•Cadmus,
КАДМ, KadmoV,
1) сын финикийского царя Агенора и Телефассы, брат Европы,
Фойника
и Килика. Когда Зевс похитил Европу,
Агенор послал своих сыновей искать ее, с приказанием не прежде
вернуться домой, как отыскав сестру. К., в сопровождении
своей матери Телефассы, пошел во Фракию, где и умерла его
мать; затем он отправился в Дельфы и получил приказание оракула
прекратить поиски сестры, идти следом за коровой и на том
месте, где она ляжет отдохнуть, построить город. В Фокиде
он нашел в стаде Пелагона указанную оракулом корову и последовал
за ней в Беотию. На том месте, где корова легла на землю,
К. основал город Фивы, кремль которого в честь его имени
был назван Кадмеей. Желая принести жертву богам (Земле, Афине
и Зевсу), К. послал некоторых из своих спутников к находившемуся
вблизи источнику Арея за водой. Но они были убиты Ареевым
драконом, сыном Арея и эринии Тильфосы (Деметры), который
стерег этот источник. Тогда К. пошел туда сам и убил дракона.
Зубы его, по совету Афины, он посеял и из них выросли вооруженные
люди, которые стали бороться друг с другом и погибли все,
кроме 5: Эхиона (змеиного), Удайя (почвеного), Хтония (земляного),
Пелора (исполинского), и Гиперенора (пре-сильного). Эти страшные
сыны земли, Spartoi (посеянные),
были родоначальниками фиванской знати, поэтому часто весь
фиванский
народ называется поколением
Спартов; появление же их из земли обозначает автохтонию Фивян.
За убиение дракона К. должен был послужить Арею 8 лет (великий
год), по истечении которых Афина предоставила ему владычество
над Фивами, а Зевс дал ему в супруги Гармонию (согласие),
дочь Арея и Афродиты. В свадьбе, происходившей в Кадмее,
принимали участие все боги; К. вручил Гармонии в виде свадебного
подарка платье (peploV) и полученное
им от Афродиты или Европы ожерелье, с которым была связана
гибель его рода. В Самофраке, куда в эпоху переселения дорян
переправилась часть древних
жителей Фив и связала таким образом фиванские предания и
культы с туземными, рассказывали, что здесь К., будучи посвящен
в самофракские таинства, сочетался браком с Гармонией и что
она — дочь Зевса и Электры, сестра Дардана и Иасиона. Дети
их были: Автоноя (мать Актеона), Ино (мать Меликерта), Семела
(мать Диониса), Агава (мать Пенфея) и Полидор. Потом отправился
К. с Гармонией в Иллирию, к энхелейцам, сделался царем и
оставил власть родившемуся там сыну Иллирию, после того как
сам, обратившись вместе с Гармонией в драконы, вступил в
Елисейские поля. По приведенным преданиям, К.— финикиец,
а Фивы — финикийская колония; некоторые даже считают его
египтянином. Между тем древнейшие греческие поэты ничего
об этом не знают; лишь Геродот представляет К. ти-рийцем
(2, 49. 1, 2). К. (устроитель) был первоначально фиванским
богом, подобно самофракскому Гермесу-Кадмилу, и только в
позднейшее время, когда стали сознавать старинную связь Греции
с Востоком, когда стремились вывести греческое богослужение
и греческую культуру именно из Египта и Финикии, сложилось
предание о каком-то К., переселившемся из Финикии (или Египта),
учредившем чужеземные религиозные обряды, научившем письму,
употреблению металлов и т. д. и введшем вообще более высокую
культуру; 2) К. из Милета, может быть, современник Гекатея,
один из древнейших логографов (см. Logografoi),
в существовании которого вообще сомневается Muller в Fragm.
hist. gr. и
которого также Schaefer выдает за мифическое лицо. Он написал
ktisiV Milhtou kai thV olhV IwnihV в
4 книгах. Это сочинение Дионисий считал поддельным.