Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
415

СЛОВАРЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ59

АБАК — верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная, также счетная доска.

АГОН — состязание на религиозных праздниках, организуемое и руководимое должностными лицами — агонофетами. Агонами назывались также конные, гимнастические и музыкальные состязания.

АГОРА — народное, судебное или военное собрание свободных граждан в Древней Греции и его место, площадь с расположенными вокруг нее общественными, торговыми и культовыми зданиями.

АКВЕДУК — арочные опоры для водопровода.

АКРОПОЛЬ — укрепленная часть греческого города, его религиоз-но-политический центр, обычно располагавшийся на возвышенном месте.

АКРОТЕРИЙ — декоративный элемент кровли на ее углах из камня или глины.

АЛТАРЬ — место жертвоприношения, обычно в виде куба с углублением для возлияния или сожжения жертвы.

АМФИКТЕОНИЯ — объединение нескольких полисов или племен (амфиктеонов) вокруг центра с общим культом и святилищем.

АМФИТЕАТР — монументальное сооружение в Древнем Риме для публичных зрелищ с ареной и концентрически расположенными местами для зрителей.

АМФОРА — крупный сужавшийся к низу глиняный сосуд с двумя ручками, использовавшийся для масла и вина.

АНТ — резко выступающий торец продольных стен греческого дома или храма.

АНТАБЛЕМЕНТ — верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера.

АНТЕФИКС — лобовая черепица с прорезью в вертикальной части, располагающаяся по свесам кровли.

АПОДИТЕРИИ — зал для раздевания в термах.

АПСИДА — выступ здания, обычно полукруглый, перекрытый полукругом или сомкнутым полусводом.

АРКАДА — ряд арок, опирающихся на столбы.

АТРИИ — центральное помещение этрусского и римского дома с комплувием и имплувием.

415

АРХИТРАВ — перекладина, опирающаяся непосредственно на капители колонны.

АЭД — во времена Гомера — певец, певец, заклинатель.

БАЗИЛИКА — у римлян здание с вытянутым залом, разделенное рядами колонн на несколько частей. Использовалось для суда, торговых и денежных сделок.

БЕЛЬВЕДЕР — двор и сад в Ватикане.

БОРЕЙ — бог северного ветра в греческой мифологии.

БУККЕРО — тип этрусской керамики черного цвета, производившейся между VII и V вв. до н.э.

ВИЛЛА — поместье и загородная усадьба у древних римлян.

ВОЛЮТА — архитектурное украшение из спиралеобразно завитых листьев и других растительных элементов.

ГЕРМА — столбик, украшенный головою или изображением Гермеса или других богов.

ГЕРООН — место или сооружение, посвященное памяти героя или его культу.

ГЕТЕРА — женщина, ведущая свободный образ жизни, подруга, любовница.

ГИМНАСИЙ — общественное помещение для физических упражнений и ученых бесед.

ГИПОКАУСТ — сооружение для подачи теплого воздуха под полом древних бань.

ГЛИПТИКА — искусство художественной резьбы по камню и кости.

ГЛИПТОТЕКА — собрание произведений скульптуры или глиптики; музей скульптуры.

ГЛОССА — вставленное в рукопись древнего автора слово чуждого ему языка, с переводом и толкованием.

ГНОМОН — указатель на солнечных часах, древнейший астрономический инструмент, применявшийся уже в Вавилоне.

ГРИФ — в греческой мифологии существо, объединившее части тела льва и орла.

ДЕКУМАН — улица, имеющая в римской урбанистике направление восток-запад.

ДИПТЕР — тип храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки.

ДОЖ — высшее должностное лицо в Венеции с X—XI вв.

ДРАХМА — греческая серебряная монета, афинская драхма состояла из 6 оболов и насчитывала 4,36 г серебра.

ДРОМОС — узкий проход в погребальной камере.

ЕПАРХИЯ — древнегреческое обозначение провинции Римской империи.

ИМПЛУВИЙ — водосток для дождевой воды, втекавшей через комплувий.

ИНКРУСТАЦИЯ — облицовка поверхности стены разноцветными мраморными пластинками.

ИНСУЛА — доходный дом в древнем Риме и других городах Италии. В другом значении — городской квартал, застроенный участок, ограниченный со всех сторон улицами.

КАЛЬДАРИЙ помещение с нагретой водой в римских термах.

КАМЕЯ — резной камень с выпуклым рельефным изображением.

КАННЕЛЮРЫ — вертикальные желобки, идущие параллельно от основания к капители колонны и служащие для ее украшения.

КАПИТЕЛЬ — верхняя часть колонны.

КАРДО — демаркационная линия с севера на юг в римской урбанистике.

КАРИАТИДА — скульптурное изображение задрапированной женской фигуры, используемое вместо колонны для поддержки балочного перекрытия.

КАРНИЗ — горизонтальный выступ, завершающий стену здания.

КАТАПУЛЬТА — осадная машина для метания камней.

КВАДР — тесаный камень в форме прямоугольного параллелепипеда.

КВАДРИГА — колесница на двух колесах, запряженная четверкой коней, у римлян.

КИАФ — сосуд в форме чаши с одной ручкой.

КЛОАКА — крытый канал для стока нечистот в Риме.

КОЛУМБАРИЙ — место для коллективного погребения с небольшими нишами для погребальных урн.

КОМПЛУВИЙ — четырехугольное отверстие в крыше атриума над имплувием.

КРАТЕР — у древних греков сосуд для смешения жидкостей.

КРИПТОПОРТИК — коридор, обычно подземный, освещенный сверху проемами.

КОРЫ — архаичные декоративные статуи девушек в культовых центрах Греции.

КОТУРНЫ — греческая театральная обувь с толстой подошвой.

КСОАН — деревянный столб, воплощающий божество.

КУРИЯ — место собраний и жертвоприношений в Древнем Риме, позднее так именовалось место заседания римского сената.

ЛЕГАТ — в эпоху Республики назначаемый сенатом посол или заместитель командующего армией; в эпоху Империи назначаемый императором командующий легионом, наместник императорской провинции и чрезвычайный уполномоченный.

ЛЕСХА — помещение для бесед в греческом доме.

МАРЕММА (итал.) — заболоченный морской берег.

МЕАНДР — тип орнамента в виде ломаной или кривой линии с за* витками (от названия извилистой реки Меандр в М. Азии).

МЕГАРОН — главное прямоугольное помещение греческого дома с входом на торце.

МЕДУЗА — одна из трех сестер Горгон.

МЕНАДЫ — безумствующие спутницы греческого бога Диониса.

МЕТА — пограничный камень в римском цирке на старте и финише в форме конуса или пирамиды.

МЕТОПА — каменная или керамическая плита, заполняющая пространство между двумя триглифами во фризе, нередко украшенная росписью или рельефами.

МИРМИЛЛОН — гладиатор в галльском вооружении с изображением рыбки на острие шлема.

МИСТЕРИИ — тайный культ и тайные учения.

МОРЕЯ — средневековое обозначение Пелопоннеса

НАВАРХ — командир флота у греков, в Спарте с V в. до н.э. ежегодно выбираемое должностное лицо.

НЕФ — одна из отделенных друг от друга колоннами или опорами частей базилики.

НИКА — богиня победы у греков, соответствующая римской Виктории.

НИМФЕЙ — В эпоху Римской империи монументальное сооружение в виде павильона с фонтаном, посвященное нимфам.

ОДЕОН — небольшое круглое здание, предназначенное для выступлений декламаторов и музыкантов.

ОРДЕР — определенная художественная система конструкции в древней Греции, основу ее составляли колонна и балочное перекрытие — антаблемент.

ОРХЕСТРА — круглая или полукруглая площадка в греческом театре с алтарем Диониса. В римском театре орхестру занимали почетные гости.

ОССУАРИЙ — вместилище для пепла покойника.

ПАЛЕСТРА — площадка или здание для физических упражнений в Древней Греции.

ПАЛЬМЕТТА — орнаментальный мотив в виде веера лепестков.

ПАНКРАТИЙ — единоборство, соединявшее приемы борьбы и кулачного боя.

ПАРОД — первая вступительная часть греческого хора.

ПЕНАТЫ — боги- покровители дома и очага у древних римлян.

ПЕПЛОС — женское греческое одеяние, в основном шерстяное, застегнутое на плече.

ПЕРИПТЕР — основной тип древнегреческого храма, окруженного с четырех сторон колоннадой.

ПЕРИСТИЛЬ — колоннада, окаймляющая площадь или двор дома и сама площадка, окруженная колоннами.

ПЕВТИНГЕРИАНСКАЯ ТАБЛИЦА — средневековое воспроизве* дение древнеримской карты, предположительно, II—III вв. н.э.

ПИЛОНЫ — массивные прямоугольные колонны, опора арен.

ПИЛЯСТР — приставленная к стене плоская колонна, не имеющая конструктивных функций.

ПИСЦИНА — бассейн для сбора воды и пруд для разведения рыб.

ПИФОС — огромный глиняный сосуд, в минойскую, микенскую и кикладскую эпохи использовался для захоронений.

ПНИКС — холм в западной части Афин, на котором собиралось народное собрание.

ПОДИЙ — высокое основание здания с лестницей на передней торцевой части, иначе — база.

ПОЛИГОНАЛЬНАЯ СТЕНА — стена из многоугольных блоков.

ПОМЕРИЙ — незастроенная полоса земли по обе стороны городской стены.

ПОНТИФИКИ — коллегия жрецов-мостостроителей, в ведении которых находились также контроль за осуществлением государственного культа, календарь.

ПОРТИК — открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах, соответствует греческой стое.

ПРИТАН — член коллегии из пятидесяти лиц, выбираемых от каждой филы, местом их дежурств было общественное здание — пританей.

ПРОПИЛЕИ — монументальные ворота, вход на акрополь.

ПРОСКЕНИЙ — площадка, воздвигавшаяся над орхестрой.

ПРОТОМА — декоративный элемент в форме головы человека или передней части тела животного.

РИТОН — сосуд для питья в форме рога, часто в виде головы животного.

РОСТРЫ — трибуна для ораторов в Риме, украшенная носами вражеских кораблей, трофеями морских побед.

РОТОНДА — круглое здание, обычно перекрытое куполом.

СИНОЙКИЗМ — процесс слияние многих ранее независимых общин, в результате которого образуется полис.

СИТУЛА — бронзовое или глиняное ведерко, характерное для археологических культур Европы бронзового и раннежелезного века.

СКЕНЕ — временное деревянное сооружение греческого театра, помещение для хранения реквизита, переодевания актеров и т. д.

СТАДИЙ — единица измерения расстояний, аттический стадий — 185 м.

СТАТЕР — золотая или серебряная монета на древнем Ближнем Востоке и Греции.

419

СТЕЛА — в Древней Греции плоская каменная плита с рельефом или надписью, служившая погребальным или посвятительным памятником.

СТИЛЬ — металлический стержень для письма.

СТИЛОБАТ — прямоугольная брусчатая платформа, служившая опорой для колоннады античного храма и других зданий.

СТОЯ — у греков галерея с колоннами.

СУДАТОРИЙ — парильня в римских термах.

ТАБЛИН — помещение частного римского дома, выходящее на атрий.

ТАЛАНТ — единица веса и денежная единица в древности.

ТАРТАР — в древнегреческой мифологии подземное царство.

ТЕМЕНОС — огражденный священный участок в Греции.

ТЕПИДАРИЙ — зал с умеренной температурой в римских термах, теплая баня.

ТЕРМЫ — горячие бани в древней Греции и Риме.

ТЕРРАКОТА — изделие из цветной гончарной глины высшего качества.

ТЕССЕРА — небольшие фрагменты черепицы, камня или стекла, имеющие квадратную форму, из которых составляли мозаику.

ТИРС — жезл бога Диониса и его спутниц.

ТОЛОС (ФОЛОС) — архитектурное сооружение круглой формы с колонным залом внутри или без него, использовалось в культовых или общественных целях.

ТОРЕВТИКА — искусство рельефной обработки художественных изделий из металла.

ТРАВЕРТИН — известковый камень, добываемый в каменоломнях Тибура.

ТРИГЛИФ — прямоугольная узкая плита в антаблементе храма дорического ордера, чередующаяся с метопами и являющаяся несущим элементом.

ТРИЕРА — военное гребное судно с тремя рядами весел.

ТРИКЛИНИЙ — у римлян обеденный стол, окруженный тремя ложами, а также и помещение для обеда.

ФАСАД — внешняя сторона здания.

ФЛАМИН — жрец-возжигатель у римлян.

ФРЕСКА — техника живописи, при которой краска наносится на влажную штукатурку стены.

ФРИГИДАРИИ — холодный зал в римских термах.

ФРИЗ — среднее из трех главных членов ионийского антаблемента, состоявшего также из архитрава и карниза; он часто украшался декоративными элементами.

ФРОНТОН — верхняя, в виде треугольника, часть фасада храмов, а к также общественных и жилых зданий, замыкаемая снизу карнизом.

420

ЦЕЛЛА — часть древнего храма, предназначенная для статуи почитавшегося в ней божества.

ЦИСТА — хранилище из металла, обычно цилиндрической формы с декоративными элементами на внешней поверхности.

ЦИТАДЕЛЬ — укрепление, стоявшее отдельно, обычно внутри крепости.

ЭЛЕКТР — сплав золота и серебра.

ЭЛОГИЯ — похвальное слово, часто заносившееся на камень.

ЭНКАУСТИКА — античная техника живописи, основанная на вжи-гании в поверхность раскрашенного воска.

ЭНТАСИС — утолщение в колонне дорического ордера.

ЭПИТОМА — краткая выдержка из обширного литературного произведения.

ЭРГАСТЕРИЙ — мастерская, использующая главным образом рабский труд.

Подготовлено по изданию:

Немировский А.И.
Нить Ариадны. В лабиринтах археологии /А.И. Немировский. — М.: Вече, 2007. - 432 с.
ISBN 978-5-9533-1906-5
© Немировский А.И. , 2007
© ООО «Издательский дом Вече», 2007



Rambler's Top100