и остро выступать с опровержением
распространенных в обществе заблуждений, то эта самая
наша слабость подстрекнула кое-кого дерзко писать против
неизвестной им истины". В числе этих дерзких
Лактанций называет и Гиерокла, которого он узнал в
бытность свою в Вифинии. По словам Лактанция, Гиерокл
"написал две книжки… в них он попытался
доказать ложность священного писания на том основании,
что оно целиком самому себе противоречит; некоторые
главы, которые казались ему противоречивыми, он изложил
настолько полно и подробно, что, по-видимому, он некогда
сам придерживался этого учения… Особенно он
нападал на Павла и Петра и прочих учеников, как на
сеятелей лжи; он утверждает, что они были невежественны
и необразованны, ибо некоторые из них добывали средства
к жизни рыбачеством". Как и Евсевий, Лактанций
указывает, что Гиерокл ссылался на Аполлония Тианского,
который, судя по его "житию", тоже творил
чудеса и проповедовал новое учение, однако просвещенные
эллины его не обоготворяли. Очевидно, Гиерокл, как мы
это выше показали относительно всех античных критиков
христианства, не сумел критически отнестись к
евангельской мифологии, и вряд ли это было у него просто
полемическим приемом. Что он был верующим, об этом
свидетельствует Лактанций, указывающий, что Гиерокл
говорит о "высшем боге", которому он дает
эпитеты "царя, величайшего, творца вселенной,
источника благ, создателя и кормильца всего
живого".
ПРАВДОЛЮБИВОЕ СЛОВО
PHILALETHES LOGOS
Евсевий, с.
Hierocl. II.
Они из кожи лезут вон, восхваляя своего Иисуса, как даровавшего зрение слепым и совершившего кой-какие чудеса в этом роде…
…Посмотрим, однако, насколько лучше и разумнее мы воспринимаем такого рода вещи и какое у нас мнение об одаренных людях…
…Уж не будем говорить об Аристее и Пифагоре, живших в древние времена, но во времена наших предков в
|