•Aesopus,
ЭЗОП, AiswpoV,
1) по греческим преданиям, автор басен; малочисленные древние
показания относительно обстоятельств его жизни
послужили, с сильной примесью вымысла, материалом для биографии,
приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плапуде
и имеющей скорее характер романа. Э. стоит на границе времен
мифического и исторического, называется современником Солона
и 7 мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные показания,
напр, о господах, рабом которых он был, пока не вышел на
волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том,
как Э., явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами
в святотатстве и свергнут со скалы Гиамнейи (Hdt. 2, 134);
наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут,
совсем не заслуживают внимания. Э. можно считать не изобретателем
басни (см. Fabula) по ее содержанию, а только основателем
и представителем басни как особой формы в греческой литературе.
Его прозаические muqoi (Plat.
Phaed. 4 говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил
некоторые
из них в стихи),
долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя
характеры и типы действительности без всякой идеализации,
служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености
и даже лукавства. Первое письменное собрание таких muqoi или logoi
Aiswpeioi было
сделано Димитрием Фалерейским (300 г. до Р. X.); во времена
Северов явился обширный сборник
Бабрия (см. BabrioV): здесь
«Эзоповы» басни были пересказаны стихами-холиямбами; затем
в различные
времена и различными
лицами холиямбические басни Бабрия опять были перелагаемы
на прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной
стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников
басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и
изданиях весьма различны. Последнее издание (Fabulae Aesopicae
coll. Halm., 1852) содержит 426 басен. Ср.: Welcker, kl.
Schriften II, стр. 228-263. Keller, Fleckeisen's Janrb.
Suppl. IV, стр. 309-412; 2) Clodius Aesopus, знаменитый
актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего
с величайшей похвалой (Sest. 56. tusc. 2, M.?n. 5, 22.
de div. 1, 37. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в
трагедии, как его современник Росций в комедии (Hor. ер.
2, 1, 82: quae gravis Aesopus, quae doctus Roscius egit.
Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что, вероятно,
должно означать большую тонкость и живость игры у Росция
и более глубокое психологическое действие игры Э.). Художественно
исполнял первые трагические роли, напр. Агамемнона, Эанта,
Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Э. играл и в комедии.
Сам Помпеи удостоивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал,
т. ч. Э. оставил после себя значительное состояние. В последний
раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65
г. до Р. X.).
|