•Chaldaei,
ХАЛДЕИ, Caldaioi,
собственно были жители Вавилонской страны между Евфратом
и Тигром, по
всей вероятности
вышедшие из
горных стран Армении. Xen. Cyr. 3, 1, 24. Strab. 12. р.
549. От них названа была X. каста жрецов в Вавилоне. Лукуллом
они были покорены под власть римлян (Liv. 97, 46.), и т.
к. они отличались знанием астрономии, то после того как
начали различать астрономию от астрологии (ср. Astrologia),
X. называли в Риме всех тех, которые будто знали искусство
— по положению звезд определять будущее. Другие названия
их были: Babylonii, astrologi, mathematici, genethliaci,
planetarii, apotelesmatikoi;
их искусство называлось: mathesis, astrologia
pinakikh (ср.
ниже),
geneqlialogia, metewrologia, apotelesmatikh.
По их учению, звездами благоприятными и означавшими счастье
(agaqopoioi astereV)
были: Venus, Iupiter, Luna, Virgo, Libra, Taurus; предвещавшими
несчастье (kakopoioi, malefici)
считались: Saturnus, Mars, Scorpio, Capricornus; напротив,
Mercurius мог означать и счастье и несчастье, смотря по
положению других звезд (epikoinoV asthr).
В основание предсказания полагался час рождения, и затем
делалось сравнение
господствовавшей в данный час звезды с положением прочих.
При этом пользовались известными календарными таблицами
(pinokeV, почему это искусство
и называлось pinakikh,
в противоположность kanonikh,
т. е. астрономии), в которых на каждый отдельный день показывались
восхождение и захождение,
движение и расстояние светил небесных (positus ас spatia.
Tac. ann. 6, 21). Но чтобы подвести это к часу рождения,
для этого опять существовали счетные таблицы, из которых
они, кроме того, исчисляли также время, благоприятное для
начала какого-нибудь предприятия; отсюда выражения: numeri
Babylonii, и Thrasylli, Chaldaicae rationes (Hor. od. 1,
11, 2. Juv. 6, 576. Cic. div. 2, 47). Дальнейшее нам неизвестно.
Хотя X. оказывались нередко обманщиками, которые с корыстной
целью пользовались легковерием и естественным стремлением
людей приподнять завесу будущего, и хотя древние авторы
часто говорят о ничтожности и ненадежности их знания, тем
не менее рядом с этим даже у людей, отличавшихся серьезным
направлением мыслей, замечается склонность к вере в это
искусство. На этом основании стечение к ним народа было
удивительное и влияние их для каждого властителя было опасно,
чем опять объясняются постоянно возобновлявшиеся гонения
против них, изгнание их из Рима и Италии и даже смертная
казнь их. Все это, однако, не могло искоренить ни этого
направления, ни веры в астрологию и пользования ею, тем
более что императоры, подчиняясь воззрениям и понятиям
своего времени, первые нарушали свои собственные повеления
(большой, напр., известностью пользовался X. Thrasyllus,
друг Тиберия, Tac. ann. 6, 21). Поэтому они до позднейших
времен римского язычества то и дело появлялись опять, и,
таким образом, сбылись слова Тацита (hist. 1, 22.): mathematici,
genus hominum potentibus infidum, sperantibus fallax, quod
in civitate nostra et vetabitur semper et retinebitur.