На главную страницу Оглавление


Э

 

•Euhemerus,
ЭВГЕМЕР, Εύήμερος, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем ιερά αναγραφή или священных храмовых надписей, где он рассказывал, как он во время своего путешествия в Аравию и южные моря попал на остров Панхею и там в храме Зевса Трифилийского прочел на одной золотой колонне древнейшую историю мира, начиная со времен Урана. Облекая свою мысль в такой образ, он развил воззрение, будто мифология не что иное, как история о людях, представленных в сверхъестественном виде, будто все боги и герои были лишь выдававшиеся своею силою и умом люди, которым по их смерти оказывали божеские почести, и что главнейшие места их культа тождественны с местом их погребения. Cic. n. d. 1, 41, 119. Sext. Emp. adv. math. 9, 17. Эти взгляды не были новостью. Они имели поддержку в культе героев и обоготворенных царей, особливо же в критских сказаниях о рождении и могиле Зевса. Уже ионийский историки (Гекатей, Геродот и др.), а также Ефор в некоторых мифах применяли эти прагматико-исторические принципы, но лишь Е. они были проведены последовательно, так что самые возвышенные, исполненные самой богатой фантазии мифы сводились к самому обыкновенному; система эта называлась евгемеризмом. Благоразумные писатели, как Каллимах и Эратосфен, были возмущены этим учением, лишенным всякого духовного и идеального содержания; однако в такое время, когда религиозная вера в древний мир богов была очень ослаблена, учение это было встречено сочувственно. Диодор вполне проникнут этим направлением. Енний разработал это сочинение на латинском языке (Cic, n. d. I, 41, 119. Augustin. civ. d. 7, 26), неизвестно только, в трохаических ли тетраметрах или в прозе. Отцы церкви, особенно Лактанций, пользовались этим сочинением для того, чтобы опровергать языческую веру в богов. Ср.: Krahner, Grundlinien zur Gesch. der roem. Staatsreligion (1837), стр.37.

 


 

 

На главную страницу Оглавление