоторым показаниям и намекам, отчасти, впрочем, очень
ненадежным, можно только предполагать, что поэт вошел в столкновение
с господствовавшей тогда в Афинах народной партией, с ее мнениями
и стремлениями; на это указывает, между прочим, известие, по
которому Э. обвиняли даже в том, что он в некоторых драмах
разоблачил тайны мистерий (Aristot. eth. Nic. 3, 2. Aelian.
v. h. 5, 19), но суд будто бы, ввиду объяснений, представленных
Э., и его несомненных заслуг, оправдал его. Однако последнее
из дошедших до нас произведений Э. «Орестия» доставило автору
блестящую победу (ол. 80, 2=458) в Афинах. По всей вероятности,
поэт сам руководил постановкой своего произведения на афинском
театре, а вскоре затем снова отправился в Сицилию; в. ол. 81,
1=456 он умер в сицилийском городе Геле; здесь он был погребен
и ему воздвигнута была великолепная гробница. Афиняне почтили
впоследствии память поэта статуей, которая, по предложению
оратора Ликурга, поставлена была в театре вместе со статуями
Софокла и Еврипида; другая почесть состояла в том, что каждому,
кто хотел поставить на афинской сцене Эсхилову драму, давали
хор и особое вознаграждение, победный же венок присуждали Э.,
как будто бы он был еще в живых. Служение драматическому искусству
было наследственным в роде Э. в течение целого столетия; достойны
упоминания: сын его Евфорион и племянник Филокл. Трагическое
искусство и произведения Э. Э. можно по справедливости
назвать творцом и «отцом трагедии». Все, что сделано было до
него Фесписом
и др., можно считать только несовершенными попытками сценического
изображения; это были песни, исполнявшиеся хором на празднествах
Диониса; появление единственного актера служило только к тому,
чтобы наполнить перерывы между песнями. Э. присоединил еще
второго актера (deuteragwnisthV)
и, таким образом, впервые создал возможность драматического
диалога;
последний,
впрочем, достигает
полного своего развития лишь после того, как Софокл ввел еще
третьего актера. Но уже Э. сделал главной частью пьесы диалог
и драматическое действие, поставив в тесную связь с последним,
подчинив ему и ограничив в объеме лирические партии хора. Э.
установил также известный запас принадлежностей сценического
исполнения (skeoupoiia): усовершенствовал
маски, дал актерам котурны и так называемый ogkoV,
благодаря которым актеры казались выше обыкновенного роста,
одел актеров в длинные, до полу, роскошные одежды,— словом,
старался придать их внешности во всех отношениях характер величия
и торжественности. См. ludi scaenici. Украсил и усовершенствовал
обстановку сцены, применив для этой цели живопись и некоторые
машины; подробности см. под словом theatrum. Во всем Э. принимал
сам деятельное участие. Не только, согласно обычаю, он сам
являлся актером в своих пьесах, но управлял и хором (был corodidaskaloV),
обучал хор танцам и сам выдумывал новые хороводы, сам заведовал
всей подготовкой к сценическому исполнению драм. Трагедии Э.
отличаются величественным, исполненным достоинства, возвышенным
характером; способ выражения в них смел, полон оригинальных
образов, представляет множество необычных, особенно сложных
слов. Экономия его пьес весьма проста, план лишен внутренних
усложнений и запутанностей; развитие действия идет гладко,
без задержек и уклонений, прямо направляясь к своей цели, причем
некоторые моменты изображаются слишком широко и подробно. В
целом трагедии Э. носят на себе еще довольно сильный отпечаток
влияний эпической техники, и только обильная примесь размышлений
феологических, ифических и т. п. отличает их от наивности эпического
стиля. Сюжеты Э. заимствовал из считавшихся гомеровскими поэм
эпического цикла; говорят, трагик сам называл свои произведения
«крохами, падающими от богатой трапезы Гомера». Во всех пьесах
сказывается мысль, что участью людей с неумолимой строгостью
управляет сила судьбы. Но эта судьба не есть внешняя, слепая
необходимость законов природы, а недоступная пониманию божественная
сила, карающая людей за стремление преступать границу возможного
для их слабых средств. Эсхиловские характеры идеальны; они
проявляют самую высокую энергию чувства, твердую, непреклонную
волю. Высоким идеализмом своих воззрений и нравственного настроения
Э. был, без сомнения, обязан отчасти всеобщему благородному
воодушевлению эпохи Персидских войн. Каждое отдельное целое
(дидаскалия), с которым Э. выступал на состязании в один из
праздников Диониса, содержало в себе 4 пьесы: 3 трагедии, по
большей части связанные между собой родством содержания (трилогия),
и одну сатирическую драму. Все вместе называлось также тетралогией.
См. tetralogia. Из многочисленных
произведений Э. (их насчитывают по заглавиям свыше 70) сохранилось
только
7: 1) PromhqeuV desmwthV,
или первая, или средняя пьеса той тетралогии, к которой принадлежали:
Prom. purforoV и Prom.
luomenoV.
Прометея в наказание за то, что он, против воли Зевоа, похитил
у богов
и принес
людям огонь, приковывают к голому утесу в безлюдной пустыне;
он терпит страшные муки, но ничто не может его заставить подчиниться
высшей силе. Среди смятения стихий, при сверкании молний и
раскатах грома, он низвергается в недра земли; 2) Persai,
историческая драма, получившая заглавие от хора; изображает
поражение Ксеркса
в битве при Саламине, поставлена в 472 г.; 3) Epta
epi QhbaV поставлена
в 467 г., сюжет: борьба Етеокла и Полиника; 4-6) Oresteia,
единственная сохранившаяся трилогия, состоящая из
трагедий: Agamemnwn (убиение Агамемнона
Клитемнестрой и Эгисфом), Coahoroi (называется
по хору, изображает убиение Клитемнестры
Орестом при участии сестры его Электры), EumenideV (оправдание
преследуемого фуриями матереубийцы Ореста, совершающееся по
приговору афинского Ареопага; эта пьеса поставлена вместе с
другими пьесами той же тетралогии в 458 г., когда демократическая
партия только что поколебала власть Ареопага); 7) IketideV,
«умоляющие о защите»: Данай и его дочери находят приют в Аргосе,
куда они бежали от преследований сыновей Эгипта, хотевших насильно
взять Данаид себе в жены. К сожалению, текст эсхиловских трагедий
(особенно «Орестии» и «Умоляющих») сильно пострадал от множества
пропусков, извращений и произвольных вставок. Древнейшая рукопись
— флорентийская 11 в. (Mediceus А.). Изд.: С. G. Schutz (3-е
изд., 1809-1822), W. Dindorf, G. Hermann (1852), Н. Weil (1858
и сл.), А. Kirchhoff (1880); «Прометея» изд.: Schomann (1843),
Wecklein (2-е изд., 1878); «Семь пр. Фив»: Ritshl (1875); «Персов»:
Teuffei (2-е изд., 1878), Schiller (1869) [Ср.: Ордынского
«Персы, трагедия Эсхила» в «Москвитянине», 1856, № 13-16, т.
4, стр. 125-154, 352-354]; «Агамемнона»: Karsten (1855), Schneidewin
(1856), Klausen (2-е изд., 1863), Keck (1863), van Heusde (1864),
Enger (2-е изд., 1874); «Хоефор»: Bamberger (1840), de Jongh
(1856); «Евме-нид»: О. Muller (1833), Merkel (1857); «Умоляющих»:
Oberdick (1869). Лучший немецкий переводчик: Droysen (3-е изд.,
1863). [Драмы Эсхила. Пер. с гр. Р...в. Т. 1. Сб. 1864]. Lexicon
Aeschyleum состав. W. Dindort (1876). |