Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
490

3. БЕОТИЯ. ОСВОБОЖДЕНИЕ ФИВ

Беотия

Вскоре после 379 г. сильнейшим государством в Греции становится Беотия. Мы позволим себе здесь поэтому дать краткий очерк исторических судеб и государственного строя Беотии в эпоху, предшествующую разбираемым нами здесь событиям.

Экономические предпосылки

Мы видели, что рост классовых противоречий в VII—VI вв. привел и в Спарте и в Афинах к насильственному перевороту. Первой стадией, предшествовавшей этому насильственному перевороту, была и в Афинах и в ряде других государств запись обычного права, сопровождавшаяся, разумеется, внедрением в старинное законодательство и некоторых норм, возникших как результат новых общественных взаимоотношений.
Беотия остановилась на этой стадии и обошлась без насильственного переворота. Причина этого лежала не в консервативном характере «беотийских свиней», как презрительно называли беотийцев их афинские соседи, а в тех экономических предпосылках, которые создали эту консервативность. Ввиду исключительного плодородия Беотии, в ней и при изменившихся экономических условиях основой народного хозяйства продолжало оставаться земледелие; в торговый оборот поступали лишь сельскохозяйственные излишки и рыба; торговля глиняными изделиями имела очень скромные размеры и большой роли не иг-

491

рала. Торговцы и ремесленники и теперь не задавали здесь тона. С другой стороны, почва была настолько плодородна, что в ввозе хлеба здесь никогда не было нужды, — полная противоположность Аттике, где крестьянину (вероятно, уже в эту эпоху) не хватало своего хлеба.
Конечно, и здесь новые экономические отношения на первых порах внесли расстройство в земледельческое хозяйство, содействуя быстрому экономическому расслоению и обнищанию. В особенно тяжелом положении оказались многодетные семьи. С многодетностью и разделением участков боролся, как сообщает Аристотель («Политика». II. 9,7, 1274 b3), старинный фиванский законодатель Филолай: «Филолай был для фиванцев законодателем о разных предметах и, в частности, о деторождении (эти законы фиванцы называют нормативными), и эти законы были изданы с той специальной целью, чтобы сохранилось число земельных участков». Если же в семье родится больше детей, чем находится в ее распоряжении земельных участков, то отец обязан был под угрозой смертной казни не воспитывать дитя, а передать его кому-нибудь, кто дает хоть самую маленькую сумму денег.8
Как мы узнаем из Фукидида (III, 62,2), до персидских войн власть в беотийских городах была в руках небольшой группы аристократов, принадлежавших к нескольким знатным семействам.
В связи с появлением новой тактики гоплитов, развитием обмена и появлением влиятельных богатых людей из среды земледельцев, не принадлежавших к знати, власть аристократии теряет свой былой характер и значение и вырождается в господство кучки взяточников и насильников.
Однако, несмотря на народное недовольство, революции здесь не произошло. Почва Беотии была настолько плодородна, что даже крестьянин — владелец небольшого земельного участка мог жить в достатке при относительно интенсивном ведении хозяйства. Наряду с аристократами-землевладельцами здесь, как мы уже сказали, появляются зажиточные крестьяне, прошедшие суровую жизненную школу и сумевшие благодаря более интенсивному ведению хозяйства и навыку в торговых делах выбиться на поверхность общественной жизни. Конечно, характерное для всей Греции VIII—VII вв. развитие морской торговли не миновало Беотию, и на первых порах, как всюду, внесло расстройство в крестьянское хозяйство. Морская торговля сопряжена была с большим риском и возможна была только при наличии запасного капитала, которого у рядового крестьянина не могло быть. Как мы видели, беотийский поэт Гесиод в поэме

8 Эта символическая уплата денег была рудиментом существовавшей когда-то в действительности продажи детей в рабство.
492

жав закрепощения, несмотря на то что у знати были и почет, и власть, и деньги.

Древнейший государственный строй Беотии

Узкий круг беотийской аристократии (быть может, ценой кое-каких незначительных уступок) сумел сохранить в своих руках власть до самых Персидских войн. Эта знать правила по старинным законам, которые в наиболее развитых полисах давно уже отжили свой век. Для времени, когда еще не существовало организованного кредита и отдача денег взаймы считалась исключительной услугой, характерны законы о должниках, напоминающие своей жестокостью римские законы Двенадцати таблиц: если должник не отдавал долга, то его выводили на рыночную площадь, сажали на установленное место и ставили перед ним корзину: он должен был сидеть так до тех пор, пока брошенная в его корзину милостыня не оказывалась достаточной для того, чтобы укротить гнев кредитора. Подвергшиеся такой процедуре лишались гражданских прав (такая судьба, по преданию, постигла отца Еврипида).
Фукидид (III, 62,2) устами фиванцев так характеризует государственный строй Фив в начале Греко-персидских войн: «У нас в то время государство не было ни олигархией, опирающейся на законы, одинаковые для всех, ни демократией. Власть в государстве находилась в руках немногих лиц, что более всего противно законам и разумному государственному строю, а ближе всего стоит к тирании».
Впрочем, как мы узнаем из Геродота, эта власть в начале Греко-персидских войн встречала уже организованное сопротивление. Это объяснялось не столько экономическими противоречиями в самой Беотии, сколько внешними неудачами Беотийского союза, возглавляемого Фивами.
Существование Беотийского союза, древнейшего федеративного государства, уже в VII и VI вв. являлось причиной особенного значения древнейшей истории Беотии для истории Греции вообще.
Мы уже видели, что амфиктионии, т. е. союзы соседних между собой государств, объединенных вокруг какого-нибудь популярного храма, были типичным явлением в VIII—VI вв.: они делали возможным торговый обмен, по крайней мере, между соседними государствами, парализуя непрекращающиеся граби-

493

тельские войны между общинами. Одною из таких амфиктионий была амфиктиония беотийских государств, группировавшихся сначала вокруг храма Посейдона в Онхесте, а затем вокруг храма Афины Итонии. Основными функциями этой амфиктионии (как и всяких других амфиктионий) были заботы о союзных святилищах (бывших в древнейшие времена центром культурного общения и торговых сношений между беотийскими государствами), о происходящих здесь празднествах и состязаниях (бывших в то же время ярмарками, где могли без страха встречаться торговцы из различных беотийских государств) и, наконец, решение споров (в особенности споров о границах) между отдельными беотийскими государствами. Кроме того, органы амфиктионии здесь, как и везде, обладали карательными функциями против членов, захватывающих территорию храма или нарушающих безопасность богослужений и тем самым свободу торгового оборота или вообще не подчиняющихся решению совета амфиктионов. Все эти функции остались основными функциями органов Беотийского союза до самого позднего времени: до нас дошли пограничные знаки, поставленные органами союза, ряд распоряжений о союзных святилищах и т. д.
Но органы Беотийского союза получили еще и другие функции, которых не имели другие амфиктионии. Плодородная почва Беотии была предметом постоянных вожделений соседей: Беотия подвергалась нападениям со всех сторон.9

Внешняя политика Беотийского союза

Уже в довольно раннюю эпоху (вероятно, в первой половине VI в.) северные соседи Беотии фессалийцы пытались подчинить ее себе и вторглись с войском в Беотию, но в битве при Керессе (близ Феспий) были разбиты наголову. Далее, Беотийскому союзу пришлось выдержать трудную и длительную борьбу с его ближайшим соседом Орхоменом Минийским, бывшим в то время одним из могущественнейших государств средней Греции, обладавшим очень плодородной почвой, сильным войском и флотом. Беотийскому союзу удалось отобрать у Орхомена один за другим принадлежавшие ему города, и, наконец, в начале VI в., Орхомен был вынужден, выговорив себе известные привилегии, присоединиться к Беотийскому союзу.
Менее удачной была длительная борьба с южным соседом Беотии — Афинами. Беотийцам пришлось лишиться сначала Элевфер со старинным святилищем Диониса, а затем около

9 Беотийский язык представляет собой соединение разнородных эолийских и западногреческих («дорийских») элементов. Этот факт подтверждает сообщение античных сказаний о том, что Беотия была сначала эолийской, а потом была завоевана вторгшимися дорянами. Это — древнейшее, плохо засвидетельствованное исторически вторжение в плодородную Беотию.
494

519 г. и всей области к югу от Асопа с Платеями во главе, а также приморского города Оропа.

Федерация беотийских государств

Успешное ведение всех этих войн возможно было только при наличии единой армии, сильного руководства и принудительного нажима на членов союза, чтобы они выставляли контингента в союзное войско. Эти функции были чужды обычным амфиктиониям и способствовали тому, что Беотия из простого союза государств постепенно превращалась в древнейшее союзное государство, уже в значительной степени централизованное. Самым сильным членом союза были Фивы; они играли руководящую роль на войне, а это сделало их и политическим руководителем союза. Более того, при античных условиях это всегда вело к гегемонии, к господству наиболее сильного из членов союза и к ущемлению им независимости малых государств. Однако в Беотии не произошло синойкизма по образцу Афин, не произошло образования единого централизованного Фиванского государства. Это можно объяснить тем, что здесь издревле и с успехом функционировали органы амфиктионии, и фиванцам приходилось считаться с укоренившейся традицией.
Благодаря этому Беотийский союз получил ряд функций, несвойственных другим амфиктиониям. Все члены союза были обязаны выставлять свои контингента в союзные войска; численность этих контингентов устанавливалась органами союза по особой разверстке, соответственно силам каждого государства. Принадлежность к союзу не являлась уже добровольным делом каждого члена: за нарушение воинского долга, а тем более за отпадение от союза, органы союза сурово карают, отбирая территории, выселяя жителей и т. д. Так как союзных земель не существовало, то отобранные земли становились территорией Фиванского государства, которое благодаря этому делалось все более могущественным. В связи с этим понятно, что право сношений с небеотийскими полисами было отнято у отдельных беотийских государств: вся международная политика была сосредоточена в руках союза. Право чеканки монеты отдельные беотийские государства сохранили до времени Персидских войн, но они были обязаны на своих монетах помещать изображение общебеотийского герба — щита союзной богини Афины Итонии; только Орхомен сохранил право чеканить монеты с собственным гербом — хлебным колосом.10 Государственный строй отдельных беотийских государств подвергся принудительной нивелировке только после 446 г. До Персидских войн каждое беотийское государство сохраняло свои установления. Во главе большинства беотийских государств стоял

10 Такую же привилегию имел Элевсин в Аттике.
495

архонт, но, например, во главе Феспий находилась старинная аристократическая коллегия из 7 демухов, выбиравшихся из нескольких знатных родов; во главе Оропа стоял жрец бога Амфиарая.

История Беотии в 509—446 гг.

Аристократия, стоявшая во главе Фив, к концу VI в. выродилась в кучку насильников и угнетателей и оказалась не в силах справиться с трудностями управления. Она не только притесняла народные массы в самих Фивах, но и угнетала другие беотийские государства, вызывая ненависть даже в аристократических кругах союзных городов. Это вызвало отпадение Элевфер и Платей к Афинам; спартанские третейские судьи, разбиравшие этот конфликт, признали независимость Платей от союза, так как Спарта стояла на старой партикуляристической точке зрения и не признавала государства нового типа — союзного государства.
Эта неудача породила в Беотии сильную оппозицию против господства фиванской аристократии. Немалую роль в этом брожении сыграли реформы Клисфена в соседних Афинах. Таково было положение вещей в Беотии во время похода Ксеркса. По свидетельству Фукидида, одной из причин, побудивших беотийских аристократов встать на сторону персов, была надежда, что при поддержке персидских войск им легче удастся справиться с народным движением. Впрочем, был ряд и других причин, побудивших группы, господствовавшие в беотийских городах, стать на сторону персов. Беотия была тем государством средней Греции, куда прежде всего должны были вторгнуться персы; вражеское нашествие было особенно страшно для беотийцев, бывших по большей части земледельцами. Уже одно то. что заклятый враг беотийцев афиняне возглавляли борьбу с персами, должен был побудить беотийцев встать на сторону персов.
После персидских войн Беотийский союз был уничтожен, и каждое беотийское государство стало самостоятельным. Однако потребность в объединении была очень велика, и поэтому уже вскоре после Греко-персидских войн в Беотии восстанавливаются какие-то общесоюзные учреждения — ни состав, ни компетенция их нам не известны. Это можно заключить из дошедших до нас общесоюзных монет этой эпохи: на лицевой стороне выбито «Танагра», на обороте — «Беотия». Очевидно, руководящим центром союза стала Танагра; Фивы в этот союз не входили — они чеканили особую монету.
Новая попытка Фив подчинить себе беотийские города при поддержке Спарты окончилась в 457 г., как мы видели, поражением фиванцев при Энофитах. Беотия стала фактически в подчиненное положение к Афинам, и здесь был введен демо-

496

кратический строй. В 446 г. в результате освободительного движения против крайне непопулярной афинской власти произошла битва при Коронее, в которой афиняне были разбиты, а Беотийский союз восстановлен.
Организация общесоюзных учреждений по конституции 446 г. стала нам известна довольно подробно из сочинения так называемого Оксиринхского историка (скорее всего Даимаха из Платеи). Оно найдено на папирусе в 1907 г. Здесь, в связи с изложением событий 395 г., описан строй, существовавший в Беотии с 446 г. Как был организован союз до персидских войн, мы не знаем, хотя есть некоторые основания предполагать, что конституция 446 г. в основном была восстановлением прежней.
Во главе союза стояли беотархи, правительство союза. Их было (по крайней мере с 427 г.) 11; более значительные члены союза выбирали по 2 беотарха (Фивы, Орхомен, Феспии), меньшие — по 1, самые малые чередовались в выборе беотарха, выбирая его раз в 3 года. Наряду с беотархами, функционировал союзный совет; каждое беотийское государство выбирало по 60 депутатов на 1 беотарха и само оплачивало расходы на этих депутатов; по такому же принципу составлялся и союзный суд. По этому же принципу составлялось войско (1000 гоплитов и 100 всадников на каждого беотарха); «пропорционально числу беотархов пользовались и общими доходами и вносили налоги и участвовали во всех выгодах и тяготах» (Оксиринхский историк).
По этой конституции войны между членами союза и чеканка монеты отдельными государствами были воспрещены, государственный строй отдельных беотийских государств был точно установлен союзной конституцией. Гражданские права во всех государствах были предоставлены только тем, кто обладал гоплитским цензом. Каждое государство возглавлялось тремя полемархами и «четырьмя советами», представлявшими народное собрание всего полноправного гражданства. Заседал обычно только один из советов, т. е. 1/4 народного собрания в течение каждой 1/4 года; для утверждения наиболее важных дел все четыре совета собирались вместе и «то, что решали все четыре, получало силу закона». Это государственное устройство служило образцом для проектов афинских олигархов в 411 г.
Конституция Беотийского союза чрезвычайно интересна для историка: перед нами древнейший образец федеративной представительной государственной организации. Но на этом же примере мы видим, насколько этот федеративный строй был чужд и экономике и общественному укладу древних греков; с одной стороны, государство-гегемон стремится фактически подчинить себе самостоятельных членов союза, с другой — эти члены делают непрерывные попытки выйти из союза и стать самостоятельными.

497

Фактически Фивы хозяйничали в союзе, хотя внешне не нарушали конституции, действуя через союзные учреждения. Так как в их руки попадали территории членов союза, лишенных ее по постановлению союза (например, территории платейцев, отпавших от Беотийского союза к Афинам), то к концу Пелопоннесской войны Фивы сосредоточили в своих руках половину территории союза и 4 места беотархов. Достаточно было хотя бы одному из более крупных беотийских государств встать на их сторону, чтобы они имели большинство во всех учреждениях союза, и так, должно быть, обычно происходило. Поэтому руководящая в Фивах олигархическая группа в ряде беотийских государств (особенно у непосредственных соседей Фив), недовольных непрерывными покушениями на их автономию, встречала оппозицию не только среди демократических элементов, но и среди олигархов.
Хотя с 446 г. политические права получают все обладающие гоплитским цензом, но до 404 г. власть продолжает оставаться в руках партии, опирающейся на более зажиточные «всаднические» элементы. Крайняя враждебность этой партии к афинской демократии была естественной реакцией на покорение Беотии Афинами в 457 г. В 404 г. беотийцы требуют после капитуляции Афин разрушения этого города, но спартанцы не соглашаются на это, опасаясь чрезвычайного усиления Беотии.
Положение существенно изменилось с того времени, когда выяснилось, что международное равновесие нарушено в пользу Спарты и что Спарта фактически стала гегемоном Греции. Беотийский союз был одним из немногих государств, которые и в это время вели самостоятельную, независимую от Спарты политику. Беотия, бывшая одним из главных соратников Спарты в войне с Афинами, после победы 404 г. не получила тех территориальных приобретений и экономических выгод, на которые она могла рассчитывать. В результате этой неудачи вскоре после окончания Пелопоннесской войны здесь происходит демократический переворот: олигархическая «всадническая» партия должна была уступить место умеренно-демократической партии «гоплитов», опирающейся на более широкие круги населения в Фивах и на олигархическую оппозицию в провинциальных городах. Эта группа была враждебна лаконофильской аристократии и Спарте; поэтому новое правительство дало приказ оказывать помощь бежавшим из Афин демократам, а когда Спарта потребовала выдачи беглецов, отказало ей в этом.
В 395 г. Фивы вместе с Афинами, Коринфом и рядом других государств участвуют в Коринфской войне с целью сломить чрезмерно усилившееся могущество Спарты и принимают участие в направленном против Спарты морском союзе демократических государств.
Умеренно-демократический строй просуществовал в Фивах до 382 г., когда спартанский полководец Фебид был предатель-

498

ски введен в город открывшими ему ворота олигархическими заговорщиками. У власти была поставлена кучка преданных Спарте олигархов, управлявших путем насилия и террора и опиравшихся на спартанский гарнизон, находившийся в Кадмее (акрополе Фив).

Переворот в Фивах

Движение против Спарты началось в Фивах. Фиванские демократы с Пелопидом во главе в количестве нескольких сот человек бежали из Фив в Афины, так же, как прежде, в 404 г., афинские демократы бежали в Фивы. В Афинах был демократический строй, и здесь фиванцы могли спокойно готовить выступление с помощью своих друзей из афинян. Отсюда же фиванские демократы установили связи со своими тайными сторонниками в самих Фивах, где части фиванцев, сочувствующих в душе демократам, удалось занять некоторые видные посты при правительстве тиранов. В темный зимний вечер 379 г. фиванские демократы сумели, переодевшись в крестьянское платье, пробраться в Фивы. На случай неудачи два сочувствовавших фиванцам афинских стратега (разумеется, не без ведома афинского правительства) стали со своими отрядами на границе Беотии. В Фивах заговорщики остановились у одного из знатнейших граждан, который притворялся сочувствующим олигархии, но на самом деле был сторонником демократии. Сюда же собралось несколько десятков фиванцев, посвященных в планы Пелопида. При их помощи беглецам удалось захватить врасплох и перебить тиранов. Вслед за этим демократы призвали народ к свободе, освободили своих друзей из тюрьмы, и к утру весь город был во власти демократов. В Фивах был провозглашен демократический строй, а Кадмея, где находился спартанский гарнизон и куда сбежались спасшиеся олигархи, была осаждена восставшими. К восставшим присоединились другие группы фиванских беглецов из Афин и часть жителей других беотийских городов. Спартанский гарнизон оказался настолько трусливым, что не решился даже ждать помощи из Спарты, но просил разрешения удалиться из города. Фиванцы охотно согласились на это, но задержали и перебили часть олигархов, укрывшихся в крепости.
Фивы стали независимыми; руководящая демократическая партия начала вовлекать во вновь организованный Беотийский союз другие города Беотии. Однако эта задача была нелегкой: в течение нескольких лет фиванцам приходилось отбиваться от ежегодных нашествий спартанских войск; к тому же во всех крупных беотийских городах стояли спартанские гарнизоны. Лишь через пять лет, когда эти гарнизоны вынуждены были уйти из Беотии, остальные беотийские города были постепенно

499

присоединены к союзу. Народные массы во всех этих городах, как говорит Ксенофонт, сочувствовали Фивам и всюду переходили на сторону Фив уже с первых лет существования демократического строя. Олигархи же, поставленные ранее спартанцами у власти, пытались оказать сопротивление и после ухода спартанцев, но сопротивление это было сломлено, и все беотийские города к 371 г. были включены в новый союз.
Как мы видели выше, по конституции конца V в. Беотийский союз представлял собой федеративное государство с народными собраниями в отдельных государствах и с союзным советом и союзной исполнительной властью, выбранной на основе пропорционального представительства. По конституции 379 г. Беотия стала централизованным государством по образцу Аттики с общебеотийским народным собранием в Фивах в роли суверенного верховного органа. Исполнительная власть в союзе теперь принадлежала уже не одиннадцати, а семи беотархам, выбранным общебеотийским народным собранием. Теперь союзная конституция предоставляла права гражданства не только лицам, имеющим тяжелое вооружение, но всем гражданам вообще. Господствующей группой в народном собрании было городское население Фив, так как жителям провинциальных городов, особенно крестьянам, было трудно бросать работу и отправляться за несколько десятков километров в Фивы.
Неожиданное для других греческих государств возвышение Фив было подготовлено экономическим развитием Беотии в предшествующий период. Со времени Пелопоннесской войны здесь быстро развивается рабский труд, растет количество городских жителей — ремесленников и торговцев. Это и предопределило появление новой демократической партии, демократов городского типа, отменивших избирательные ограничения, установленные прежней фиванской конституцией. Вождем этой новой демократии и выдающимся деятелем в Фивах этого периода был представитель одной из богатейших фиванских фамилий Пелопид, но большую роль в дальнейшей истории Фив сыграл также друг Пелопида, обедневший потомок знатнейшего из фиванских родов Эпаминонд, примкнувший к демократам после переворота 379 г. Эпаминонд был одним из замечательнейших полководцев не только греческой, но и мировой истории. Высокую оценку военным реформам Эпаминонда дает Ф. Энгельс: «Эпаминонд первым открыл великий тактический принцип, который вплоть до наших дней определяет исход почти всех решающих сражений: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке».11

11 Энгельс Ф. Пехота//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14. М., 1959. С. 355.
500

Афины и Фивы после переворота

После переворота между Фивами и Афинами был заключен союз. Тем не менее и объединившись оба эти государства чувствовали себя слабее Спарты. Поэтому афиняне сурово наказали стратегов, подошедших с войском к беотийской границе во время переворота, а фиванцы предложили спартанцам заключить мир, обещая остаться в союзе с ними и платить дань. Спартанцы потребовали восстановления в Фивах олигархии, на что фиванцы не могли согласиться. В это время Сфодрием, начальником спартанского гарнизона в Феспиях (в Беотии, к западу от Фив), сделана была попытка захватить врасплох Пирей. Неизвестно, была ли эта попытка совершена по усмотрению самого Сфодрия или его на это подговорила какая-нибудь группа в Спарте, но попытка не имела успеха; после этого Афины уже открыто выступили против Спарты и заключили союз с Фивами. Когда в 378 г. Агесилай вторгся в Фиванскую землю, афинский стратег Хабрий явился на защиту Фив.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993



Rambler's Top100