•Centauri,
КЕНТАВРЫ, Kentauroi,
от kentein и tauroV,
т. е. «охотники на буйволов», или же произошло из kentoreV
(ippwn),
т. е. «всадники, скакуны». Представление о них возникло,
может
быть, под влиянием рассказов о нравах одного фессалийского
народа, имевшего обычай никогда не слезать со своих коней.
У Гомера (Il. 1, 268. 2, 743., где они называются FhreV.
QhreV,
Od. 21, 295 слл.) и в древнейшее время они являются грубым,
горным племенем Фессалии, лохматым, с курчавыми
волосами, с животною страстью к вину и женщинам. Прогнанные
с Ойты и Пелиона лапифами, они потянулись к Пинду и границам
Эпира. Вероятно, лишь начиная с Циндара (ок. 500 г. до
Р. X) начали представлять себе К. наполовину людьми, наполовину
лошадьми; впрочем, древнейшее искусство представляло их
таким образом, что к полному изображению человека приделывали
сзади тело лошади; позднейшее, совершенное искусство прибавляло
в телу и груди коня верхнюю часть человеческого туловища.
По древнейшему преданию, эти двоеобразные К. произошли
от Иксиона и Нефелы, облачного изображения, созданного
Зевсом по подобию Геры. Особенно знаменита была их борьба
с лапифами, возникшая на свадьбе Пейрифоя (см. Pirithous).
Ovid. met. 12, 210 слл. И Геракл боролся с К. Eur. Herc.
fur. 181 слл. Sophoc. Trachiniae. 1095. Вследствие их смешанного
характера, родственного с звереобразными сатирами, и вследствие
их страсти к вину К. включали в свиту Диониса; но тут их
первоначальная грубость и дикость смягчена кроткою силою
бога. Они смирно шагают перед колесницей Диониса, трубя
в рога и играя на лире, руководимые эротами, в одной толпе
с сатирами, нимфами и вакханками. Самый выдающийся среди
К. Хейрон, сын Кроноса и Филиры, отличавшийся справедливостью
и мудростью. Он преодолел природную грубость своего племени,
просветил свой характер нравственностью и знанием и сделался
знаменитым воспитателем и учителем прославившихся героев
древности, каковы Ахиллей (Hom. Il. 11, 831), Кастор и
Полидевк, Амфиарай и др. Он учил их на Пелионе музыке,
врачеванию, гимнастике и прорицанию. Его дочь Эпдеида была
матерью Пелея и Теламопа, бабушкой Ахиллея и Аянта. От
своего друга Геракла получил он неисцелимую рану, которую
нанес ему Геракл совершенно против своей воли стрелою,
пропитанною ядом лернейской гидры (см. Hercules, 7); по
другому рассказу, Хейрон ранил себе ногу стрелою зашедшего
к нему Геракла, которую тот нечаянно уронил, и умер, передав
свое бессмертие Прометею. Зевс поместил его, под именем
стрельца, в число созвездий. Новейшие исследователи неоднократно
искали в К. естественно-символического значения и их лошадиную
природу считали намеком на реки; наконец, приняли
их за олицетворение бурных потоков, низвергающихся с высоты
лесистых гор. Однако древнейшие К. просто дикие, горные люди,
прогнанные из своих жилищ после тяжелой борьбы знаменитыми
героями и сделавшиеся безвредными. Даже их имена не указывают
на реки. Приложенный при этом снимок с рельефа, находящегося
на фризе Аполлонова храма в Бассах, при Фигалии в Аркадии,
изображает сцену из борьбы лапифов с кентаврами на свадьбе
Пейрифоя.