Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
13

ТЕСЕЙ

В Афинах чтили Тесея, его считали создателем государства, и в центре города стоял храм, посвященный ему — Тесейон. Мифы об этом герое передавались из поколения в поколение. Как обычно, здесь было много фантастического, сказочного, но сквозь толщу легенд пробивались рассказы стародавних времен о подлинных событиях, происходивших некогда в Аттике.
Было время, когда полагали, что жизнь Тесея, как и других мифологических героев, только красивый вымысел. Однако ученые XX века убедились, что в основе этих мифов лежат действительные исторические события: страшные катастрофы, войны и переселения племен, изменения в общественной жизни. Некоторые из этих событий происходили в глубочайшей древности, другие — значительно позднее. Но постепенно они объединились во времени: имена малозначительных правителей забывались и их деяния приписывались другим, которых почитали наравне с богами. Недостаток сведений о древних героях восполняли легенды. Рассказ об исторических событиях обрастал сказочными подробностями. Множество таких легенд рассказывали и о Тесее. Их знал каждый афинский школьник.
Вот некоторые из этих сказаний.
У афинского царя Эгея не было детей, и его очень волновало отсутствие наследника. Эгей отправился в Дельфы, в храм Аполлона, чтобы обратиться за советом к священному оракулу. Ответ оракула, как всегда, был туманным, и его требовалось разгадать. Эгей не смог сам постигнуть скрытый смысл прорицания и поехал в Пелопоннес, в город Трезены, где царил Питфей, славившийся своей мудростью. Питфей разгадал загадку оракула: Эгею предсказано рождение сына, которому суждена величайшая слава. Пит-

14

фей хотел, чтобы эта слава коснулась и его рода, и отдал в жены Эгею свою дочь Эфру. Эгей потребовал, чтобы этот брак сохранялся в тайне. Он опасался козней своих племянников, которые считались наследниками трона, пока у него не было собственных детей.
Настал день, когда Эгей должен был возвратиться на родину. Перед уходом он положил свой меч и свои сандалии под огромный камень и наказал Эфре, если у нее родится сын, привести его к этому камню, когда он вырастет. Если юноша сумеет поднять камень, пусть возьмет меч и сандалии и идет к отцу.
У Эфры родился сын, которого назвали Тесеем.
Тесею исполнилось шестнадцать лет. Он стал могучим, стройным юношей, и мать поняла, что настало время испытать его силу. Эфра привела сына к заветному камню, тот легко приподнял глыбу и взял лежащие там меч и сандалии. Тогда Эфра открыла Тесею тайну его рождения и, выполняя волю Эгея, велела отправиться в Афины к отцу. При этом она и Питфей советовали Тесею выбрать морской путь, более удобный и надежный. Дорога сушей была полна опасностей: дикие звери, многочисленные и свирепые разбойники подстерегали путников на этом пути.
Юный Тесей надеялся, что у него хватит сил на многие подвиги и он прославится подобно Гераклу, которому хотел подражать. Тесей желал также предстать перед своим отцом не слабым юношей, а героем. И потому, несмотря на просьбы и уговоры родных, избирает трудный и опасный путь — решает отправиться в Афины сушей.
Как только Тесей перешел границу области Эпидавр, ему преградил дорогу исполинского роста человек, вооруженный железной дубиной. Народ поэтому дал ему прозвище — Коринет (дубиноносец}. Этот жестокий человек убивал каждого встречного. Тесей вступил в борьбу с ним, после жестокой схватки одолел противника, вырвал у него палицу и ею же убил Коринета. С этого дня Тесей не расставался с палицей, всегда носил ее с собой подобно тому, как Геракл — шкуру убитого им Немейского льва.
После этого испытания Тесей, уверенный в своих силах, двинулся дальше. Он не побоялся войти в темный Кроммионский лес, где обитал свирепый вепрь, опустошавший поля и убивавший людей. Тесей настиг зверя и уничтожил его, избавив жителей от бедствия. Победа над «Кроммионской свиньей» принесла Тесею славу.
На Коринфском перешейке в пихтовом лесу, посвященном богу морей Посейдону, жил наводивший на всех ужас разбойник Синид. Он умерщвлял путников изощрённо-жестоким способом: пригибал к земле верхушки двух деревьев, привязывал к ним несчастного и отпускал стволы. Деревья стремительно выпрямлялись и разрывали человека. Тесей казнил Синида тем же способом, каким тот губил путников.

15

Тесей

Тесей

Идя далее, дошел Тесей до границы Мегары, до Спиронской скалы, на которой жил великан. Он заставлял попавшего в его руки путника мыть ему ноги, всячески издевался над ним, а затем ударом ноги сталкивал жертву в море. Разбившееся о камни тело пожирала жившая у подножия скалы гигантская черепаха. Тесей сбросил вниз самого разбойника, и тело его стало добычей прожорливой черепахи.
Когда Тесей дошел до Элевсина, то встретил хозяина этих мест, силача Керкиона, человека огромного роста. Керкион заставлял всех чужеземцев сражаться с ним, легко их побеждал и убивал. Тесей одолел Керкиона и умертвил его.
За Элевсином Тесей встретился с самым свирепым разбойником по имени Дамаст. Он всегда радушно принимал прохожих чужеземцев, приглашал их в свой дом, а там заставлял улечься на ложе. Если это ложе оказывалось слишком коротким, Дамаст обрубал гостю ноги, если чересчур длинным, то вытягивал несчастного, ломая кости. Разбойника Дамаста в народе прозвали Про-

16

крустом, то есть «Вытягивателем» *. Тесей избавил людей от мучителя Дамаста.
Тесей пришел к Кефису близ Афин. Юноша гордо шел, привлекая внимание своей непривычной для этих мест ионийской одеждой и длинными красиво уложенными волосами. Люди, работавшие на поле, сначала приняли его за девушку, но убедившись в ошибке, стали над ним насмехаться. Выведенный их шутками из себя, Тесей остановился у запряженной быками повозки, выпряг быков, а повозку, высоко подняв на руки, бросил в насмешников. Испугавшись, они разбежались.
Наконец Тесей достиг города Афины.
В городе было неспокойно. Между родственниками Эгея постоянно шли раздоры. В доме у самого Эгея также не было мира. Виной этому была Медея. Эта великая волшебница за свои козни была изгнана из Коринфа, и Эгей приютил изгнанницу. Медея обещала своими чарами вернуть Эгею молодость.
Слухи о подвигах Тесея достигли Афин, и юного героя приветливо встретили в доме Эгея. Однако Медея сразу проникла в тайну рождения Тесея и поняла, что сын Эгея, законный наследник, захочет получить власть. Медея же сама хотела править в Афинах и потому решила погубить пришельца. Она уверила Эгея, что Тесей — враг и соглядатай и от него нужно во что бы то ни стало избавиться. Она посоветовала афинскому царю пригласить юношу к обеду и отравить.
Когда все уселись за стол, Медея поставила перед Тесеем чашу с отравленным питьем. Слуги принесли мясо, и Тесей, желая поразить отца внезапной радостью, вынул меч, чтобы им разрезать мясо. Эгей узнал свой меч, все понял, опрокинул чашу с отравленным напитком и радостно обнял сына. Все с восторгом приветствовали законного наследника и своего будущего царя.
Медея, не дожидаясь справедливой кары, поспешно бежала.
Вскоре Тесею представился случай снова показать свою храбрость и силу. Мы знаем, что племянники Эгея — их было пятьдесят — сыновья его брата Палланта (их называли «Паллантидами»), считали, что после смерти бездетного Эгея власть перейдет к ним. Появление Тесея положило конец этим надеждам. Поняв, что их планы рухнули, Паллантиды напали на город с целью умертвить Тесея и Эгея. Паллантиды выработали коварный план, часть своих сил они оставили в засаде, чтобы сзади напасть на Тесея. Однако Тесей разгадал этот замысел, сам неожиданно напал на спрятавшихся в засаде врагов, большинство перебил, а остальные в панике разбежались.
Эта победа принесла афинянам мир и спокойствие.
Вскоре Тесею представилась еще одна возможность помочь людям в Афинах. В Марафонской долине, неподалеку от Афин, появился свирепый бык. Когда-то Геракл привел этого быка с

* Выражение «прокрустово ложе» вошло в поговорку. Так называют мерку, под которую стараются подогнать неукладывающиеся в нее факты или события.
17

строва Крита и отдал Эврисфею, которому он, по повелению богов, должен был служить. Но бык убежал и бродил по землям Эллады, пока не пришел в Марафонскую долину. Быка с этого времени стали именовать Марафонским — раньше его называли Критским. Этот бык всем внушал ужас, он губил людей и домашних животных, опустошал поля. Тесей отправился в Марафонскую долину, победил быка, привел его в Афины и принес в жертву Аполлону. Этот подвиг прибавил Тесею славы. Однако главные деяния героя были впереди.
Когда-то задолго до прихода Тесея в Афины, во время праздничных игр, прибывший с острова Крита сын могучего критского царя Миноса Андрогей победил всех в состязаниях. Это было позором для Афин, и Эгей решил погубить Андрогея. Рассказывали, что Эгей послал его за Марафонским быком и сын Миноса погиб.
Разгневанный гибелью сына, Минос начал войну. Он послал к берегам Аттики сильный флот, покорил союзную с Афинами Мегару, после чего осадил город. Осада была длительной и тяжкой для жителей, испытывавших всевозможные лишения, голод, болезни. Прорицатели говорили, что только примирение с Миносом, умилостивит богов и спасет Афины. Был заключен мир. По условиям мира афиняне должны были каждые девять лет посылать на остров Крит семь юношей и семь девушек. На Крите их заключали в построенный архитектором Дедалом знаменитый лабиринт — огромное здание с такими запутанными помещениями, что попавший туда уже не мог найти выхода. В глубине лабиринта жил чудовищный Минотавр — получеловск-полубык, он пожирал несчастных. Правда, некоторые говорили, что афинских девушек и юношей не сжирал Минотавр, а они сами, заблудившись в извилинах лабиринта, умирали от голода и лишений. Так или иначе, но никто оттуда не возвращался.
Когда Тесей уже жил в Афинах, послы Миноса прибыли в очередной раз за своей страшной данью. В городе воцарилась общая печаль. Каждая семья с содроганием ждала своей участи, ведь жертвы выбирались по жребию. Многие отцы семейств упрекали Эгея, обвиняя его в том, что беды, которые обрушились на афинян, посланы в наказание за его коварство, а сам он, не имея детей, не подвергается опасности осиротеть.
Эти упреки и нарекания слышал Тесей, и они задели его гордость; он понимал чувства отцов и матерей, которым предстояло навек расстаться со своими детьми. Благородный юноша, не дожидаясь жребия, решил добровольно отправиться на Крит. Тщетно Эгей умолял Тесея не оставлять его без сына, а государство без наследника. Тесей настоял на своем.
— Я убью Минотавра,— сказал он отцу,— и избавлю Афины от тяжкой дани.
Перед отплытием Тесей обратился за советом к Дельфийскому оракулу. Выслушав его ответ, Тесей на берегу моря принес жертву

18

богине любви Афродите, прося ее о покровительстве. Жертва была принята благосклонно.
Настал день, когда Тесей и его спутники, афинские юноши и девушки, взошли на корабль, и моряки подняли парус. Как это бывало и прежде, в знак печали был поднят черный парус. Надеясь все же на возможную победу Тесея и его благополучное возвращение, Эгей велел корабельщикам взять с собой второй, белый парус. Тесей обещал отцу, что в случае своего спасения, на обратном пути, подплывая к родным берегам, поднимет белый парус как знак своего успеха.
Когда Тесей и другие афинские юноши и девушки прибыли на остров Крит, их увидала прекрасная дочь царя Миноса Ариадна. С первого взгляда она пленилась мужественным Тесеем — богиня Афродита внушила ей это чувство. Ариадна решила помочь Тесею спастись от гибели. Она дала ему клубок ниток; по ее совету Тесей привязал нить у входа в лабиринт и, удаляясь вглубь, постепенно разматывал клубок. Так дошел он до центра здания, где обитал кровожадный Минотавр. Тесей вступил в схватку с чудовищем и убил его. Затем, держась за спасительную нить, он вышел из лабиринта и вывел оттуда остальных афинян *.
После этого подвига и спасения от гибели Тесей и его спутники сели на корабль. С ними отплывала и Ариадна, которая любила Тесея, а также боялась наказания отца за помощь, которую она оказала герою. Говорят, что по совету Ариадны Тесей перед отплытием продырявил днища кораблей Миноса, чтобы тот не мог сразу броситься в погоню.
Когда корабль афинян подошел к острову Наксос, Тесей бросил якорь и сошел вместе с остальными на берег, чтобы отдохнуть перед дальним плаванием. Во время отдыха Тесею явился бог Дионис, который оповестил его, что он избрал Ариадну в жены и потому она должна остаться на острове. Страшась гнева богов, Тесей покинул спящую Ариадну, и корабль поплыл дальше.
То ли тоскуя по оставленной на острове Наксос возлюбленной, то ли от радости, что они спаслись и невредимыми возвращаются на родину, Тесей забыл о просьбе отца и не сменил траурный черный парус на радостный белый.
Старик Эгей часто сидел на высокой скале и вглядывался вдаль, в морс — не плывет ли афинский корабль. Наконец он увидел приближающуюся темную точку, которая постепенно увеличивалась. Он понял, что это плывет корабль Тесея. Когда корабль приблизился, Эгей четко увидел, что на его мачте поднят черный парус. Эгею стало ясно: сына его нет в живых, и в отчаянии он бросился со скалы в море. С тех пор морс это стали называть Эгейским и называют его так до сих пор.
Ничего не подозревая, Тесей и его спутники сошли на берег.

* С тех пор появилось крылатое выражение «нить Ариадны» в переносном смысле — путеводная нить, способная вывести из трудного положения.
19

Тесей принес благодарственные жертвы богам и вошел в город. К своему удивлению он увидел, что встречают его и спасенных им юношей и девушек не радостно, как можно было ожидать, что лица людей омрачает какое-то горе. Он узнает о гибели отца.
Единственный законный наследник Эгея Тесей становится царем. Начало его правления было ознаменовано многими важными делами, которые предопределили будущее афинского государства.
Жители Аттики жили в городах, часто враждовавших между собой, Тесей задумал объединить жителей страны в единый народ. Он терпеливо обходил всех, уговаривал, призывал селиться вместе, убеждая, что за высокими стенами общего города в случае опасности легче будет защититься от врагов. Говорил он и о других выгодах объединения. Одних Тесею удалось убедить, другие же согласились, боясь его силы *.
Тесей везде уничтожил прежние общинные советы и установил один общий совет, расположив его в городе (тогда он и назвал его Афинами). В ознаменование этого события и в честь богини Афины — покровительницы города — Тесей учредил всеобщий аттический праздник — Панафинеи; его праздновали в последние дни месяца гекатомбеона (в августе). Панафинеи происходили ежегодно, но раз в четыре года они были особенно торжественными и назывались Beликими Панафинеями. Во время праздника происходили различные гимнастические и музыкальные соревнования. Победителей награждали венками, амфорами с маслом священного оливкового дерева. Так зародился обычай, сохранившийся до нашего времени — награждение победителей спортивных состязаний кубками.
Тесею также приписывали разделение всех жителей Аттики на три группы: знать, земледельцев и ремесленников. Благородным он предоставил право занимать высшие должности в государстве; земледельцы должны были обеспечивать жителей пищей, а ремесленники снабжать их своими изделиями **.
После этого Тесей добровольно сложил с себя власть.
Так к славе героя Тесей прибавил также славу мудрого законодателя.
Легенда о Тесее призвана была объяснить людям, как возникло знаменитое древнее афинское государство, игравшее огромную роль в истории Греции.

* Соединение всей Аттики в единое государство (синойкизм) на самом деле длилось несколько столетий и не могло быть делом одного человека. Еще в 7 веке до н. э., от которого дошло много археологического материала, юг Аттики (Элевсин) был самостоятельным государством. Чтобы заставить жителей примириться с недавно совершившимся объединением и тем придать ему большую прочность, синойкизм стали приписывать древнему, всеми любимому основателю города — герою Тесею.
** Здесь снова Тесею приписывается реформа, которая могла быть только результатом исторического процесса, продолжавшегося длительное время. Ремесленники, например, как отдельная группа населения появились в Аттике лишь в 7—6 вв. до н.э.
20

Тесея по-прежнему увлекала жажда подвигов, и мифы приписывают ему участие во многих деяниях крупнейших греческих героев. Имя Тесея упоминалось среди участников знаменитой охоты на гигантского дикого вепря, беспощадно опустошавшего окрестные земли вокруг города Калидона. По другому мифу Тесей вместе с аргонавтами плавал за чудесным золотым руном в царство царя Ээта в Колхиде. Он сопровождал Геракла в страну амазонок, где взял в плен их царицу Антиопу. Тесей женился на Антиопе, и та родила ему сына Ипполита.
Царь воинственного племени лапифов Пирифой услышал о подвигах Тесея и решил отправиться в Аттику, чтобы помериться силой с афинским героем, испытать его, узнать, действительно ли он так могуч, как о нем рассказывает молва.
Придя в Марафонскую долину, где паслось принадлежавшее Тесею стадо быков, Пирифой похитил нескольких животных. Он сделал это для того, чтобы возник повод к борьбе с афинским героем. Тесей погнался за похитителем и, нагнав, схватился с ним. Оба героя так были поражены силой и мужеством друг друга, что прекратили схватку и заключили братский союз. С тех пор Тесей и Пирифой стали друзьями.
Вскоре Пирифой должен был жениться на красавице Гиппо-дамии, и Тесей был приглашен на свадьбу в Фессалию. На торжество прибыло множество гостей. Приглашены были также дикие и суровые кентавры — полулюди-полулошади, жившие на горе Пелион.
Свадебный пир был веселым и шумным. Горело множество огней. Столы ломились от яств и вина. Невеста, улыбаясь гостям, сияла приветливостью и красотой. В разгар пира самый сильный и дикий из кентавров Эвритион. разгоряченный и отуманенный вином, набросился вдруг на невесту Пирифоя, желая ее похитить. Тогда многие кентавры также бросились на других женщин. Лапифы, во главе с Пирифоем, и гости из Эллады ринулись на нарушивших закон гостеприимства кентавров.
Тесей крикнул Эвритиону: «Ты с ума сошел! Ты напал на невесту моего друга! Ты и меня этим оскорбляешь!»— и кинувшись к кентавру, вырвал у него испуганную Гипподамию. Эвритион бросился на Тесея, но тот убил его своей палицей. Тогда все кентавры схватились за оружие. Завязался жестокий бой. Эта битва, как известно, закончилась победой лапифов и изгнанием кентавров из Фессалии.
Последние годы жизни Тесей жил одиноко. После смерти своей второй жены Федры (сестры Ариадны) он принял участие в нескольких опасных приключениях совместно со своим другом Пирифоем. Одно из них — похищение дочери Зевса и Леды — прекрасной спартанки Елены. Она была еще девочкой, но молва об ее удивительной красоте и грации широко распространилась по свету. Позднее, став взрослой, Елена вышла замуж за спар-

21

танского царя Менелая, и ее красота стала причиной Троянской войны и гибели Трои *.
Тесей и Пирифой прибыли в Спарту и нашли Елену в храме Артемиды, где она приносила жертвы богине. Друзья схватили Елену и увели с собой. Погоня спартанцев была безуспешной. Когда они со своей живой добычей достигли Аттики, Пирифой и Тесей кинули жребий, чтобы решить, кому достанется Елена. Выиграл Тесей. Чтобы утешить друга, Тесей обещал помочь Пирифою захватить в жены любую другую женщину, какая ему понравится. Тогда Пирифой задумал опаснейшее и нечестивое дело: он решил завладеть Персефоной, супругой владыки подземного царства, властителя теней Аида. Выполняя свое обещание, Тесей вместе с Пирифоем отправился в путь. Они спустились под землю и добрались почти до ворот подземного царства. Устав, они присели на камень, чтобы обсудить, что делать дальше. Но когда захотели встать, то не смогли подняться. Не помогли никакие усилия, их тела крепко приросли к камню. Боги покарали их за нечестивость.
Впоследствии, рассказывает миф, когда Геракл отправился в Аид за адским трехголовым псом Ксрбером, он проходил мимо сидяших на камне Тесея и Пирифоя. Они умоляли Геракла помочь им. Герой наклонился к Тесею, обхватил его руками, с силой рванул и оторвал от камня. Боги позволили Гераклу совершить это, поскольку Тесей не был зачинщиком богохульства, а лишь выполнял обещание, данное другу. Нечестивца же Пирифоя освободить не удалось, и он остался сидеть, слившись со скалой, к которой прирос.
Когда Тесей возвратился в Афины, он увидел, что там все изменилось. За время его отсутствия братья Елены Диоскуры — близнецы Кастор и Полидевк, искавшие сестру, напали на Афины, освободили Елену, разрушили дворец Тесея, а его мать Эфру увели в плен и сделали рабыней Елены. Только позднее, когда после десятилетней осады пала Троя, внуки Эфры, сражавшиеся против троянцев, освободили свою бабку.
В Афинах же Диоскуры поставили у власти Менссфея — врага Тесея. Менесфей различными обещаниями привлек к себе народ и своими речами настроил его против Тесея, Не сумев вернуть себе власть, Тесей решил покинуть Афины. Чтобы не возбуждать подозрений, он тайно отослал своих детей и имущество на остров Эвбею. Затем, прокляв неблагодарных афинян, он отплыл на остров Скирос, где у него были родичи и имущество. На Скиросе тогда правил царь Ликомед, который завладел достоянием Тесея. Когда Тесей прибыл на остров и обратился к Ликомеду, тот обманом и обещаниями завлек его на вершину скалы. Он говорил, что оттуда Тесей сможет лучше обозреть свои будущие владения. Тесей поднялся на скалу и, глядя вокруг, встал спиной к Ликомеду. Тот воспользовался этим и

* Миф о похищении юной Клены связывает годы жизни Тесен со временем, предшествующим Троянской войне. Таким образом, миф указывает, что Афины существовали еще в Микенское время. Это подтвердили новейшие археологические раскопки.
22
столкнул его в море. Ликомед надеялся таким образом заслужить благодарность Менесфея, соперника и врага Тесея.
После смерти захватчика Менесфея сыновья Тесея — Акаманф и Демофонт — овладели Афинами. Существовало поверье, что, не смотря на неблагодарность афинян, Тесей продолжал и после своей гибели в трудные для Афин времена помогать городу и его обитателям. Рассказывали, что в решающий момент битвы против персов в Марафонской долине воины услышали ободряющий голос Тесея и увидели его тень. Это дало им силы победить врагов.
Афиняне считали Тесея своим покровителем. После греко-персидских войн они решили перенести с острова Скирос его прах в Афины. Легенда рассказывает, что посланцы не сразу нашли место погребения героя. Им помог орел, который, словно желая указать могилу Тесея, долго кружился над одним и тем же местом. Там и нашли могилу, а в ней остов человека исполинского роста; подле него лежали медное копье и меч. Афиняне поняли, что нашли останки Тесея.
В торжественной процессии перенесли прах героя и похоронили его в Афинах. Могила Тесея в Афинах считалась священным местом: она сделалась прибежищем рабов, слабых, теснимых, искавших защиты. Тогда же посреди города и был воздвигнут посвященный ему храм — Тесейон, и героя стали почитать как основателя и покровителя Афинского государства.

Подготовлено по изданию:

Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. Сборник. Авторы и составители М. Н. Ботвинник и М. Б. Рабинович — СПб.: Индивидуальное частное предприятие Кузнецова «Издательство «Эпоха», 1993. 448 с.
ISBN 5-87594-034-4.
© М. Н. Ботвинник и М. Б. Рабинович, авторы переложения, 1993



Rambler's Top100