Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
545

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И УТОПИИ

Ограниченность кругозора рабовладельца

В сочинении «О доходах» (Poroi) Ксенофонт в духе Евбула рекомендует прекращение всяких войн, доказывает, что войны приносят больше убытка, чем прибыли государству, как бы победоносны они ни были; приводит в пример все прошлые войны и указывает, что, если государство откажется от войн и будет вести экономную политику, то, даже не прибегая к чрезвычайным мерам, можно обеспечить всю бедноту.
Его расчет чрезвычайно интересен. Он советует государству копить средства, купить рабов и каждому гражданину дать по три раба. Тогда каждый сможет, ничего не делая, жить при помощи этих рабов, и кризис будет устранен. А гражданам он рекомендует отдавать этих рабов в аренду в государственные

546

рудники, они будут приносить арендную плату, и хозяева не будут иметь хлопот.
Очевидно, с этой мыслью носились в афинском обществе. Немного ранее Аристофан рекомендовал в своей поздней комедии «Богатство» (в пародическом плане) такой же рецепт. Из этого заколдованного круга греки не могли вырваться: чтобы сохранить демократию, надо увеличить число рабов; но увеличение числа рабов уменьшало оплату труда свободных.

«Киропедия» Ксенофонта

Тяжелое положение вызывает к жизни целый ряд проектов и утопических сочинений. Таково, например, уже упомянутое сочинение Ксенофонта «Киропедия». Ксенофонт преследует здесь определенную тенденциозную цель: он хочет показать, насколько монархия выше демократии и как хорошо можно организовать государство, если во главе стоит благожелательный монарх. Он мечтает превратить Грецию в единую монархию, где правитель относился бы к населению, как добрый барин, т. е. путем разных подачек и ласковых слов склонял бы народные массы к добровольному повиновению.

«Государство» Платона

В это время появляется и другое утопическое произведение, знаменитое «Государство» Платона. Платон не был человеком нового времени: его утопия с точки зрения новых условий была реакционной, потому что в это время все шло к объединению маленьких греческих государств в одно или несколько больших государств, к усилению монархии, которая не опирается ни на аристократию, ни на демократию. Этот социальный заказ выполнил Ксенофонт, тогда как Платон пытался строить свое государство на базе старого полиса, старого аристократического строя.
Об основных положениях его «Государства» мы говорили уже выше (с. 531 и сл.). «Государство» написано чрезвычайно художественно, красивым греческим языком, но это одно из самых реакционных произведений античной литературы. Платон, как теоретик, как кабинетный ученый, был очень далек от живой жизни. Его современники стояли на другой позиции.

Исократ

Мы говорили уже выше и об Исократе. Как мы видели, он впервые выдвинул принцип объединения всех греков для борьбы с Персией. Это дало возможность немецким ученым, начиная с 1871 г., прославлять Исократа. По их мнению, он был представителем расового принципа, стоял на точке зрения превос-

547

ходства греческой расы над персидской и требовал объединения всех греков для борьбы с людьми низшей расы.
Между тем такое толкование искажает смысл текста Исократа. Если внимательно в него вчитаться, то будет ясно, что его подход к этому вопросу различен в различные моменты. В некоторых местах его сочинений есть призывы к соблюдению Анталкидова мира, к миру с Персией, даже к объединению с определенными группами варваров. Основой у него служит не расовая, а экономическая проблема, которую он формулирует очень остро. Он говорит о безработице, о массе людей без средств к существованию, блуждающих по Греции, о безработных бедняках в городах, все время смотрящих с вожделением на карманы богатых людей. Перед ним стоит проблема, куда девать эту огромную массу людей. Исократ, как и ряд его единомышленников, отвечает: смотрите, на Востоке, под властью персов, целые области населены «варварами», т. е. людьми, созданными для рабства. Вместо того, чтобы бороться между собою, пойдем туда и покорим варваров, сделаем их рабами, наши безработные поедут туда эксплуатировать этих рабов, а мы, состоятельные люди Греции, избавимся от голодных ртов и завистливых глаз.
Этим объясняется и весь характер пропаганды Исократа. У него на первый взгляд нет последовательности, нет постоянной точки зрения, однако он последователен в одном: в желании во что бы то ни стало избавиться от голодных людей. Для этого необходимы три предпосылки: прежде всего, централизация Греции — безразлично, кто будет монархом, только не персидский царь, потому что в программу Исократа входит захватить области персов; этим монархом может быть фессалийский тиран или македонский царь, сицилийский тиран или спартанский царь — все равно; затем, необходимо уничтожить крайнюю демократию с ее переделами земли, отменой долгов и обложением богатых и, наконец, необходимо покорение Персии для завоевания новых рынков и выселения сюда безработных. Для осуществления второго и третьего пунктов необходимой предпосылкой является также централизованная монархия. Чтобы выполнить эту программу, Исократ обращается с посланиями к различным царям и тиранам, предлагая им объединить силы всех греков, прекратить междоусобные распри и возглавить общеэллинский поход против персов.
В этом отношении особенно интересно сочинение Исократа, озаглавленное «Филипп». В первой части этого сочинения Исократ говорит о необходимости установить мир между виднейшими греческими государствами. Он предлагает македонскому царю Филиппу примирить четыре государства —Афины, Фивы, Спарту и Аргос, — остальные уже сами последуют их примеру.
Вторая часть речи посвящена центральной идее Исократа — походу против Персии. По мнению Исократа, данный момент

548

был наиболее подходящим, так как в это время целый ряд областей отпал от Персии. Самое малое, что должен был сделать Филипп, — это завоевать все малоазийское побережье от Кили-кии до Синопа, переселить туда всех бродяг из Греции (planomenoi) и тем самым создать барьер для защиты Греции от варваров Востока. Все это подкрепляется ссылками на Геракла, возведенного в предки царя Филиппа.
Исократ не случайно подчеркивает те материальные выгоды, которые греки получат от этого похода. Как мы говорили уже, он выражает здесь не свое индивидуальное мнение: он выражал взгляды определенной группы богатых рабовладельцев, заинтересованных в твердой власти и колониальной экспансии.

Аристотель

Еще больший интерес представляют для нас взгляды ученика Платона Аристотеля. Аристотель несколько прогрессивнее Платона, он понимает уже, что афинянам невозможно вернуться к старой аристократии. Относясь терпимо к любой форме правления, он признает три нормальных формы: политию, т. е. умеренную демократию, аристократию и монархию. В зависимости от условий того или другого места в одном случае можно рекомендовать политию, в другом — монархию, в третьем — аристократию. Но эти формы имеют свойство вырождаться в уродливые формы: полития — в демократию, аристократия — в олигархию, монархия — в тиранию. Эти формы внешне сходны с первыми, но в действительности они являются их вырождением, так как в основу их положены не законность, а насилие. С этими формами нужно бороться.
«Вырождение» общественных форм с точки зрения Аристотеля заключается главным образом в том, что государство начинает покушаться на имущество богатых людей. «Монархия... создана для поддержки высших классов против народа... Царь следит за тем, чтобы владельцы имущества ни в чем не терпели ущерба» (Политика. V, 8, 1310 b9). Аристотель, разумеется, имеет в виду прежде всего македонскую монархию, к которой он был очень близок: он был придворным македонского царя Филиппа и учителем его сына Александра.
Аристотель, как и Платон, кабинетный ученый, но, очевидно, более близкий к реальной жизни, чем первый.
Другая интересная сторона учения Аристотеля — его учение о рабстве. Аристотель характеризует раба как одушевленное имущество или одушевленное орудие. Он говорит, что если бы наши орудия могли двигаться сами, то можно было бы обойтись без рабства. Но это невозможно: орудия должны приводить в движение люди, а нельзя свободного человека заставить выполнять физический труд, унижающий человека. Свободный человек создан для того, чтобы мыслить и управлять грубой

549
физической силой. Поэтому с точки зрения Аристотеля рабство неизбежно. Если мы изучим людей, то, полагает он, мы убедимся, что одни созданы от рождения для рабства, другие — для свободы. Есть целый ряд людей, которые, даже будучи обращены в рабство, оказываются в сущности свободными.
Кто же от рождения обречен на рабство? Варвары — они созданы и воспитываются для этого. Таким образом, рабство, с точки зрения Аристотеля, естественная категория. Свободные эллины должны господствовать над варварами. Аристотель был учителем Александра Македонского и в поучение ему он написал сочинение о колониях для греческих граждан, где советует ему делать греческих колонистов господами в завоеванных им областях, а всю массу местного негреческого населения превращать в рабов. Замечательно, что Александр решительно отклонил это предложение.
Впрочем и «цари природы» — эллины, с точки зрения Аристотеля, только тогда могли осуществлять свое высокое предназначение, когда имели достаточное имущество, освобождающее их от необходимости работы по найму. Всякий низкий труд (banausia) по существу превращает свободного в раба.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993



Rambler's Top100