На главную страницу Оглавление


Х

 

•Chaldaei,
ХАЛДЕИ, Caldaioi, собственно были жители Вавилонской страны между Евфратом и Тигром, по всей вероятности вышедшие из горных стран Армении. Xen. Cyr. 3, 1, 24. Strab. 12. р. 549. От них названа была X. каста жрецов в Вавилоне. Лукуллом они были покорены под власть римлян (Liv. 97, 46.), и т. к. они отличались знанием астрономии, то после того как начали различать астрономию от астрологии (ср. Astrologia), X. называли в Риме всех тех, которые будто знали искусство — по положению звезд определять будущее. Другие названия их были: Babylonii, astrologi, mathematici, genethliaci, planetarii, apotelesmatikoi; их искусство называлось: mathesis, astrologia pinakikh (ср. ниже), geneqlialogia, metewrologia, apotelesmatikh. По их учению, звездами благоприятными и означавшими счастье (agaqopoioi astereV) были: Venus, Iupiter, Luna, Virgo, Libra, Taurus; предвещавшими несчастье (kakopoioi, malefici) считались: Saturnus, Mars, Scorpio, Capricornus; напротив, Mercurius мог означать и счастье и несчастье, смотря по положению других звезд (epikoinoV asthr). В основание предсказания полагался час рождения, и затем делалось сравнение господствовавшей в данный час звезды с положением прочих. При этом пользовались известными календарными таблицами (pinokeV, почему это искусство и называлось pinakikh, в противоположность kanonikh, т. е. астрономии), в которых на каждый отдельный день показывались восхождение и захождение, движение и расстояние светил небесных (positus ас spatia. Tac. ann. 6, 21). Но чтобы подвести это к часу рождения, для этого опять существовали счетные таблицы, из которых они, кроме того, исчисляли также время, благоприятное для начала какого-нибудь предприятия; отсюда выражения: numeri Babylonii, и Thrasylli, Chaldaicae rationes (Hor. od. 1, 11, 2. Juv. 6, 576. Cic. div. 2, 47). Дальнейшее нам неизвестно. Хотя X. оказывались нередко обманщиками, которые с корыстной целью пользовались легковерием и естественным стремлением людей приподнять завесу будущего, и хотя древние авторы часто говорят о ничтожности и ненадежности их знания, тем не менее рядом с этим даже у людей, отличавшихся серьезным направлением мыслей, замечается склонность к вере в это искусство. На этом основании стечение к ним народа было удивительное и влияние их для каждого властителя было опасно, чем опять объясняются постоянно возобновлявшиеся гонения против них, изгнание их из Рима и Италии и даже смертная казнь их. Все это, однако, не могло искоренить ни этого направления, ни веры в астрологию и пользования ею, тем более что императоры, подчиняясь воззрениям и понятиям своего времени, первые нарушали свои собственные повеления (большой, напр., известностью пользовался X. Thrasyllus, друг Тиберия, Tac. ann. 6, 21). Поэтому они до позднейших времен римского язычества то и дело появлялись опять, и, таким образом, сбылись слова Тацита (hist. 1, 22.): mathematici, genus hominum potentibus infidum, sperantibus fallax, quod in civitate nostra et vetabitur semper et retinebitur.

 

 

 

На главную страницу Оглавление