 |
80 |
иранцев в фалангистов и таким образом добиться независимости
от греческих наемников? Ответ следует искать в политико-социальной
структуре иранского общества. Местная знать гордилась своей кавалерией,
которая превосходила кавалерию западных народов. Тяжеловооруженную
пехоту же следовало набирать в незнатных слоях общества. Такой
принцип набора воинов имел бы для общества большое политическое
значение, ибо он подорвал бы доминирующее положение крупных землевладельцев.
При всем своем могуществе Великий царь не рисковал выступить против
интересов знати.
В свое время и македонские князья стояли перед такой же проблемой.
Их кавалерия в течение долгого времени тоже состояла из привилегированных
слоев, а тяжеловооруженной пехоты не было. Однако македонские
цари находились в более выгодном положении, ибо их могущество
основывалось не только на поддержке верной им знати, но и на союзе
с широкими массами народа, которые обладали, пусть теоретически,
суверенным органом — войсковым собранием. С его помощью они могли
выражать свое согласие или несогласие с предложениями царя и знати.
Таким образом, в Пелле наряду с ополчением знати появились наконец
и педзэтайры — сильная тяжеловооруженная пехота. В Сузах провести
или даже запланировать такую реформу было невозможно по причинам
как сословным, так и материальным.
Таким образом, Персидской империи приходилось вербовать за большие
деньги греческих фалангистов. Это казалось ей менее опасным, чем
мобилизация собственного народа. Поэтому для Великого царя беспрепятственный
приток не нашедших у себя на родине применения эллинских наемников
был вопросом жизни и смерти. Для греков такой отток воинов тоже
имел существенное значение. Он как бы служил предохранительным
клапаном, спасавшим греческие государства от перенаселения. Возник
очень странный симбиоз двух миров: Эллада посылала на Восток фалангистов,
а персы .на Запад — свои деньги. Обе стороны нуждались друг в
друге и успешно дополняли одна другую.
Теперь становится ясным, какое большое значение для Персидского
царства имели возникновение гегемонии Филиппа в Элладе и его политика,
направленная против Великого царя. Македония стала препятствовать
необходимому Персии притоку греческих наемников. Она открыла перед
избыточным населением Греции совершенно новый путь, предложив
свой план завоевания Малой Азии. Трудно было представить угрозу
более опасную для Персии.
ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ И ЕГО ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
О Великом царе мы уже говорили. Теперь представим человека, который
носил этот титул последним, потерял его и погиб от руки Александра.
Дарий III, которого судьба поставила во главе армии, оказывавшей
сопротивление Македонии, пришел к власти в период упадка его
|
|
|
81 |
родины. Более того, свою корону он получил вследствие всеобщего
разложения государства. Нелегкой была судьба и его предшественников.
Артаксеркс II (404—359 гг. до н. э.) потерял западную часть царства
во время великого восстания сатрапов; Артаксеркс III, которого
называли также Охом (358—339 гг. до н. э.), вернул эту часть царства,
но легкомысленно доверил власть в государстве одному из придворных
— Багою. Этот страшный евнух был визирем царя. Типичный представитель
задыхающейся от придворных интриг деспотии, Багой был человеком
грубым, жестоким, коварным и хитрым, великим специалистом в искусстве
отравления соперников. Он убрал со своего пути царя и его сыновей.
Избежать смерти удалось лишь юному Арсесу: Багой пощадил его,
чтобы беззастенчиво править от его имени (338—336 гг. до н. э.).
В конце концов и этот юноша показался ему опасным: Багой уничтожил
его и стал подыскивать себе более ничтожную креатуру. Таким, по
его мнению, был Дарий. На самом же деле последний стал Багою судьей.
Он превзошел его в коварстве, и отравитель сам умер отравленным.
Дарий происходил из боковой линии царской семьи. Так как Багой
устранил всех претендентов, имеющих больше оснований занять престол,
то никто не сомневался в наследственном праве Дария. Новый правитель
обладал царственной внешностью, но в нем уже были заметны черты
вырождения, характерные для последних Ахеменидов. Источники сообщают,
что этот сорокачетырехлетнйй человек был красив и высок ростом.
Еще будучи наследником, он отличался храбростью и как-то, представляя
армию, выступил в поединке, из которого вышел победителем [15].
Уже одно это свидетельствует о его рыцарском характере. Его родители
были родными братом и сестрой. Такой брак в Персии считался особенно
почетным. Сам Дарий тоже был женат на родной сестре и имел от
нее детей. Новый царь не ориентировался на Запад и не был похож
на просвещенных персов, близких к эллинской культуре. Будучи раньше
сатрапом в Армении, оп мало соприкасался с греками. Неудивительно,
что, став царем, Дарий оставался иранским рыцарем; правда, к его
рыцарскому облику прибавилось самодовольство восточного паши.
Странно, как Дарий, восточный человек, сумел быстро приноровиться
к требованиям политики Запада? Однако не следует, подобно многим
античным и современным историкам, упрекать его за то, что Александр
победил его. Дарий был весьма дальновидным политиком и немало
сделал для того, чтобы предупредить и отразить нападение македонян.
Не стоит удивляться тому, что он все же не сумел одолеть македонского
царя: не было в западном мире человека, подобного Александру.
Дарий не мог победить его: противник имел огромное превосходство
сил. Кроме того, военные решения зависели не от Великого царя,
а от его греческого полководца.
Спустя несколько столетий в Риме могущественных военачальников,
которым цезари поручали защиту Римской империи, называли Magistri
militum. Командиры греческих наемников на службе в Персидской
империи не обладали положением и полнотой власти этих римских
военачальников. Однако, если ограничиться только западны-
|
|
__________
15. Diоd. XVII, 6, 1; Justin. X, 3, 3.
|
82 |
ми районами Персии, между ними можно усмотреть некоторое сходство.
Артаксеркс II первый поручил грекам командовать на Западе, хотя
некоторые из них и оказались ненадежными. С тех пор персидским
царям более уже не удавалось обходиться без греческих стратегов,
так же как и без наемников. Какую роль могли играть эти полководцы,
видно на примере Ментора и Мемнона.
Оба этих кондотьера были братьями и происходили с острова Родос.
Их судьбу интересно проследить, так как она прекрасно иллюстрирует
персидско-эллинский симбиоз. Они были не только гениальными полководцами,
но и талантливыми политиками. В своем стремлении разбить врага
и достигнуть успеха братья не останавливались ни перед жестокостью,
ни перед коварными уловками. При этом им было свойственно и известное
величие, а их неколебимая верность своему клану даже трогательна.
Во всяком случае, Мемнона нельзя было обвинить ни в предательстве,
ни в нарушении клятв. Ментор организовал оборону Ионии, а его
брат довел ее до совершенства. Даже для такого человека, как Александр,
он оказался опасным противником.
Во главе сатрапии, названной Геллеспонтской Фригией, в течение
ряда поколений стояла одна знатная персидская семья. Она отличалась
добропорядочностью, рыцарскими нравами и верностью царю. К этой
сатрапии принадлежали греческие города Троады; дворец сатрапов
в Даскилионе находился всего в нескольких часах ходьбы от греческих
поселений. Правители сатрапии подружились с эллинами и приобщились
к их культуре. Во время вступления Филиппа на македонский трон
главою этого рода и наместником провинции был достойный Артабаз.
Он женился на гречанке с острова Родос знатного происхождения.
Артабаз приблизил к себе ее юных братьев Ментора и Мемнона и передал
им в управление несколько городков в Троаде. Братья стали родоначальниками
правящих там династий. Благодаря этой милости сложились очень
сердечные отношения между Артабазом и братьями его жены. Вскоре
Артабаз оказался вовлеченным в водоворот великого восстания сатрапов.
После первых успехов восставших ему пришлось оставить свою родовую
область и бежать. Вместе с Мемноном и всей семьей он нашел убежище
у Филиппа Македонского (352 г. до н. э.). Через десять лет подросли
одиннадцать сыновей и десять дочерей Артабаза, рожденные его родосской
женой. Дети получили греческое образование, представлявшее собой
удивительную смесь иранской и европейской культурных традиций.
Александр познакомился с ними еще мальчиком. Вспоминал ли он об
этом позже, когда, став царем, стал пропагандировать в Сузах слияние
македонской и иранской знати?
Ментор не мог смириться со спокойной и безопасной жизнью в Македонии.
Он покинул страну и предложил свои услуги в качестве наемника
мятежным египтянам. Однако, когда египтяне потеряли всякую надежду
на успех, Ментор оставил их и поступил на персидскую службу. Он
выдвинулся при покорении Египта, а могущественному Багою однажды
спас жизнь. Так началась его карьера. Вскоре Мен-
|
|
|
83 |
тор занял почетную должность, предоставившую ему большие права.
Он управлял греческими городами и предводительствовал в войне
за восстановление персидской власти в прибрежной Ионии (342 г.
до н. э.).
Более того, Ментору удалось добиться еще одной милости — прощения
и права вернуться на родину брату и шурину. Конечно, на первых
порах Артабазу пришлось отказаться от своей родовой провинции.
Его направили в Суды. Но вскоре он приобрел такой авторитет, что
его старшему сыну отдали в управление провинцию, некогда принадлежавшую
их роду. Мемнон остался в свите Ментора, и братьям вернули их
владения в Троаде. Как в военном, так и в политическом отношении
правление Ментора было весьма успешным. Однако друга Аристотеля,
Гермия, он не любил и стал истинным виновником его гибели (342/341
г. до н. э.). Спустя несколько лет Ментор умер, и командование
перешло к Мемнону.
Это произошло в весьма печальное для Персии время. Артаксеркс
III Ох был убит Багоем, а Филипп, став гегемоном Греции, решил
начать поход против Персидского царства. Когда весной 336 г. до
н. э. передовой отряд македонян под командованием Пармениона и
Аттала из Эфеса начал завоевание Ионии, Мемнон располагал лишь
четырехтысячной армией и небольшим флотом. Через некоторое время
Багой убрал нового царя Арсеса в Сузах (приблизительно май 336
г. до н. э.). Багой и Дарий, которого он возвел на трон, вскоре
поняли грозившую им с Запада опасность и начали вооружаться, но
убийство Филиппа летом 336 г. избавило их, как они думали, от
забот. Не следует, однако, приписывать им беспечность: Александра
все считали тогда неопытным юнцом, Аттал был ненадежен, Греция
готовилась к восстанию, и многие македонские вельможи бежали,
спасаясь от мести Александра, в Азию. Мемнон решил, что наступал
момент для выступления против македонян. Он оттеснил противника
к побережью и, располагая небольшими силами, проявил себя как
искусный полководец, превзойдя даже опытного Пармениона. Кария,
которая при Пиксодоре не знала, на чью сторону встать, снова подчинилась
Великому царю. Быстрые действия Александра в Греции осенью 336
г. до н. э. вызвали у персов первые сомнения в возможности мирного
сосуществования с Македонией. Дарий, избавившись от Багоя, стал
еще более рьяно агитировать против македонского влияния в Греции.
Когда же Александр объявил, что намеревается продолжать наступательные
планы Филиппа, в Сузах осознали серьезность положения и приступили
к довооружению армии и строительству флота в Леванте [16].
Следующий год принес Мемнону новые и, казалось, решающие успехи
в Малой Азии. Македоняне были снова разбиты и отступили назад,
в Европу. Мемнон в целях предосторожности начал оборонительные
работы в Малой Азии. Оборона должна была держаться на греческих
городах, в которых персы опирались на олигархов, с давних времен
связанных с ними, и на преданных им династов. Огромное значение
в запланированной обороне придавалось гарнизонам, расположенным
Мемноном во всех важнейших пунктах. Казалось, все
|
|
__________
16. Diоd. XVII, 7, 2.
|
84 |
подготовлено, следовало торопиться, ибо ожидали, что после разгрома
восстания в Греции Александр на следующий год нападет на Азию.
Еще со времени своего пребывания в Пелле Мемнон хорошо знал, на
что способно войско Филиппа. Поэтому он больше, чем на сухопутные
войска, рассчитывал на персидский флот. Чтобы понять стратегию
Мемнона и действия Александра, следует подробнее рассказать о
македонской армии.
МАКЕДОНСКАЯ НАРОДНАЯ АРМИЯ
Македонская армия, созданная Филиппом и Перменионом, была величайшим
достижением с точки зрения как организационной, так и военной.
Великолепная кавалерия исстари состояла из гетайров (товарищей
царя), т. е. из знати, но пехота была беспорядочным, плохо вооруженным
сбродом. Многие цари пытались реформировать армию. Архелай улучшил
кавалерию, а один из его потомков ввел в пехоте педзэтайров и
хотел образовать из них тяжеловооруженную фалангу. Однако дело
не сдвинулось с места, так как у царя не было средств, твердого
желания и творческой оригинальности.
Только на долю великого Филиппа выпала честь совершить решающий
переворот в организации армии, только ему это оказалось по плечу,
ибо за время пребывания в Фивах он приобрел необходимый опыт и
завладел сокровищами фракийских рудников. Но самое ценное было
то, что, перенимая чужой опыт, он не терял самобытности. Как нередко
встречается в мировой истории, ученик превзошел учителя. Греки
создали фалангу, тяжелое вооружение и отряды пельтастов. Всем
этим воспользовался Филипп. Не копируя своих учителей, он заимствовал
лишь самое полезное и создал новое, не считаясь с традицией. Различные
отряды войск согласовывали свои действия и поддерживали друг друга.
В целом они образовали нечто новое — народную македонскую армию
[17], которая сумела победить при Херонее своих учителей. Боевая
сила македонян основывалась теперь прежде всего на группе педзэтайров.
Фаланга состояла именно из них, из пастухов и крестьян — физически
сильных, близких к природе людей. Связанные со страной и народом,
педзэтайры определяли характер армии. От греков Филипп заимствовал
только общую идею фаланги, но сделал этот строй новым, более опасным,
подвижным и быстрым. Здесь все было приспособлено к нападению:
лес четырехметровых копий и глубоко эшелонированное расположение
воинов не позволяли противнику вступать в рукопашный бой. Это
давало возможность довольствоваться легким защитным оружием, что
способствовало быстроте и маневренности войска. Македоняне могли
выставить не меньше двенадцати полков педзэтайров, по полторы
тысячи человек в каждом. Это была большая сила. В политическом
отношении педзэтайры тоже иногда играли важную роль. Благодаря
своему численному превосходству они определяли решения войскового
собрания. В бою они демонстрировали силу, а при голосовании —
волю македонского народа.
|
|
__________
17. О македонском войске см.: W. Tarn. Alexander the Great. L., 1948,
II, c. 10 и сл., с. 153 и сл.
|
85 |
Вторым новым подразделением македонской армии стали гипасписты
— специально отобранные опытные бойцы. Они представляли элиту
македонской пехоты. Их вооружение было легче, чем у педзэтайров,
однако достаточно тяжелым, чтобы при необходимости войти в сомкнутую
фалангу. Гипасписты обладали неслыханной маневренностью, быстротой
и способностью пробиваться через самые труднопроходимые области;
особенно отличались они в условиях горной войны. Из этой пехотной
гвардии создавались специальные отряды телохранителей, которые
подчинялись непосредственно царю и несли службу при дворе.
Исход сражений решался по-прежнему тяжеловооруженной рыцарской
кавалерией — конными гетайрами. Всадники носили панцири и шлемы,
да и кони были защищены броней. Гетайры могли сражаться даже с
тяжеловооруженной пехотой; они врезались в ее ряды и разбивали
сомкнутый строй. Отряды гетайров состояли из подразделений (ил)
по 200 человек, набранных из одного района. Командовал отрядом
обычно глава местной знати, из конной свиты которого и состоял
отряд. Старая знать, правда, еще не оправилась от происшедшей
при Пердикке III иллирийской катастрофы, но все же в армии Александра
насчитывалось около 3 000 гетайров. Немалое количество! Это в
значительной степени объясняется увеличением при Филиппе числа
служилой знати, которая получала земельные наделы во вновь завоеванных
областях.
Дополнением к тяжелой кавалерии была продромой — легкая кавалерия,
а к фаланге — легкая пехота — опытные метатели дротиков, лучники
и пращники. Эти отряды набирались отчасти из жителей Балканского
полуострова. Впереди вспомогательных войск двигались отборная
пехота, агриане и легкая конница — пэоны и фракийцы. Со времени
Филиппа в македонское войско входили и греческие наемники; их
использовали в основном для гарнизонной службы [18]. В артиллерии
были и катапульты, метавшие стрелы,— самое страшное из дальнобойных
орудий того времени. Их использовали и в открытом поле, и при
переправах через реку. Тяжелые метательные орудия для стрел и
камней, тараны, «черепахи», передвижные осадные башни применялись
только во время штурма городов. Как правило, тяжелые орудия устанавливались
у стен осажденного города.
Македонская армия предстает перед нами в своем удивительном многообразии.
Не следует забывать, что всех воинов объединяли сознание племенной
общности и общемакедонская гордыня. Дисциплина и дух товарищества
делали армию сплоченным, живым организмом. Народ, знать и царь
способствовали этому в равной степени. Между ними не было расхождений,
их связывала общая уверенность в победе. Боеспособность армии
зиждилась на прекрасной системе обучения воинов. Пехотные офицеры,
как и гетайры, происходили из знати. Они начинали службу при дворе
царя в качестве пажей и там проходили первоначальное обучение.
Постоянные войны перемежались упражнениями и маневрами, что способствовало
хорошей выучке. Как на марше, так и в битвах македоняне превосходили
даже профессиональных наемников. Таким образом, эта армия являлась
|
|
__________
18. О греческих наемниках на македонской службе см.: H. W. Parke. Greek
Mercenary Soldiers. L., 1970, с. 186 и сл.
|
86 |
самой лучшей, самой современной в тогдашнем мире. Она была всесторонне
подготовлена и превосходила любую армию того времени, специализировавшуюся
на каком-либо одном типе сражений.
Все это было создано еще Филиппом. Когда Александр весной 334
г. до н. э. начал поход в Азию, он взял с собой, конечно, не всех
воинов [19]. Почти половина их оставалась в Македонии под командованием
Антипатра для охраны Балканского полуострова и Греции. С Александром
пошло 6 полков педзэтайров, около 3000 гипаспистов и 8 ил гетайров.
Мы перечислили только войско македонян. Оно насчитывало около
12000 пехотинцев и 1800 всадников. К этому следует добавить 9
000 легковооруженных воинов, выставленных балканскими государствами,
и 5 000 греческих наемников.
А Коринфский союз? Поскольку он принимал участие в решении объявить
персам «войну отмщения», союзные греческие государства тоже послали
свои войска в македонскую армию. Греки выставили всего 7 000 гоплитов
и 600 всадников. Этого было мало, но Александр, по-видимому, и
не требовал большего. Он не использовал их в сражении, так как
не доверял им; однако греков имело смысл держать в качестве заложников.
Говоря о македонской армии, следует упомянуть и о фессалийской
коннице. Она тоже состояла из крупных землевладельцев, сопровождаемых
конной свитой; иначе говоря, это войско напоминало македонских
гетайров. Этот великолепный отряд кавалерии насчитывал около 1800
человек. Фессалийцы воспринимали Александра не как навязанного
им гегемона Коринфского союза, а скорее как фессалийского воеводу.
Преданные Александру, они прекрасно ладили с македонянами и были
надежными, очень ценными воинами.
Вся армия Александра насчитывала менее 40000 человек. Из них можно
было положиться примерно на 30 000, но для такого полководца,
как Александр, этого было достаточно, чтобы завоевать весь мир
[20].
Как ни хорошо была организована эта армия, все же отсутствие флота
не могло не сказаться на ее действиях. Для создания флота у македонян
не хватало ни знаний мореходства, ни денег.
Вообще, отсутствие средств являлось основной трудностью для осуществления
всех планов Александра. Несмотря на большие доходы от рудников,
государственная казна почти совсем опустела еще во время войн
Филиппа и при довооружении армии. В начале правления Александра
в казне находилось не больше 60 талантов. На первые походы и на
подготовку войны в Азии царю пришлось занять еще 800 талантов.
Когда армия двинулась в Азию, в казне оставалось всего 70 талантов
[21]. Расплачиваться со своими долгами Александр предоставил родине.
Если самая современная армия того времени отправлялась в поход
без денег, то это означало лишь одно: Александр надеялся на быструю
победу. Такая бедность не могла продолжаться долго. Единственная
возможность вести продолжительную войну — захват персидского золота.
Такова была структура армии Александра. Если теперь разобраться
во взаимоотношениях военачальников, то окажется, что почти все
они находились под контролем Пармениона. После неудачи в Малой
|
|
__________
19. Некоторые отряды присоединились к Александру только в Малой Азии
(Аrr. I, 29, 4).
20. Мы основываемся на цифрах Птолемея (Аrr. I, 11, 3) — наиболее надежных,
с нашей точки зрения.
21. Аristоbul., frg. 4; Аrr. VII, 9, 6; Onesikrit., frg. 2.
|
87 |
Азии в конце 335 г. до н. э. Парменион вернулся на родину. Он
помогал царю довооружить армию и отправился с ним в поход. Парменион
встал во главе объединенной пехоты македонян, союзников и наемников
[22]. Один из его сыновей, Филота, командовал гетайрами, а другой,
Никанор,— гипаспистами. Близкий друг Пармениона, Гегелох, командовал
кавалерийской разведкой (продромой). Во главе союзной, а может
быть, и всей кавалерии стоял, по-видимому, брат Пармениона — Асандр.
Таким образом, под контролем Пармениона оказались все без исключения
важнейшие командные посты. Среди командиров фаланг также находились
его доверенные лица * .
Монопольное положение Пармениона в армии тем более удивительно,
что в решающем 336/335 г. до н. э. его даже не было в Македонии.
По-видимому, Парменион играл ведущую роль еще во времена Филиппа,
при создании и обучении всех видов войск, поэтому и мог поручать
командные посты своим сыновьям и друзьям. При вступлении на престол
Александр уже застал у руководства родню Пармениона. Так как и
сам Парменион, и его близкие были верны царю, последний не стал
ничего предпринимать против них, тем более что у него могло и
не хватить для этого сил. Александру пришлось смириться с тем,
что Парменион при всей его верности был более влиятелен в армии,
чем сам царь.
Вообще, Александру пришлось отказаться от предоставления руководящих
постов друзьям из пареа, так как всем им, как и самому царю, было
немногим более двадцати лет. Только другу своей юности Гарпалу
Александр смог сразу же предоставить важный пост — казначея армии.
Это весьма трудное дело не прельстило никого из приближенных Филиппа.
В начале похода Александру подчинялись армия и военачальники,
набранные еще Филиппом и Парменионом. Когда же эта армия станет
войском Александра? Несомненно, это будет зависеть от его способностей
как полководца. Во всех предыдущих боях молодой царь сумел доказать,
что может обходиться без Пармениона. Теперь этот могущественный
приближенный Филиппа сопровождал его и, можно сказать, стал для
него обузой. Парменион совсем иначе, чем царь, подходил к решению
военных задач. Он пережил катастрофу Пердикки III и знал, что
значит потерпеть поражение. Отсюда проистекала его осторожность
и осмотрительность. Кто же в этом походе окажется сильнее: зрелый,
умеющий все предусмотреть муж или упрямо дерзающий юноша? Сам
ход войны покажет, кто достоин стоять во главе армии. Сильнейший
вместе с победой завоюет и сердца воинов.
Еще во время подготовки похода юный Александр нашел способ привлечь
на свою сторону военачальников. Он создал при своем дворе лагерь,
которому суждено было стать орудием и ареной его будущих действий.
Какую роль сыграл этот лагерь в укреплении авторитета царя и в
претворении в жизнь его планов, будет рассказано в следующем разделе.
|
|
__________
22. Diod. XVII, 17, 3.
* Среди них зять Пармениона — Кен; одним из друзей Пармениона был Аминта,
сын Андремона (Curt. VI, 9, 30).
|
88 |
ПРИДВОРНЫЙ ЛАГЕРЬ
Большинство командных постов в армии находилось в руках знати,
но ничто не мешало Александру выбирать сотрапезников по собственному
вкусу. Естественно, он не мог приглашать к столу всю знать, входившую
в кавалерию гетайров: ее было слишком много. Получилось так, что
образовался избранный круг гетайров, которых Александр всегда
хотел видеть за своим столом, считал своими ближайшими соратниками,
доверенными лицами.
В Азиатском походе принимали участие многочисленные «гости царя»
[23]. Это были главным образом литераторы и художники. Никто не
ждал, что они примут участие в военных действиях. За столом царя
они появлялись по особому приглашению, но иногда на царские пиры
получали приглашения и люди, не принадлежавшие к узкому кругу
Александра.
Организуя свой придворный лагерь как самостоятельное подразделение,
Александр рассчитывал на длительное пребывание за пределами родины.
Он взял с собой всех, чья помощь могла понадобиться ему при управлении
большой империей. Начальник канцелярии Евмен постоянно следовал
за ним, это означало, что правительство было теперь не в Пелле,
а в придворном лагере, из чего можно сделать вывод: уже тогда
Александр думал о распространении своей власти на весь мир.
О далеко идущих планах царя говорило и то, что армию Александра
сопровождала когорта ученых, исследователей, врачей, инженеров
и художников. Он учредил ведомство для управления вновь завоеванными
землями. Армия стала своего рода маленькой копией мира, способной
собственными силами удовлетворять свои духовные потребности и
интересы. Интеллектуальные интересы прежде всего соответствовали
натуре самого Александра с его неиссякаемыми духовными запросами.
Духовная жизнь Греции значила для него больше, чем для Филиппа.
После смерти чуждого фантазиям отца эллинские философы и литераторы
хлынули ко двору сына, жадно поглощавшего науки и искусства. Все
они отправились вместе с Александром в Азию. К ним присоединились
и прибывшие из Эллады выдающиеся представители греческой культуры.
Все эти люди весьма ревниво относились друг к другу и находились
в постоянных раздорах. Но и это ничуть не раздражало Александра:
он навязывал людям свою волю, но в то же время любил споры приближенных,
так как в споре каждый обнаруживал лучшие свойства своего ума.
Александр милостиво относился к философам всех направлений. Он
был рад тому, что к нему примкнул холодный, сухой рационалист,
свободный от предрассудков, последователь Демокрита, Анаксарх
со своим талантливым учеником Пирроном. В не меньшей степени приветствовал
он участие в походе Онесикрита * и Анаксимена — представителей
кинических воззрений, лишенных, однако, свой-
|
|
__________
23. Idioxenoi (Chares, frg. 4); ср.: Plut. Al., LIII, 2.
* Участвовал ли Онесикрит в походе с самого начала, установить не удалось.
|
89 |
ственного киникам недоверия и подозрительности. Александр особенно
ценил их поклонение Гераклу. Они считали нужным творить добро
и полагали, что человечество в целом стоит выше, чем отдельные
государства. Из платоников Александр пригласил Ксенократа, но
тот отклонил его приглашение. Должно быть, Александр хотел, чтобы
его сопровождал и Аристотель. Последний нужен ему был не как философ,
а как естествоиспытатель. Но более высокая задача звала Аристотеля
в Афины, поэтому он рекомендовал царю своего племянника Каллисфена,
однако, если бы он пригласил Феофраста, интересовавшегося естественными
науками, выбор во всех отношениях был бы более удачным.
Александру очень хотелось, чтобы в походе участвовали историки
и поэты. Им предстояло оставить потомкам рассказы о его подвигах
и поведать миру об их величии. Царь дружески относился к своим
придворным риторам и историкам: кроме Анаксимена он пригласил
еще Эфора, но тот отказался. Царь надеялся, что Каллисфен сумеет
истолковать ход Персидской войны с политической точки зрения в
духе панэллинизма и таким образом воздействовать на греков. Надежды
царя на прославление поэтами его подвигов не оправдались. Произведения
придворных литераторов оказались довольно слабыми.
При том большом интересе, который Александр проявлял к изобразительному
искусству, его, несомненно, должны были сопровождать художники
и скульпторы. Неизвестно только, участвовали ли они в походе с
самого начала или примкнули к нему в последующие годы.
Александр любил общаться и обмениваться мнениями с талантливыми
греками. Он находил их исключительно одаренными, любил их остроумие,
манеру вести приятные беседы; ему нравился их энтузиазм, их некритическое
отношение к нему, можно сказать, ему вообще нравилась их лесть.
Здесь не следует себя обманывать. Величие, основанное на автократии,
часто желает видеть свое отражение приукрашенным. Подобные слабости
были присущи даже великому Александру. Греки умели льстить более
тонко, каждый из них льстил по-своему: в этом, как и во всем другом,
они соревновались друг с другом. И все у них выходило очень умело.
Да, это были стоящие люди! Разгадать планы великого завоевателя
было по плечу немногим, но греки были по крайней мере способны
талантливо льстить! Даже в более зрелом возрасте, уже победив
весь мир, Александр все .еще был падок на лесть, ну а юношей он
был, конечно, к ней еще более восприимчив.
По сути дела, в лагере Александра сошлись два различных стиля:
старомакедонский стиль Филиппа с его грубостью и пьянством и более
культурный — Александра, образцом для которого служили греческие
симпозиумы с их утонченными развлечениями. Следуя первому стилку
грекам приходилось приспосабливаться к сельской старомакедонской
грубости, от македонян стиль, введенный Александром, требовал
некоторого образования и умения вести себя в обществе. Эти расхождения
были не новы. Они возникли еще во времена Архелая. Поэтому в первые
годы похода, когда не преобладали еще поли-
|
|
|
90 |
тические интересы, споры не порождали серьезных разногласий.
К тому же большая часть знатной македонской молодежи, как и сам
царь, были страстными филэллинами, благодаря чему среди придворных
царило известное равновесие.
Поскольку придворный лагерь вместе с армией участвовал в походе,
то очевидно, что в нем преобладали и играли главную роль военачальники.
Особое значение имело, конечно, окружение Пармениона — его сыновья,
родственники и друзья. Но среди придворных была также знать из
горных областей: из рода Орестидов во главе с Пердиккой, Леоннатом
и Кратером, сыновья Андромена из Тимфайи, элимиоты, к которым
принадлежали Гарпал и Кен; из рода Линкестидов в походе участвовал
лишь один избежавший казни Александр. Ближе всех к царю были Гефестион,
товарищ его юности, неразлучный с ним, мягкий и податливый Птолемей,
чувственный Гарпал, а из греческих друзей — Неарх и Эригий. Родственники
доброй старой Ланики, Протей и Клит, тоже были очень близки к
Александру, подобно Демарату из Коринфа, которого царь любил как
отца. Несмотря на преклонный возраст, Демарат не побоялся опасностей,
связанных с войной и походом. И еще один близкий к Александру
старик не захотел остаться в Греции: это был его домашний учитель
Лисимах, добрый наставник, его «феникс».
Вот все, что известно о придворном круге Александра, собравшемся
весной 334 г. до н. э. в поход и с началом его превратившемся
в придворный лагерь. Если армия была детищем Филиппа и Пармениона,
то этот лагерь был созданием Александра.
Юный завоеватель сумел сосредоточить возле себя духовно богатых
и своеобразных людей.
ПРОЩАНИЕ
Когда Александр выступил в Азию, он хотел, чтобы греки воспринимали
его как панэллинского гегемона и мстителя, а македоняне — как
своего царя. Сам двадцатидвухлетний полководец видел себя в роли
нового Ахилла. Александром двигали еще национальные импульсы:
мщение, эллинское высокомерие, презрение к Азии и к варварам.
По сути дела, Александр в это время разделял те же чувства, которые
с такой страстью выразил Аристотель, описывая казнь Гермия. Однако
Александр руководствовался не только высокими чувствами. Он знал,
что пользуется духовным оружием в военных и политических интересах,
пока это ему нужно, но отнюдь не собирался связывать с ним свою
будущую деятельность. Подобные мысли и настроения владели царем
только до тех пор, пока война шла под лозунгом мщения. Как только
эти лозунги сослужили свою службу, Александр отказался от мщения,
а также от эллинской гордости и македонского честолюбия и предался
новой, противоположной идее — космополитическому уравниванию побежденных
и победителей.
Увлечение молодого Александра идеей национализма не исключало
у него в первое время планов мирового господства. Но пока это
|
|
|
91 |
были только мечты, ибо сейчас речь шла лишь о завоевании царства
Ахеменидов. Возможно, уже тогда Александр расходился с Парменионом
в вопросе о целях войны, который не был еще актуальным, и каждый
из них мирно вынашивал свои планы в надежде, что впоследствии
ему удастся убедить другого.
Как же обстояло дело с непосредственными стратегическими планами
предстоящего похода? О них известно мало, но возникают следующие
общие соображения. Поход Александра можно сравнить с хождением
по узкой тропе над пропастью, когда следует смотреть только вперед,
не оглядываться в страхе назад, не замечать пропасти. Только так
можно достичь цели. Подобные чувства владели и Александром. Не
имея достаточно кораблей, он должен был избегать морских сражений.
В то же время нельзя было и медлить с решающей битвой, так как
царь почти не имел денежных средств. Залог успеха лежал в умении
македонского войска побеждать в сухопутных сражениях, в кратчайший
срок преодолевать большие пространства и брать укрепленные города.
Только таким путем можно было добывать необходимый провиант и
деньги.
Следовало быстро выложить на стол все козыри и не дать медлительному
царю Персии сделать ход, который благодаря его превосходству во
флоте и финансах мог бы оказаться решающим. Торопиться приходилось
и потому, что в тылу у Александра находились греческие наемники
и следовало считаться с непредсказуемыми действиями гениального
Мемнона. Кроме того, никто не мог гарантировать от нового восстания
в Греции (несмотря на то что в распоряжении Александра находились
контингенты греческих союзников).
Понятно, что при этих обстоятельствах особое значение приобретал
оставленный в Македонии наместник Александра — Антипатр. Он был
лучшим дипломатом, прекрасным полководцем и верным, надежным человеком.
Антипатр представлял интересы Александра и в Греции и на Балканах.
В его задачу входила забота о погашении долгов и об отправке подкреплений
Александру. Но самое главное, что он должен был сделать,— это
заставить греков соблюдать союзнические обязательства. Поэтому
Александр оставил под его командованием в Македонии сильную армию
(почти половину всех имеющихся у него войск) [24].
Два обстоятельства делали положение Антипатра весьма затруднительным:
ненависть Олимпиады и скудость материальных средств.
Олимпиада, по-видимому, надеялась, что управление Македонией будет
поручено ей. Разочарование еще более усилило ее ненависть к новому
правителю, которого, как человека, близкого Филиппу, она не любила
и раньше. У Олимпиады был собственный двор, и она хотела создать
независимое от Антипатра государство в государстве. Царица постоянно
вмешивалась в дела управления и в проводимую Антипатром прогреческую
политику. Так как, несмотря на все ее выпады, этот сдержанный
человек сохранял спокойствие и превосходство, она пыталась очернить
его перед Александром. Когда царь читал ее письма, ему казалось,
что одна слеза матери перевешивает все жалобы Антипатра [25].
Однако Александр слишком хорошо знал мать
|
|
__________
24. См.: Diod. XVII, 17, 5.
25. Ср.: Curt. VII, 1, 36 и сл.; Plut. Al., XXXIX, 13.
|
92 |
и продолжал поддерживать Антипатра. Эта мелочная война тянулась
годами. Наконец Александр произнес решающее слово и запретил своей
царственной матери вмешиваться в государственные дела. Оскорбленная
Олимпиада переехала в Эпир (331 г. до н. э.). Там только что овдовевшая
дочь Олимпиады, Клеопатра, собиралась взять бразды правления страной
в свои руки. Олимпиада вскоре вытеснила ее. Клеопатра отправилась
в Македонию, под защиту Антипатра, и Олимпиада стала неограниченной
правительницей Эпира. Тем не менее она продолжала интриговать
против Антипатра и других ненавистных ей македонян и жаловаться
на них Александру.
Вторая трудность, стоявшая перед Антипатром, заключалась в отсутствии
средств и наличии долгов. Используя доходы от рудников, можно
было расплатиться с долгами, но Александр перед началом похода
раздал царские земли и освободил их владельцев от взносов в государственную
казну. Это привело к увеличению числа служилой знати и приобретению
новых друзей. Не менее важно было и то, что таким образом Александр
частично покрыл расходы, связанные с ростом армии. Из дальнейшего
мы увидим, что Александр умел не только царственно награждать,
но и царственно брать, когда у него не хватало денег для исполнения
своих планов. У верных ему людей Александр взял последние наличные
средства и за это отдал им, не считаясь с потребностями Антипатра,
остатки царских владений, а следовательно, остался без текущих
поступлений в государственную казну.
Создается впечатление, что юный царь хотел покончить с прошлым:
он ничего не оставлял позади себя. Огорчала его только разлука
с матерью. В его семье не сохранилось ни одного родственника по
мужской линии, и дома у него не оставалось пи жены, ни детей.
За исключением Антипатра, на родине уже не было ни одного друга.
Александра ничего не связывало с отчизной, и он пустился в путь,
взяв себе девиз Omnia mea mecum porto * .
Спустя несколько месяцев Александр решил, что исход похода должен
определиться в сухопутной битве где-нибудь на юго-востоке, и отпустил
свои корабли из Ионии обратно в Грецию. Возможно, он сделал это,
чтобы сжечь за собой мосты. Видимо, поэтому он так решительно
разделался и со своим имуществом в Македонии. Это, несомненно,
означало, что Александр перестал считать Македонию центром своего
государства. Он все больше отдалялся от родины (которая и раньше
значила для него не слишком много), от царских владений и от придворного
македонского круга. Тоска по родине не была ему свойственна, он
взял с собой все, что ему было дорого, все, что придавало ему
силы,— своих друзей и войска. Его сопровождало самое лучшее (это
мы знаем из уст самого Александра [26]) — великие, полные страстного
ожидания планы и надежды.
|
|
__________
* Всё мое ношу с собой (лат.).
26. Plut. Al., XV, 4.
|
93 |
СООБЩЕНИЯ АНТИЧНЫХ АВТОРОВ О ПОХОДЕ АЛЕКСАНДРА
Прежде чем начать описание похода, следует сказать несколько
слов об античных авторах, которым мы обязаны нашими знаниями.
Коснуться этого необходимо еще и потому, что в последующем изложении
каждое упоминание имени того или иного автора должно вызывать
у читателя представление о достоверности или недостоверности сообщаемых
им сведений.
Поскольку царь взял с собой в поход лучших чиновников, писцов,
ученых и литераторов, то естественно, что в его канцелярии накапливалось
очень много записей. Там велись эфемериды — ежедневные деловые
правительственные и придворные журналы. При штабе хранились так
называемые гипомнеуматы — всякого рода законченные и незаконченные
проекты и планы, а также записки экспертов, производивших разного
рода исследования. Были еще отчеты наместников и копии писем-распоряжений.
Все это собиралось в первой в Европе походной придворной канцелярии.
Во главе ее стоял Евмен. Он хранил и возил с собой такую постоянно
возраставшую массу документов, что многие были откровенно рады,
когда они сгорели в Индии *.
Интерес к документации выражался не только в обилии канцелярских
бумаг. Благодаря заботам Александра количество писателей — участников
похода было значительно большим, чем обычно во время войн. Таким
образом, были созданы все условия для выполнения желания Александра
достойно освещать его подвиги. Никакой другой поход не получал
еще столь полного отражения в литературе ни по количеству написанного,
ни по разнообразию сочинений. Мы упомянем лишь самых значительных
из современных Александру историков.
Раньше всех описал поход человек, которому сам Александр официально
поручил эту задачу. Это был Каллисфен: мы уже встречались с ним
в Миезе и упоминали, что он был родственником и учеником Аристотеля.
С тех пор он приобрел известность как историк, сумевший объединить
свои панэллинские идеи с политическими целями Аргеадов. Каллисфен
принимал участие в походе как придворный историограф, писавший
не для Македонии, а для Греции. Он склонен был превозносить гегемона
эллинов, пока царь оставался в рамках панэллинских целей. В первую
очередь Каллисфен был предан идее национального возрождения, которую,
как он думал, нес Александр, и, служа этой идее, он не считал
нужным строго придерживаться правдивости, изложения. На первый
план он выдвигал греческие дела и не зная удержу восхвалял Александра,
его подвиги и «божественность» его натуры. Даже после окончания
«войны отмщения», когда в лагере македонян начались распри между
царем и его старомакедонскими приближенными, Каллисфен все еще
стоял на стороне царя: он даже отрицательно отзывался об убитом
Парменионе. Но за-
|
|
__________
* Если верить Плутарху (Еum. II), Александр приказал до возможности восстановить
все сгоревшие документы.
|
94 |
тем мировоззренческие расхождения между национализмом и универсализмом
породили личные трения и между Каллисфеном и царем. Спор о проскинезе,
за которым последовал заговор «пажей», подвел к страшному концу
жизнь Каллисфена.
Поэтому Каллисфен осветил события только до боев на Яксарте. Он,
по-видимому, посылал свой труд в Грецию небольшими частями, по
мере их написания. Сразу по получении они выходили там в виде
отдельных книг. Содержание их в значительной степени сводилось
к патриотической риторике, и эти книги мало походили на научные
произведения. Сочинения Каллисфена основывались на военных отчетах
штаба, достоверность которых часто вызывает сомнение, и на личных,
достаточно субъективных впечатлениях автора. Однако чувство величия
и необычайности происходившего пронизывало эти книги больше, чем
любую другую историю Александра. По Каллисфену можно судить, каким
хотел выглядеть царь в глазах греков, а возможно, и каким он видел
себя сам.
Был еще один человек, близко стоявший к Александру, решившийся
нарисовать образ царя и интерпретировать его действия. Это гениальный
Онесикрит, в лице которого объединились мореход и философ. Его
толкование личности Александра не было связано с проповедью панэллинизма.
Писатель стремился передать непосредственные впечатления свежего
человека, которые он вынес из общения с царем. Придерживавшийся
философии киников, Онесикрит еще во время похода начал делать
наброски к своей книге. Будучи во время плавания по Инду навигатором
адмиральского судна, которым командовал Александр, он читал свои
записки царю. Космополитические взгляды Онесикрита больше подходили
ко второй половине похода, чем устаревшие воззрения Каллисфена.
Александр уже давно поклонялся главному святому киников Гераклу,
считая его своим предком и близким по духу. Со школой киников
царя сближало также отношение к Киру, которого превозносил еще
Ксенофонт * . Кроме того, киники, как и сам Александр, стояли
выше национальных предрассудков. Поэтому Онесикриту царь казался
именно тем, кем он (как по внутренним побуждениям, так и из соображений
государственной пользы) и хотел казаться, а именно благодетелем
и пастырем человечества, стоящим над нациями, Гераклом и Киром
одновременно. Онесикрит решил дать своему будущему произведению
название, сходное с «Киропедией» [27]. Ему хотелось, чтобы его
книга напоминала роман о воспитании в стиле киников. Роман начинался
с описания юности царя, а его вершиной стала индийская экспедиция.
Как и положено человеку действия, Александр познакомился с созерцательной
и мудрой индийской культурой, идеализируемой киниками. Поэтому
факиры, йоги и брахманы у Онесикрита подчеркнуто изображены в
духе кинических идеалов. Таким образом, роман о воспитании превратился
в философскую утопию. Однако автор все-таки не отошел полностью
от реальности, так как передавал рассказы участников похода; он
|
|
__________
* Ксенофонту принадлежит философский роман «Киропедия», рассказывающий
о воспитании основателя Персидского государства Кира, которого автор рассматривает
как идеального героя.
27. Diog. Laert. VI, 84.
|
95 |
охотно подтасовывал факты, чтобы их можно было истолковать в
духе киников, а иногда лгал из тщеславия или просто выдумывал
занимательные анекдоты, как, например, посещение Александра царицей
амазонок. Все это было вполне допустимо в книге, само название
которой говорит, что автор относит ее к жанру беллетристики. В
остальном же Онесикрит придерживался правды, брал материал из
жизни, т. е. поступал как настоящий историк. В этом и заключалось
своеобразное очарование его книги. Читателю трудно было определить,
где кончается историческое описание похода и начинается вымысел.
Ему и не следовало этого знать! Свой окончательный вид эта исполненная
дерзости и страсти книга приобрела только спустя несколько лет
после смерти даря. Это была первая, столь удивительная монография
об Александре, охватывающая всю его жизнь.
Вскоре после смерти царя один иониец, по имени Клитарх, живший
в Александрии, начал собирать материал для большой книги об Александре.
Сам он не принимал участия в походе, но был сыном известного историка
и отличался незаурядной ловкостью. В первых главах книги Клитарх
опирался на работу Каллисфена [28]. Кроме того, от военачальников,
солдат и придворных Александра Клитарх собрал множество сведений,
рассказов, дневниковых записей. Так как он писал в Александрии,
то встречался в основном с греками, а не с македонянами — участниками
войны, т. е. с людьми, которые служили не только в македонской,
но частично и в персидской армии. Все это создало настоящий калейдоскоп
из живых картинок походной жизни, боев, переходов через пустыни
и. реки, празднеств, возведения городов и многого другого. Здесь
можно встретить и описания дорог, и характеристики различных местностей
— то, что скорее подошло бы для путеводителя, чем для исторического
сочинения. Вся картина напоминает мозаику, составленную одновременно
из благородных камней и пустой породы. Ни один камень не похож
на другой. Все описанное было пережито, все сверкает яркими красками
и отражает жизнь солдат и их странствия по свету. Для нас важно
еще и то, что в отличие от Каллисфена Клитарх знал греков, начавших
войну на стороне персов, и даже тех, которые служили в штабе Дария
или, во всяком случае, хорошо знали сложившиеся там отношения.
Во второй части своей книги, когда уже нельзя было опираться на
Каллисфена, Клитарх писал самостоятельно, основываясь только на
устном материале. В это время он познакомился с книгой Онесикрита,
а возможно, и с книгой Неарха. Но они повлияли на него лишь в
некоторых частностях. По-видимому, он не смог, а может быть, и
не захотел искать доступа к документам и достоверным источникам.
По сути дела, это даже неплохо, ибо, ограничив себя подобным образом,
Клитарх сумел передать непосредственные переживания участников
похода так, как ни один другой автор. Перед нами возникает картина
бесконечно шагающих и непрерывно сражающихся воинов. Автор не
отвлекается на какие-либо исторические экскурсы. Уже одно это
великолепно! Само собой разумеется, что все его «точные» данные
— сведения о взаимоотношениях военачальников, о численности воинов
и потерях врага, т. е. все, чего не видели лично и что не могли
знать
|
|
__________
28. Возможно, Клитарх использовал также и Анаксимена, который тоже писал
о первых годах жизни Александра.
|
96 |
его информаторы,—никак нельзя считать достоверными. Там, где
Клитарх не располагал рассказами очевидцев или где они казались
ему почему-то недостаточными, он без зазрения совести предавался
фантазиям. В этом, конечно, его можно упрекнуть. Но ведь перед
ним стояла не научная, а чисто литературная задача. Он хотел добиться
новых эффектов и живой наглядности не в общей картине, а в описаниях
мелких подробностей. Этот же эстетический принцип был использован
при создании гробницы Гефестиона. Книга Клитарха как бы распространяла
«азианический» стиль на литературу. Клитарх показал себя мастером
умелой передачи напряженности, подъема духа и страстей воинов.
При всей его ненадежности в частностях он лучше других справился
с описанием этого поразительного чуда — похода Александра. В отличие
от Каллисфена и Онесикрита Клитарх не понимал идеалов царя. В
Александре он видел, как и его простодушные подчиненные, прежде
всего героя и историческую личность. Клитарх был далек от желания
проникнуть в тайну личности Александра и не впадал в плоский панегирический
тон. Это не соответствовало бы его стилю. Клитарх любил и умел
использовать острые контрасты: наряду с ослепительным светом он
показывал и глубокие тени в характере своего героя. Если уж и
есть в его произведении лесть, то Клитарх льстит прежде всего
новому правителю страны — Птолемею. Иногда он делает это так явно,
что сам Птолемей, должно быть, воспринимал такую лесть болезненно.
Объемистое сочинение Клитарха было закончено спустя почти пятнадцать
лет после смерти Александра, во всяком случае до 305 г. до п.
э. В это время греческие воины царя еще помнили события похода
и могли рассказать много интересного о дворе Александра в последние
годы его царствования и в первые годы после смерти.
ЕСЛИ бы сведения об Александре основывались только на трудах названных
авторов, то они были бы весьма неполными. Все три автора, в сущности,
романтики, которые проповедовали новые идеи, а не старались установить
историческую истину. Идеи Каллисфена были политическими, Онесикрита
— философскими, а Клитарха — литературными. Александр для них
не объект научного исследования, а лишь предлог для решения интересовавших
их общих вопросов.
Греки не были бы основателями исторической науки, если бы они
удовлетворились этими тремя историками и не создали направления
в науке об Александре, основав его на точном анализе фактов и
источников. Против Онесикрита вскоре выступил командующий флотом
Александра — Неарх. Он возражал Онесикриту не как философу, а
как навигатору, который в своей книге приписал себе роль адмирала.
Неарх опубликовал описание путешествия по Инду и океану, где представил
и географию Индии. Его произведение вполне удовлетворяет научным
требованиям. В своей работе он встает перед нами не только как
замечательный мореход, но и как исследователь источников: для
этого он использовал свой собственный отчет, сделанный им для
царской канцелярии.
Впоследствии были литературно обработаны и другие отчеты и исследования,
став, таким образом, доступными читателям. Это ка-
|
|
|
97 |
сается прежде всего отчетов о путешествиях Андросфена и Анаксикрата,
а также исследования Горга, посвященного металлургии. Руководители
созданной Александром комиссии по освоению новых территорий (боматисты,
как их тогда называли) также опубликовали результаты своей деятельности.
После смерти Александра в Египте появилась книга об эфемеридах,
где были опубликованы наиболее интересные места из этих официальных
дневников. Собрали также письма Александра, но в сборник попали
многочисленные подделки, так что он оказался в основном составленным
из апокрифов [29].
Наряду с этими публикациями, основанными на документах, особое
значение имеют три больших произведения, современные Александру,
которым потомки обязаны самыми надежными сведениями о нем. Это
работы Хареса, Аристобула и Птолемея.
Первый из них — Харес занимал при Александре пост эйсангелея,
т. е. обер-гофмаршала или церемониймейстера, должность, введенную
в 330 г. д» н. э. Александром в подражание персидскому двору.
Его объемистое произведение посвящено лишь тому периоду, когда
он занимал свой пост, и касается только придворной жизни. Харес
был очевидцем убийства Клита, присутствовал при споре о проскинезе.
Он сам организовывал свадьбу в Сузах, а также большие дипломатические
приемы. То есть Харес хорошо знал все, о чем писал. При этом он
был лишен всякой лести и тенденциозности, и его описания весьма
красочны. Многие интересные, услышанные им при дворе разговоры
он передал слово в слово. Вместе с тем в своей работе Харес использовал
ценные источники. Он, бесспорно, сообщает очень важные сведения,
ибо многое определялось в то время не внешними событиями, а жизнью
придворного лагеря и распрями Александра со старомакедонской знатью.
Не следует, конечно, считать нашего автора фанатичным приверженцем
точности. Он абсолютно достоверен в описаниях придворного мира,
но, когда переходит к военным действиям и другим вопросам, полагается
только на свои воспоминания и на рассказы придворных. В его рассказы
вплетены также анекдоты, заимствованные из персидской псевдоистории,
что сближает его с Ктесием, но тем не менее не лишает его рассказ
исторической ценности.
Аристобул отправился в поход в качестве строителя и инженера.
Его интересовали также вопросы географии и этнологии. Из похода
он привез кое-какие записи, но первоначально не думал их публиковать.
Однако появившаяся об Александре литература вызвала у Аристобула
раздражение и недовольство различными романтическими преувеличениями.
Восьмидесятилетний старик вскоре после 297 г. до н. э. решил сам
написать правдивую книгу об Александре [30]. Подобно Онесикриту
и Неарху, а также менее значительному Поликлиту, Аристобул уделял
особое внимание описанию новых стран. Как писатель он не обладал
выдающимся талантом. Критика Аристобулом предшествовавших авторов
и добавленный им новый материал носят весьма заурядный характер.
Так, Арриан в VII книге, основанной на работе Аристобула, в сущности,
просто передает ходившие в придворном лагере рассказы. К памяти
Александра Аристобул сохранил
|
|
__________
29. К письмам Александра некоторые ученые (J. Каеrst. Geschichte des
Hellenismus, 3. Aufl. 1927, I, c. 545 и сл.) относятся скептически. А.
Бауэр (A. Bauer. Festgabe für Büdinger, 1898, с. 71 и сл.) доказал,
что вопрос о подлинности каждого письма Александра или фрагмента из него
надо решать в отдельности и что в классическую эпоху едва ли существовали
сборники, состоявшие исключительно из поддельных писем.
30. Ps.-Lukian, Macrob., 22; Strabо XV, 699.
|
98 |
самое благоговейное отношение. Он старался нарисовать его образ
без каких-либо отрицательных черт.
Почти одновременно с этой книгой старый египетский царь Птолемей
написал свой отчет о походах Александра. Несомненно, он появился
позднее, чем произведение Аристобула. Птолемей был другом юного
царя, впоследствии его адъютантом и телохранителем, членом штаба
и полководцем, самым трезвым, осторожным, изворотливым и лояльным
среди приближенных царя. Именно таким он и предстает перед нами
в своем труде. Это относится и к избранной им научно-литературной
форме, и особенно к лежащей в основе этой книги тенденции. Труд
Птолемея больше, чем какое-либо другое произведение об Александре,
основан на документах. Автор широко использует документы царской
канцелярии, эфемериды, личные воспоминания, а возможно, и собственные
записи. Много места в книге Птолемея отведено военным проблемам,
административным вопросам, но описанием стран и народов автор
не занимался. Главное же заключается в том, что Птолемей сознательно
замалчивает все проблемы, связанные с личностью и целями Александра.
Царь для него остается тем, кем был, когда Птолемей стал его адъютантом,—
верховным военачальником, приказы и желания которого не подлежали
критике, С удивительным мастерством Птолемей отодвигает на задний
план все, что проливает неблагоприятный свет на личность Александра,
но при этом воздерживается и от панегирических преувеличений.
Александр остается для него основателем эллинистического царства,
и, как таковому, Птолемей отдает ему ту дань уважения, которого
сам требовал от подданных. Там, где по ходу изложения автор выступает
как действующее лицо, он становится болтливым и нескромным мемуаристом.
Птолемей, впрочем, не создает выгодных для него легенд и выступает
против льстивых искажений фактов, свойственных Клитарху. Он корректен
и извращает истину лишь в той мере, в какой ее извращали штаб
Александра и сам царь. Встречаются, правда, отрывки, где Птолемей
раскрывает кое-какие тайны, которые скрывать дальше уже не имело
смысла. В остальных же случаях он придерживается официальной версии,
даже если фантазии царя при оценке вражеских войск оказывались
поистине безудержными (а это случалось всегда при оценке численности
противника). Хотя Птолемей часто цитирует официальные данные самого
Александра, относиться к его сведениям нужно с такой же осторожностью,
как и к данным, сообщаемым Цезарем. Опасаться следует не искажений,
вкравшихся в традицию, а извращения истины, которое присуще диктаторскому
режиму.
К перечисленным произведениям можно добавить еще много других,
менее значительных полемических произведений, посвященных смерти
Александра и гибели Каллисфена. При всей тенденциозности в них
встречается немало ценных личных наблюдений.
В современной Александру литературе преобладала панегирическая
оценка царя, но иногда звучали и враждебные голоса. Негативное
отношение к Александру многих перипатетиков лучше всех выразил
Феофраст.
|
|
|
99 |
Не склонен был приукрашивать деспотизм Александра в последние
годы его жизни и Эфипп, который был, вероятно, достаточно хорошо
осведомлен. Неясной остается точка зрения Марсия, одного из немногих
македонян, написавших об Александре. В историографии не осталось,
по-видимому, следов старомакедонского направления, а. которым
боролся Александр. Пока царь был жив, он заставлял противников
молчать, а после его смерти их протесты потеряли всякий смысл.
К сожалению, больше нечего сказать о писателях — современниках
Александра. Ни одно из упомянутых произведений не дошло до нашего
времени. Это же относится и к компилятивным работам эллинистического
периода. Они имели бы для нас большое значение, так как в распоряжении
ученых того времени еще находились подлинные сочинения современников,
а такие историки, как Сатир и Гермипп, используя имеющуюся литературу,
по-видимому, внесли много существенного в рассказ о жизни Александра.
Литература об Александре, дошедшая до нас и служащая нам источником,
относится ко времени римских императоров. К счастью, в ряде случаев
можно проследить, к каким современным Александру авторам восходят
эти свидетельства, и в зависимости от этого определить их ценность.
Так, XVII книга «Всемирной истории» Диодора состоит из небрежно
сделанных выписок из Клитарха . К этому же автору восходит и основная
часть книги об Александре Курция Руфа. То же можно сказать и о
книге Юстина, только в ней передача сведений шла через посредников
и добавлены враждебные выпады против Александра. У Курция (возможно,
также через промежуточные источники) встречаются добавления, восходящие
к Птолемею. Нашим основным источником, относящимся ко времени
императоров, является «Анабасис» Арриана. Во всем, что касается
военных дел и вопросов управления, Арриан основывается на Птолемее,
а в остальном — на Аристобуле. В его книге широко использованы
общепринятые традиционные версии, а также эллинистические компилятивные
сочинения. Аристобул (так же как и Онесикрит) оказал огромное
влияние и на «Географию» Страбона. С нашей точки зрения, особое
значение имеет биография Плутарха, так как он использовал в основном
все важные первоисточники, а кроме того, мог, хотя бы опосредованно,
брать материал небольших эллинистических сочинений — памфлетов,
писем и т. п. По этим же причинам большое значение имеют отрывки
из Элиана и «Пирующих софистов» Афинея. Эти авторы, как и Плутарх,
донесли до наших дней и некоторые сообщений Хареса, но, к сожалению
(если учесть ценность этого источника), лишь в небольшом количестве.
Отдельные данные из первоисточников проникли благодаря посредству
эллинистических авторов и в «Роман об Александре».
Суммируя все сказанное, надо признать, что, несмотря на отрывочность
находящихся в нашем распоряжении источников, до нас все же дошло
достаточно сведений об Александре. Благодаря тем произведениям,
которые дошли до нас, мы имеем возможность проследить поход Александра
во всех подробностях.
|
|
__________
31. В. Тарн (II, 63 и сл.) считает, что Диодор в XVII книге использовал
также книги Аристобула, Диилла, Дейнона, какого-то придворного поэта из
лагеря Александра, книгу о Гефестионе, а также не дошедший до нас источник
с высказываниями греческих наемников. Однако такой метод работы настолько
далек от манеры Диодора, что предположение Тарна кажется совершенно невероятным.
|
|
 |