Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
395

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Лондонское общество любителей древности (Дилетанты) 1733 г.

Общество друзей муз 1813 г.

Греческое археологическое общество. Афины 1837 г.

Французский археологический институт. Афины 1846 г.

Германская археологическая школа. Афины 1875 г.

Американская археологическая школа. Афины 1882 г.

Английский археологический институт 1885 г.

Австрийская археологическая школа 1898 г.

Итальянская археологическая школа 1903 г.

ВЕХИ ЭТРУССКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Политическая история

Экономика и культура

Первые столетия этрусской г (900-720

осударственности и культуры гг. до н.э.)

Формирование этрусских «пред-городов» (900—800 гг. до н.э.)

Начало этрусской колонизации Кампании, Северной Италии.

Финикийские и эвбейские мореходы в Тирренском море.

Начало этрусской талассокра-тии (VIII в. до н.э.)

Основание Карфагена, союзника этрусков (814)

Совместное заселение эвбейскими, восточными и этрусскими торговцами о. Питекуссы (775)

' Традиционная дата основания Рима (754/753) с участием этрусков

Начало железного века в Италии и формирование его региональных культур.

Культура Вилланова.

Усиление социальной дифференциации, засвидетельствованное материалами некрополей в Вейях и Тар-квиниях.

Керамика типа импасто (900— 800 гг. до н.э.)

Начало керамического производства, отражающего влияние греческих геометрических моделей.

Развитие сельского хозяйства и металлургии.

Ориентализирующая эпоха (720—580 гг. до н.э.)

Проникновение финикийцев на Сардинию, Сицилию и в Испанию.

Основание в Италии первой греческой колонии Кум (720)

Прибытие Демарата из Коринфа в Тарквинию. Сын его Тарквиний Приск — царь этрусского происхождения в Риме (615—578)

Основание фокейцами Масси-лии (600)

Первые вторжения кельтов в Италию (начало. VI в.). Разрушение этрусских городов Паданской области.

Принятие халкидского алфавита. Первые этрусские надписи в Тарк-винии и Черветери (720).

Распространение могил курганного типа (a tumulo).

Появление домов на фундаменте из камня со стенами из сырцового кирпича.

Изготовление этрусско-коринфс-кой керамики и буккеро.

Приписываемая Нуме Помпи-лию реформа римского календаря по этрусскому образцу.

Введение в римскую практику коллегии авгуров и гаруспиков (715— 672).

Архаическая эпоха (580—480 гг. до н.э.)

Вторичная этрусская колонизация в Эмилии Романии и Кампании. Создание южного Двенадцатиградия

Действия Мастарны и братьев Вибенна.

Правление Сервия Туллия (578— 534) и Тарквиния Гордого (534—539).

Основание фокейцами Алалии (560) и Велии (535).

Битва в Сардском море (540).

Первая битва при Кумах (524).

Основание Марцаботто и Спины (524).

Изгнание этрусских царей из Рима (509) и поход на Рим царя Пор-сены.

Победа Аристодема Кумского в союзе с латинами над этрусками и их союзниками. Битва при Ариции (504)

Правление Тефария Велианы в Черветери (ок. 500).

Вымостка форума и Бычьего рынка в Риме (575)

Дворец в Мурло.

Включение Спины и Адрии в сферу греческой восточной торговли.

Художественное оформление Булкой из Вей храма Юпитера Капитолийского в Риме.

Освоение этрусками чернофигурной керамики.

Расцвет тарквинийской погребальной живописи со сценами пиршеств.

Классическая эпоха (480—320 гг. до н.э.)

Первая война Рима с Вейями. Поход Фабиев (477)

Битва при Кумах. Победа сираку-зян над этрусками (474)

Нападение сиракузян на этрусские порты тирренского побережья (453).

Война Рима с Вейями (428).

Захват самнитами Капуи. Конец этрусского владычества в Кампании (423).

Участие этрусского контингента в афинской военной экспедиции против Сиракуз (414—413).

Разрушение римлянами Вей (396).

Разграбление сиракузянами Пирг и других этрусских портов Тирренского побережья.

Война Рима с Тарквинией (358— 351).

Усиление греческого влияния на этрусское искусство.

Освоение этрусками техники краснофигурной керамики (сер. Vb.)

Обучение римской молодежи в этрусских городах.

Расцвет живописи в Тарквинии, в Вульчи (гробница Франсуа), Воль-синиях (Голини I, II).

Изготовление мраморных саркофагов в Черветери, Вульчи, Таркви-ниях.

Продукция керамических мастерских в Фалерии, Черветери, Тар-квиниях, Вольсиниях, Кьюзи, Воль-терре (IV—III вв.)

Крушение Этрурии (320—27)

Вмешательство Рима в социальный конфликт в Ареццо на стороне аристократии (302).

Союз римской и этрусской аристократии. Победа Рима над этрусками и их союзниками при Сентине (292)

Победа римлян над Вульчи и Воль-синией (280)

Римская колония в Козе на этрусской территории (278).

Подчинение Черветери (273).

Римская колония в Пирги. Завоевание римлянами Вольсинии (264).

Римская колония в Алсиуме (247).

Восстание рабов в Этрурии (196).

Римские колонии в Сатурнии, Грависки и Пизе (183—180).

Римские колонии в Луне и Лукке.

Предоставление прав римского гражданства этрускам (90).

Массовое производство глиняных саркофагов в Тарквинии и Кью-зи. Утрата художественной оригинальности.

Деятельность аретинской мастерской бронзовых изделий.

Романизация этрусской культуры.

Латинские надписи в этрусских гробницах.

Запрет культа Диониса в Этрурии (186).

БОГИ И ДЕМОНЫ ЭТРУССКИХ ТЕКСТОВ57

«Из древней тьмы на мировом погосте / Звучат лишь письмена», — писал Иван Бунин. Знакомоство с этрусской эпиграфикой, состоящее в массе своей из эпитафий, может вызвать желание заменить последнее слово стихотворения на «имена». Этрусские тексты — это бесчисленные имена погребенных, их отцов и матерей, жен и мужей и среди их долгое время терялись имена богов. Ныне они выделены и составляют внушительную кампанию, подтверждающую мнение древних авторов об этруссках, как наиболее религиозном из народов. Но какие представления были связаны с чуждо звучащими именами? В значительной мере на этот вопрос помогают ответить этрусские иконографические памятники на гравированных металлических зеркалах, где этрусские боги чаще всего задействованы в сюжетах греческих мифов. Это позволило отождествить этрусских богов и богинь с греческими и италийскими божествами, одновременно выдвинув новые вопросы о первоначальном субстрате этрусской религии.

Aiseras, Aiseras Aita, Eita (Аид, Плутон) Alpan, Alpanu, Alpnu Aplu, Aplun (Аполлон)

Atuni, Atunis (Адонис) Саба (Гелиос)

Божество, известное по посвятительным надписям. Согласно глоссе, обозначение бога вообще.

Владыка подземного мира — царства мертвых, изображавшийся на зеркалах вместе с Песефоной.

Лаза, изображаемая на зеркалах полуобнаженной; возможно, связанная с римской Albunea, богиней священных рощ.

Бог греческого происхождения, представленный изображениями на зеркалах, надписями на буллах и сосудах. Покровитель дивинаций, пророков, поэтов.

Герой, выступавший в сценах на этрусских зеркалах вместе с Туран, начиная с IV в. до н.э.

Солнечный бог, представленный во множестве надписей и изображений. Более всего связан с Фуфлунсом, занимающим на Печени из Пьяченцы соседний участок.

Calusna Cele, Cels Cilen

Crapsti

Cul, culsa, culsans

Evan

EOausva

VanO

Vecuvia

Vea

VelOune

Бог царства смерти, известный из погребальных текстов.

Мать-земля, святилище которой находилось близ Тразименского озера.

Судя по положению на Печени из Пьяченцы — главный бог этрусского пантеона — Янус.

Боге неясными функциями, выступающий в тексте Загребской муммии как получатель жертв.

Демон-охранитель ворот, как городских, так и загробных; изображался двуликим и четвероликим.

Одна из Лаз. Ее атрибут — зеркало.

Богиня-родовспомогательница, присутствующая на зеркале в сцене рождения Менрвы; возможно, это эпитет богини Черветериры

Вестница смерти, представленная множеством изображений на зеркалах и рельефах.

Лаза, известная римлянам как пророчица Вегойя, предсказательница времен. Возможно, в основе имени слово того же значения, что и «век».

Этрусская богиня, которую отождествляют с греческой Деметрой. Покровительница полиса Вей.

Соответствует Vortumnus, которого Варрон называет главным богом Этрурии.

У Овидия он — Vertumnus.

Скорее всего, это эпитет этрусского бога Тинии в его функции главы этрусского двенадцатиградья.

400

Velxans, Velxznas

Venala

Vesuna

Vetis

Vile (Иолай)

Zintrepus

Zipna, zipnu Hercle

(Геракл, Геркулес, Мелькарт)

HinOial

Oalna

0anr

Бог, обладающий участком на Печени из Пьяченцы и имеющий эпитет lvsl.

Его отождествляют с римским Volcanus и с эпитетом критского Зевса Felchanos.

Малая женская богиня, известная из одной надписи. Видимо, соотвествует упоминаемой Вергилием божественной Венилии.

Богиня-родовспомогательница, присутствующая на зеркале в сцене рождения Менрвы; возможно, это эпитет богини Черветериры

Бог, которому приносят жертвы согласно тексту Загребской муммии. Отождествляется с Vetisl на Печени из Пьяченцы и римским богом Veiovis, Юпитером подземного мира.

%

Представлен в сценах на зеркалах как спутник Херкле.

Лаза на зеркале из Теламона в длинной тунике с диадемой и богатыми украшениями; изображена рядом с воином.

Бескрылая лаза, изображаемая вместе с Ganru, alpnu на этрусских зеркалах.

Один из самых почитаемых героев-богов этрусков, представленный массою памятников.

Лаза, изображенная вместе с другими в сцене облачения Туран.

Юная богиня в роскошном одеянии, часто с обнаженной грудью, в одном случае полностью обнаженная, изображаемая на зеркалах вместе с Туран, Атунисом и лазами.

Богиня круга Туран, присутствующая в сцене рождения Менрвы.

401

Besan, öesane

OuflOas Lase, Lasa Lar an LeinO LeOam

Maris (Mapc)

Mean

Menrva, Menervas (Афина, Минерва)

Mlacux

Muntux, Muntus NeOuns, NeOunus (Нептун)

Богиня утренней зари, соответствующая греческой Эос, изображаемая на зеркалах вместе с ее любовниками Титоном и Мемноном.

Судя по положению на Печени из Пьяченцы, божество или демон подземного мира.

Множество женских демонов, имеющих личные имена: muntu, racuneta, sitmica, vecuvia.

Бог войны. На дюжине этрусских зеркал — бородатый воин в полном гоплитском вооружении.

Лаза, представленная на двух зеркалах вместе с богиней Меан. Судя по имени, богиня смерти.

Бог, обладающий пятью участками на Печени из Пьяченцы.

Бог растительности со слабо выраженными военными функциями. На зеркалах представлен вместе с Тинией, Туран, Уни и другими богами.

Крылатая богиня с сосудом в руке, присутствующая в сцене рождения Фуфлунса.

Присутствует в сценах на зеркалах, но не имеет участка на Печени из Пьяченцы. Вместе с Тинией и Уни образует этрусскую триаду богов.

Персонаж неизвестного этрусского мифа, героями которого были Херкле и Туран.

Одна из лаз.

Бог вод, представленный на этрусских зеркалах в качестве аналога Посейдона. Обладал двумя участками на Печени из Пьяченцы.

Nurtia

Paxanati, Paxies, Paxnes RaOlq

Satres

SeOlans (Гефест)

Selvans, selvanz (Сильван)

Semla (Семела)

SnenaO

Tarchunus

Tece

Богиня с функциями владычицы судьбы и истории. В античной традиции известна как Норция.

Бог, соответствующий эгейскому Вакху.

Представлен на зеркале из Тускании вместе с персонажами, гадающими по печени. Возможно, бог света, связанный с Аплу.

Бог, обладающий участком на Печени из Пьяченцы; соответствует богу Сатурну, алтарь которому римский царь Анк Марций поставил у подножия Капитолия. Римляне отождествили этого бога с греческим Кроном.

Хтоническое божество в образе кузнеца, владыка огня.

Владыка лесов, впервые засвидетельствованный в тексте V в. до н.э. Однако Вергилий считал его богом пеласгов. Покровитель плодородия и страж границ.

Фригийская богиня, представленная на этрусских зеркалах в сцене рождения Фуфлунса.

Лаза круга Туран, изображенная на зеркале рядом с двумя лебедями. В надписи она названа Сненатх Туран.

Главный этрусский герой-прародитель; согласно античной традиции, основатель большинства этрусских городов и этрусского религиозного учения.

Бог, имеющий участок на бортике Печени из Пьяченцы среди главных богов, а также упомянутый в посвятительной надписи на тоге статуе «Оратор» (Перузия).

403

Tinia (Зевс, Юпитер)

Tluscv, Tluscu Turan

Turms (1Ърмес, Меркурий)

Tuxulxa Uni (Юнона)

Usil

Xaru, Xarun FarOan

Высший бог этрусского пантеона, обладавший тремя участками на ободке Печени из Пьяченцы, разделяя их с другими высшими богами. На зеркалах присутствовал в сценах гигантомахии, схватки с Тифоном, рождения Фуфлунса и Менрвы, апофеоза Херкле, похищения Катмите (Ганимеда).

Хтоническое божество.

Богиня любви, представленная в мифологических сюжетах, связанным с Афродитой, которая под ее именем вступила в этрусский пантеон. Туран не имеет участка на Печени из Пьяченцы, а первая посвятительная надпись с ее именем появляется лишь в начале III в. до н.э.

Судя по изображению на зеркалах, вестник Тинии, проводник душ в подземный мир.

Демон смерти в устрашающем облике.

Богиня света, несущая земле плодородие и правопорядок. Вместе с Тинией и Менрво* образует этрусскую триаду.

Бог солнца, обладающий участком на бортике Печени из Пьяченцы.

На зеркалах представлен в сценах в образе греческого Гелиоса.

Демон смерти, соответствующий по имен* и функциям греческому Харону, но, в отличие от него, наделенный отталкивающим, пугающим обликом. Обычно изображался с орудием смерти молотом, иногда со свитком в руке.

Демон подземного мира.

Ferse, Ferse Fersipnai, Fersipnei Fufluns

Герой, изображаемый на зеркалах в образе греческого Персея, победителя Горгоны.

Владычица мира мертвых, соответствующая греческой Персефоне.

Бог плодородия, соответствующий греческому Дионису, выступающий в мифологических сюжетах на зеркалах как сын верховного бога Тинии.

 

Подготовлено по изданию:

Немировский А.И.
Нить Ариадны. В лабиринтах археологии /А.И. Немировский. — М.: Вече, 2007. - 432 с.
ISBN 978-5-9533-1906-5
© Немировский А.И. , 2007
© ООО «Издательский дом Вече», 2007



Rambler's Top100