•CariV, CariteV,
ХАРИТЫ, ГРАЦИИ, Gratia, Gratiae, назывались
дочерями Зевса и Геры или Океаниды Эврипомы или Гелия и Айглы
(блеск)
и были для греков богинями красоты, общественного веселья,
светлой, праздничной жизни. Гесиод (theog. 907) называет
трех X.: Eufrosunh (праздничное
веселье), Aglaia (праздничный
блеск) и Qalia (цветущее счастье).
Они в дружбе с Музами,
богинями пения, и обитают вместе с ними на Олимпе; они
сопровождают Афродиту, Пейфою (Peiqw,
богиню убеждения) и краснобая Гермеса, потому что без красоты
последние не
в состоянии ни действовать, ни пленять. Произведения искусства
не могут обойтись без красоты, поэтому у Гомера (Il. 18,
382), X.— жена Гефеста. X. в древнейшие времена были в
особенности почитаемы минийцами в Орхомене, где служение
им введено было, говорили, царем Этеоклом; оттуда оно перешло
на Геликон ив другие страны Греции. В Спарте почитали двух
X.: Klhta и Faenna,
звуки и свет; в Афинах также только двух: Auxw,
покровительницу роста,
и Hgemonh, предводительницу.
Здесь, кажется, они были древними богинями погоды, подобно
Горам, с которыми они и прежде нередко находились в связи;
однако X., получив один раз вышеуказанное значение, противопоставляются
Горам, подобно тому, как человеческая жизнь противопоставляется
порядку природы. Обыкновенно X. изображаются в числе трех,
т. к. господствующее свойство их — общительность. Это —
стройные, цветущие, девственные женщины с милым выражением
лица. Атрибуты их: музыкальные инструменты, мирты, розы,
игральные кости.