Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
339

Словарь терминов

Словарь античных терминов

Гиеропеи—комиссия из десяти жрецов, которые наблюдали за правильностью выполнения священных обрядов.

Гимнасий (от древнегреческого gymnos — обнаженный) — комплекс построек для физического воспитания граждан (гимнастика), где упражнялись обнаженными. Он включал просторный двор, окруженный колонными залами, портиками и др. Со временем, в связи с развитием системы найма воинов и профессионализацией спорта, стал использоваться как своего рода высшее учебное заведение, где занимались литературой, грамматикой, выступали философы. В классическую эпоху в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарги, все они находились вне городских стен.

Гимнасиарх — первоначально богатый гражданин, который был обязан за свой счет подготовить участников спортивных состязаний, проводившихся во время праздников, в том числе Панафиней. Во времена Римской империи—лицо, надзиравшее над гимнасием.

Дем — основная административная единица Аттики, созданная в результате реформ Клисфена в конце VI в. до P. X.

Диадохи—так называют сподвижников Александра Македонского, которые после его смерти воевали за его империю.

Кадуцей — жезл, обвитый двумя змеями, атрибут Гермеса как глашатая богов, вестника воли Зевса (посох, украшенный сверху изображением двух переплетающихся змей, был эмблемой вестников, глашатаев).

Гермес с кадуцеем в руке. За ним — Гера и Геракл. Изображение на вазе

Рис. 67
Гермес с кадуцеем в руке. За ним — Гера и Геракл. Изображение на вазе

340

Ктист—лицо, под руководством которого происходило основание колонии.

Метек—свободный иностранец, живущий и работающий в Афинах. Не обладал нравами граждан, не имел политических нрав, пользовался юридической защитой государства, платил налоги, был обязан нести военную с\ужбу.

Обол—денежная единица, см. гл. VI, прим. 284.

Палестра—сооружение для занятия спортом, прежде всего обучения борьбе, физического воспитания, иногда находилась при гимнасии (см.).

Пиксида—туалетная коробочка из различных материалов: дерева, металла, слоновой кости и др.

Пинака—дощечка для записей, писчая табличка; картина.

Порталана—средневековая карта.

Пританей—правительственное здание, где собирались нританы—должностные лица, значение и функции которых со временем менялись.

Синойкисм—объединение в единый полис нескольких независимых общин, которое происходило по-разному — вокруг существующего полиса, путем основания нового полиса и др.

Статер—денежная единица, см. гл. VI, прим. 284.

Стратег—высшая воинская должность, командующий сухопутными и морскими силами. Коллегия из десяти стратегов избиралась ежегодно народным собранием путем открытого голосования.

Таксиарх—командир воинской части одной филы (таксис).

Теоры—члены делегации (теории), которую полисы посылали на общегреческие игры и некоторые праздники.

Тирс—жезл бога Диониса и его спутниц вакханок. Изображался в виде палки, увитой плющом, виноградными листьями и увенчанной шишкой.

Дионис с тирсом в руке. Прорисовка изображения на вазеРис. 68

Дионис с тирсом в руке. Прорисовка изображения на вазе

Триера—боевое судно с тремя рядами гребцов, расположенных один над другим (числом 170 человек). В V—IV вв. до P. X. наиболее распространенный вид военного корабля.

341

Фиала—плоская чаша, применялась в быту и для совершения возлияния богам.

Фекады—белые башмаки, знак достоинства гимнасиарха.

Фила—административная единица Аттики, подразделение граждан. По реформе Клисфена в конце VI в. до P. X. Аттика была разделена на 10 фил.

Эгида—наводящий ужас щит Зевса с натянутой на нем козьей шкурой и головой Медузы Горгоны. Эгиду носит и любимая дочь Зевса Афина. На изображениях Афины эгида (помимо щита) представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого же панциря на груди, с головой Медузы посередине и змеями — по краям.

Афина с эгидой. Рисунок на вазе

Рис. 69

Афина с эгидой. Рисунок на вазе

Афина с эгидой. Рисунок на вазе

Рис. 70

Афина с эгидой. Рисунок на вазе

342

Эйсфора—первоначально экстраординарный военный налог, который платили по решению народного собрания в случае нужды. С 347 г. до P. X.— налог (в размере десяти талантов), который платили богатые граждане и метеки согласно цензу.

Словарь архитектурных терминов

Типы храмов

Храм в антах—простейший тип храма, который состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две колонны.

Простиль—храм, у которого на фасадной стороне стоял ряд колонн.

Амфипростиль—храм, имевший колоннады но обеим торцовым сторонам.

Периптер—храм, в котором наос (см.) со всех четырех сторон обнесен рядом колонн. Господствующий тип храма в архаическую и классическую эпохи.

Наос (целла) — главное внутреннее помещение храма, продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя.

Пронаос—служил входом в наос, огражден спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков—стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов.

Адитон—помещение позади наоса или в глубине его, соединенное с наосом.

Опистодом—такое же помещение, но отделенное стеной от наоса и имевшее вход только с задней стороны.

Ордер

Ордер—особый тип архитектурной композиции. Главные части древнегреческого ордера: основание, обычно ступенчатое—стереобат; вертикальные опоры— колонны, возвышающиеся на верхней ступени стереобата—стилобате; торцовая часть перекрытия, покоящаяся на балках, уложенных по колоннам,— антаблемент.

Антаблемент делится на: архитрав (или эпистиль) — главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия; фриз—само перекрытие или, вернее, та его часть, которая покоится на архитраве; карниз — венчающая часть. Архитрав сверху завершался небольшой полочкой—тенией.

Фриз состоял из метоп и триглифов. Метопы обычно имели почти квадратную форму, они часто украшались высоким рельефом (горельефом), реже—живописью. Между ними находились триглифы, которые имели форму вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых оживлялась вертикальными врезами. Под каждым триглифом с нижней стороны имелась неболь-

343

шая полочка, но длине равная ширине триглифа—регула, нижняя поверхность которой была обработана в виде капель (гутты).

Фронтон—верхняя часть торцового фасада (треугольная стена, обычно несколько заглубленная) вместе с обрамлявшим ее понизу карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, также обработанными в форме карнизов.

Акротерий—украшение, которое помещали на крыше но углам фронтона (статуи, скульптурные группы и др.).

Аттик—стенка над венчающим архитектурные сооружения карнизом, часто украшенная рельефом или надписью. Обычно завершает триумфальные арки.

Интерколумний—промежуток между двумя соседними колоннами.

Каннелюры—вертикальные желобки, которыми оживляли столб колонны.

Кессоны—квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности свода, арки.

Киматий—одна из форм обломов (см.) с «волнистым» профилем.

Мегарон—тип древнейшего (III—II тысячелетия до P. X.) жилища, прямоугольный зал с очагом и входным портиком, иногда разделен одним-двумя продольными рядами колонн.

Нартекс — притвор, входное помещение с западной стороны христианского храма.

Неф — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Обломы (или мюлиры) — элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера.

Пилястра (пилястр) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.

Портик—галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

Розетка—орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка, например розы.

Подготовлено по изданию:

Маринович Л. П., Кошеленко Г. А.
Судьба Парфенона. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 352 с.: ил. - (Язык. Семиотика. Культура).
ISBN 5-7859-0108-0
© Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко, 2000
© А. Д. Кошелев. Серия «Язык. Семиотика. Культура», 1995
© В. П. Коршунов. Оформление серии, 1995



Rambler's Top100