На главную страницу Оглавление


Г

 

•Έρμης,
ГЕРМЕС, Ερμείας, Mercurius, сын Зевса и Майи, дочери Атланта (Hesiod. theog. 938), рожденный на аркадской горе Киллене (поэтому Κυλλήνιος). Тотчас после рождения он оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада богов, которое Аполлон пас в Пиерии. Аполлон узнает вора посредством своего дара предвещания; но т. к. Г. не хочет сознаться, то Аполлон уводит его на Олимп и представляет Зевсу, который приказывает ему возвратить коров. Но когда Аполлон слышит, как Г. играет на лире, которую он сделал себе из черепахи, он за этот инструмент отдает ему своих коров, которых с тех пор пасет Г.; также он дает золотой, с тремя ветками, жезл счастья и богатства и отправляет его к Фриям, трем крылатым девам на горе Парнассе, чтобы он от них научился предвещанию нижней степени, между тем как он сам оставляет за собой высшее предвещание. Зевс делает его глашатаем богов, имеющим также обязанность провожать мертвых к Гадесу. Hom. hymn, in Merc. Этот гимн указывает на то, как Г., аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости доходит до своего достоинства и высокого положения в числе олимпийских богов и как он разграничивает круг своей деятельности от Аполлона, с которым у него первоначально много общих качеств. Ум, ловкость и изворотливость во всех случаях — вот основные черты характера Г. Благодаря этим качествам он, начиная с Гомера,— глашатай богов, гонец, исполнитель воли Зевса, посланник, приводящий своею ловкостью все к хорошему исходу (διάκτορος от глагола διάγω). Никогда он не бывает, подобно Ириде, только простым вестником. Своей хитростью он освобождает Арея из оков Алоадов, защищает Одиссея от козней Кирки (Hom. Od. 10, 277 слл.), провожает Приама в палатку Ахиллея, убивает Арга, сторожащего Иону (почему, вероятно, и получил название Άργειφόντης). В качестве посланника Зевса он также вождь сновидений, вестников Зевса, и податель сна, закрывающий посредством своего жезла глаза людей и возбуждающий их снова к жизни. Поэтому ему приносили возлияния перед сном. И остальные свойства Г., по которым он близок роду человеческому, как бог, приносящий помощь и дарующий счастье и благосостояние, основываются на одном коренном качестве, на его ловкости и изворотливой хитрости. Он бог разнообразных изобретений и открытий: лиры и сиринги, букв и чисел, богослужения, оливкового дерева и т. д.; бог гимнастики (εναγώνιος), бог ловкого, умного слова (λόγιος, facundus) и промышленности, доставляющий богатство посредством хитрости и обмана, даже посредством кражи и ложной клятвы, если все это исполняется только с известного рода грацией и изворотливостью. Далее он бог дорог, путеводящий странников (ήγεμόνιος, ένόδιος) и даже доставляющий случайное счастье находки ("έρμαιον); мертвых он низводит к Гадесу (ψυχοπομπός, ψυχαγωγός, проводник мертвых). Он сохраняет и множит стада, он бог стад и пастбищ. Благотворящий бог справедливо заслуживает названия έριούνιος, άκάκητα, δωτήρ έάων, χαριδότης. Уже в догомеровское, в пеласгийское время он был бог, приносящий прибыль и благо, имеющий обширный круг действий, приводящий все в жизни природы и человеческой, и его могущество было велико на небе и на земле. Но, когда в благоустроенном небесном царстве на Олимпе он должен был подчиниться Зевсу и взять свое место среди остальных олимпийских богов, он лишился своей первоначальной полной власти и должен был довольствоваться положением слуги, подвластного высшему распорядителю и управителю мира; но и в этом подчиненном положении все-таки его деятельность весьма разнообразна. Древнейшее место его культа была пеласгийская Аркадия, но уже довольно рано ему поклонялись по всей Греции. Его изображения и жертвенники стояли на улицах и дорогах, на общественных площадях и при входе в палестры. Эти изображения большей частью были просто — столбы с головою Г., так называемые Гермы или Гермесовы столбы (Έρμαi, см. Hermae). В 4-й день месяца ему приносили в жертву благоухания, мед, сушеную смокву, пироги, далее свиней, ягнят, козлят, баранов, язык жертвенных животных. Искусство изображает его под видом здорового, рослого юноши, с спокойными чертами лица, свидетельствующими о тонком уме, и ласковой добротой, с крыльями на подошвах (alipes) и с плоскою дорожною шляпою с широкими полями (πέτασος), к которой впоследствии также приставляли крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл (τριπέτηλος ράβδος) счастья и блага, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел (Caducifer). Уже рано видели в этом жезле — жезл глашатая. Гермес иногда, хотя и реже, изображается под видом мальчика, с кошельком в руке или, как в подлинной группе в берлинском музее (№ 235), со связанными руками, возле Аполлона — намек на кражу коров. Mercurius у римлян первоначально был бог торговли и барыша; название его стоит в связи со словами merx, mercari. По причине этого свойства он был отождествлен с Г. и ему впоследствии приписаны были остальные качества греческого бога. Ему поклонялись преимущественно купцы; они справляли его праздник 15 мая и в этот день приносили ему курения. В этот день 495 г. до Р. X. был ему посвящен первый храм вблизи от Circus maximus и учреждена коллегия купцов (mercuriales; в ином смысле Hor. od. 2, 17, 29, где поэты называются Меrcuriales viri). Находился также жертвенник этого бога за Каненскими воротами, у так называемой воды Меркурия, где купцы приносили жертвы и окропляли свой товар водою, чтобы охранить его от вреда и порчи. Ov. fast. 5, 637.

 

 

На главную страницу Оглавление