На главную страницу Оглавление


Г

 

• Hecate,
ГЕКАТА, Εκάτη, дочь Перса или Персея и Астерии, титанка, или дочь Зевса и Деметры или Геры, дочь Тартара и т. д. Гомер об ней не упоминает; но она, кажется, древнее божество, сделавшееся, однако, общепочитаемым лишь в позднейшее время, благодаря орфикам; ими, вероятно, и вставлено место Гесиода (theog. 411—425), где она восхваляется как богиня высокопочтенная перед всеми титанами, которая властвует на небесах, на земле и на море (поэтому τρίμορφος), дарует счастье и победу, мудрость в собраниях и судах, счастливое плавание и охоту, процветание молодежи и рост стадам. Под влиянием орфического учения она сделалась мистическим божеством и в этом виде смешивалась с другими мистическими божествами как-то: Деметрою, Персефоною, Реею Кибелою. Она отождествляется также с Артемидою Κουροτρόφος, которая и сама называлась Г. и подобно ей была богинею луны и властительницею ночи. С Деметрою и Персефоною она находится в отношении в сомнительном месте гомеровского гимна на Деметру; она видит похищение Персефоны, ищет ее вместе с Деметрою, служа ей путеводительницею (ст. 25. 52. 441). Таким путем, начиная с трагиков, она превращается в подземное божество, которое под именем Кратеиды (Κραταιΐς) страшно и могущественно правит тенями и вместе с тем в качестве ночной призрачной волшебницы властвует над злыми и вредными демонами, вызывает души умерших из преисподни и страшит людей призраками. Вместе с духами умерших ночью она носится по перекресткам (ένοδία или είνοδία, τριοδΐτις, trivia) и около могил (τυμβιδία) в сопровождении стигских псов; испуганные собаки своим воем и визгом извещают о ее присутствии. Ведьмы, которые ночью отыскивают травы, получившие волшебную силу от ее лунного света и предпринимают свои зловредные заклинания, находятся под ее покровительством и получают от нее свою сверхъестественную силу. Г. поклонялись частью открытым, а частью тайным служением, преимущественно на Самофраке, Лемносе, Эгине, в Афинах и в других местах. В честь ее воздвигали в домах, перед домом и на перекрестках столбы (έκαταΐα), ставили для нее на перекрестках в конце каждого месяца пищу, которая съедалась нищими. В жертву приносились ей собаки, черные овцы-самки, мед. Поэты изображают ее страшным чудовищем, со змеями вместо волос, со змееобразными ногами и с тремя головами, лошадиною, собачьей и львиной (τρικέφαλος, triceps, triformis, tergemina и т. д.). В искусстве она изображается то одноличною, то треличною и треглавою, а именно потому, что ее изображения часто помещались там, где одна дорога разветвляется на две дороги. Ее атрибуты: собаки, змеи, факелы, ключи и кинжалы.

 

 

На главную страницу Оглавление