•KronoV,
КРОНОС, Saturnus, сын Урана и Геи (Gaia),
младший из Титанов (Hesiod. theg. 137.), оскопивший и низвергший
отца своего
и вместе с прочими Титанами присвоивший себе господство
над миром. Он сочетался с сестрою своею Реей, от которой
родились Гестия, Деметра, Гера, Гадес, Посейдон и Зевс
(Hesiod. theog. 452 слл.). Т. к., однако, Гея предсказала
ему, что он будет низвергнут с престола одним из детей
своих, то он поглощал их тотчас после рождения, за исключением
Зевса (см. ZeuV, 5), которого
спасла Рея. Зевс низверг своего отца и принудил его при
помощи искусства Геи, или
же богини MhtiV, изрыгнуть поглощенных
им детей. К., низвергнутый вместе с Титанами (см. Titanes)
и лишенный
господства, по одному преданию, заключен, как и остальные
Титаны, в Тартар, по другому царствует после примирения
с Зевсом на островах блаженных вместе с Радамантием. Hesiod.
opp. et d. 169. Pind. ol. 2,16. Кронос, кажется, первоначально
был бог земледелия (kronoV от
kranw, krainw, делать зрелым),
которому поклонялись в некоторых
местах Греции;
поэтому отождествили его с италийским богом посевов Сатурном
(Saturnus), и образовалось предание, будто он, после низвержения
своего Зевсом, бежал в Италию и там получил власть от Яна
(Ianus). Ov.fast. I, 233. В егоышрствование был золотой
век. Ov.fast. 1, 193. 293 слл. met. 1, 89 слл. Tibull.
1, 3, 35 слл. По имени Сатурна Италия названа Saturnia
и италийцы — Saturnia gens. Ov.fast. 5, 625. 1, 237. С
17 декабря, после окончания жатвы, праздновались в честь
его в Риме в продолжение 7 дней Saturnalia. В этом празднике
старались как бы воскресить память о золотых днях его царствования:
прекращали всякую работу и при кликах: Io Saturnalia, io
bona Saturnalia, предавались необузданному веселью; пировали,
играли, делали друг другу подарки, угощали рабов за своим
столом в знак того, что в царствование Сатурна не было
никакого различия между сословиями. Древний храм бога находился
у подошвы Капитолия, в нем хранилась государственная казна.
У греков были подобные же празднества в честь К., как и
в Италии так называемая Kpovia; впрочем, поклонение ему
не было так распространено и не имело такого значения.
В Афинах был посвящен ему храм у подошвы Акрополя, и праздник
в честь его совершался 12 Гекатомбайона. В Олимпии на севере
от священного округа AltiV возвышался
холм К., на котором ему приносили жертвы. На острове Крите
его признавали
за одно и то же божество с финикийским богом Молохом и
приносили ему в жертву детей. К. представляли в образе
старца, в платье, накинутом на затылок, с серпом в руке
(falcifer, Ov. fast. 1, 234, senex, senior, там же 5, 34.
627). По сходству имени его с словом cronoV некоторые
принимали его за бога времени.