Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ

Среди любимых преданий римлян об их далёком прошлом был рассказ о последнем рексе. Его имя было Луций Тарквиний. Это был очень честолюбивый и жестокий человек. Такой же была и его жена Туллия — дочь старого рекса Сервия Туллия. Луций Тарквиний стремился сам сделаться рексом. Когда патриции, ненавидевшие Сервия Туллия, составили против него заговор, Луций и его жена стали во главе заговорщиков. Однажды Луций, считая, что уже настало время действовать, ворвался во главе вооружённых заговорщиков на форум — центральную площадь города. Луций был в одежде рекса. Он прошёл в здание сената и сел на трон. Сервий Туллий поспешил на форум:
— Что это значит, Тарквиний? — спросил он. — Как ты смел при моей жизни садиться на трон?
Старик попытался столкнуть с трона дерзкого захватчика, но у него не хватило на это сил. Тогда Луций Тарквиний схватил старика и сбросил с каменных ступеней. Окровавленный Сервий Туллий попытался встать. На него набросились заговорщики и добили его, а труп выбросили на улицу. Луций Тарквиний стал рексом.
Его жена Туллия первая поздравила его. Когда Туллия возвращалась на колеснице домой, возница вдруг задержал лошадей. Он с испугом указал своей госпоже на лежавший посреди улицы труп Сервия Туллия. Злобно смеясь, Туллия велела погонять лошадей и переехала через труп отца. В память об этом преступлении римляне долго называли эту улицу «Злодейской».
Так рассказывает предание о воцарении последнего рекса Тарквиния.
Тарквиний стремился управлять Римом как неограниченный властелин, без одобрения сената и народа. Даже с самыми знатными людьми, сенаторами, он обращался гордо и надменно. За это он был прозван Гордым. Овладев властью при помощи заговора и убийства, Тарквиний стал подозрительным. Он боялся заговоров и старался запугать своих врагов жестокостью. Не задумываясь, казнил он неугодных ему людей. Старые обычаи нарушались. Жестокости и несправедливости следовали одна за другой.
Чтобы прославить своё имя и сделать свою власть ещё более крепкой, Тарквиний вёл войны с ближайшими соседями Рима. Ему удалось упрочить руководящее положение Рима среди остальных латинских городов. Тарквиний украшал Рим величественными постройками — храмами, общественными зданиями. Народ был недоволен непрерывными войнами и тяжёлым трудом на строительстве. Но царь и его сыновья, надеясь на своё войско, на свою силу, ничего не боялись.
Вместе с царскими сыновьями рос один юноша. Его имя было Луций. Он был сыном одного из знатнейших патрициев Рима — Марка Юния. Тарквиний казнил Марка Юния. Чтобы обезопасить себя от мести его родичей, Тарквиний лишил жизни и его старшего сына. Но младшего, ещё совсем маленького Луция он пощадил и воспитал вместе со своими сыновьями.
Когда юный Луций подрос, он узнал о судьбе своего отца и брата. Чтобы избежать такой же участи, он притворился слабоумным. Луций так хорошо играл эту роль, что ему все поверили и прозвали его Брутом, что значит «глупец». Однако в глубине души Луция зрела ненависть к убийце отца и брата.
Легенда рассказывает, что дурные сны стали тревожить совесть Тарквиния. Он решил обратиться за советом к знаменитому Дельфийскому оракулу [1] и отправил в Грецию двух своих сыновей. С ними вместе отправился и товарищ их детства Луций Юний.
Прибыв в Дельфы, сыновья принесли богу Аполлону драгоценные дары. Брут же пожертвовал свою дорожную палку. Но это была не простая палка. Внутри она была выдолблена и в неё была вставлена другая — из чистого золота. Этот подарок должен был обозначать, что как внутри простой дорожной палки содержался золотой стержень, так под внешним обликом и поведением глупца — Брута — таится высокий и благородный ум.
Выполнив поручение отца, юноши пожелали спросить оракула, кто из них станет управлять Римом. В ответ раздался голос оракула: «Верховную власть в Риме получит тот из вас, кто первый поцелует мать».
Братья решили всё предоставить судьбе. Брут же иначе истолковал смысл этого изречения. Сделав вид, что споткнулся, он упал и незаметно поцеловал землю — общую мать всех людей.
Вскоре последнее преступление рекса истощило терпение римлян. Сын Тарквиния нанёс смертельное оскорбление одной из самых знатных женщин Рима. Вспомнились при этом все старые обиды, своеволие, жестокость Тарквиния. Римляне взялись за оружие и восстали против рекса. Брут перестал притворяться слабоумным и стал одним из вожаков восстания. На народном собрании в Риме он выступил с пламенной речью. Он говорил о насилиях Тарквиния, о страданиях и тяжёлом труде народа. Он вспомнил убийство Сервия Туллия и преступление его дочери, проехавшей в колеснице по трупу отца. Народное собрание приняло решение лишить Тарквиния власти и изгнать из Рима со всей семьёй. Тарквиния тогда не было в Риме. Он находился в Ардее, в лагере при войске. Услыхав о волнениях, Тарквиний отправился в Рим. В то же время Брут с отрядом вооружённых добровольцев двинулся в лагерь к войску. Войско присоединилось к народному решению.
Римляне не пустили Тарквиния в город. Он нашёл ворота города запертыми и узнал решение народного собрания о своём изгнании. Ему пришлось подчиниться. Изгнанный реке вместе со всей семьёй удалился в Этрурию...
Так рассказывает предание об изгнании последнего римского рекса — Тарквиния Гордого.
Древние авторы с этого события начинали историю римской республики. Римские историки считали, что изгнание Тарквиния Гордого произошло в 510 г. до н. э.
Конечно, всё это было придумано позднее. Настоящая история древнейшего Рима мало известна и не всегда возможно отделить истинные события от легенд и мифов. Бесспорно то, что власть рекса в Риме была отменена и там установился республиканский образ правления. Учёные справедливо считают, что римская аристократия (патриции) сыграла решающую роль в уничтожении власти рекса. Об этом говорит аристократический характер римской республики.
После изгнания Тарквиния Гордого патриции решили взять правление в свои руки и не выбирать более рекса. Само слово «реке» стало ненавистным. Стремление к единоличной власти было объявлено самым тяжким преступлением. Оно каралось смертью.
Вместо рекса стали ежегодно выбираться два высших должностных лица. Они позднее стали называться консулами. Власть консулов была очень велика. Подобно рексам они были правителями и судьями в римском государстве в дни мира и главнокомандующими римской армией на войне.
Должность консулов считалась самой почётной. Римляне даже каждый год своего календаря называли именами обоих консулов. Вспоминая что-либо, римский гражданин говорил: «Это было в год Пизона — Габиния», то есть когда консулами были Публий Пизон и Авл Габиний. Консулов окружали различными почестями. Они носили тогу, обшитую пурпуром. При исполнении своих обязанностей они восседали на креслах из слоновой кости. Их постоянно сопровождали почётные телохранители — ликторы.
Хотя власть консулов не уступала власти рекса, но она была ограничена. Консулы не правили единолично. Их было двое, и управляли они совместно. Один консул всегда мог отменить распоряжение другого. Власть консулов была непродолжительна — их выбирали всего на один год. По истечении года консул становился частным гражданином и, если он за время своего правления допустил злоупотребления, его можно было привлечь к ответственности. Любое распоряжение консула, если с ним не были согласны, можно было обжаловать в народном собрании.
Такими мерами римляне ограничивали власть консулов и мешали им превратиться в единоличных правителей.
Наряду с консулами в римской республике по-прежнему большую роль играл сенат. Сенат пополнялся бывшими консулами и другими должностными лицами. Всего сенаторов было триста. Сенат ведал государственными финансами, внешней политикой, управлением завоёванными территориями, утверждал все законы и руководил выборами должностных лиц.
Заседания сената созывал консул. Он же председательствовал в сенате.
Наконец, в римской республике существовало народное собрание (комиции). На нём выбирали должностных лиц, обсуждали законы, вопросы объявления войны и заключения мира, принимали судебные решения по важнейшим преступлениям. Народное собрание не играло решающей роли. Фактически вся власть принадлежала аристократам. Сенат состоял только из патрициев. Консулы выбирались также из патрициев. Рим превратился в аристократическую республику.
Строй римской республики, её учреждения и порядки сложились не сразу. Легенды рассказывают про то, как боролась римская республика с врагами, хотевшими её уничтожить и восстановить власть рекса.
В героических преданиях прославлялись доблесть, мужество, дисциплина, любовь к отечеству, которое древние римляне ставили выше всего.
Пример преданности отечеству, суровой неподкупности и силы воли показал первый консул республики Юний Брут. Много сделав для свержения власти рекса, он твердо теперь стоял на страже интересов республики.
Изгнанный из Рима Тарквиний Гордый не желал примириться с потерей своей власти. Он поселился неподалёку от Рима, в одном этрусском городе. Оттуда он через своих сторонников подстрекал знатную римскую молодёжь к заговору против республики. Тайным послам Тарквиния удалось добиться успеха. Против республики составился заговор. Его участниками были знатные римские юноши, недовольные уничтожением власти рекса. Они обещали открыть ворота Рима Тарквинию, когда он подойдёт с вооружённым отрядом. Среди заговорщиков были два сына Юния Брута и два племянника второго консула.
Простые граждане не хотели возвращения рекса. Их бдительность помогла раскрыть заговор. Заговорщики были схвачены.
Консулы собрали народ на форуме. Они должны были в присутствии народа судить изменников. Юний Брут допросил своих сыновей об участии в заговоре, выслушал их признание и сам вынес приговор: смертная казнь за преступление против республики.
По знаку Брута ликторы развязали свои прутья, жестоко высекли осуждённых, а затем отрубили им головы. Брут сидел спокойно и смотрел на казнь, ни разу не отвернувшись. Второй консул не обладал суровым мужеством Брута. Он попытался спасти жизнь своих племянников и предложил изгнать их из Рима. Брут был непоколебим и настоял на смертной казни. А консул, который не проявил достаточной твёрдости в борьбе с врагами отечества, по предложению Брута, должен был удалиться в изгнание.
Так были разрушены планы Тарквиния вернуться в Рим с помощью заговора. Узнав о крушении своих надежд, Тарквиний не успокоился. Полный ненависти к Риму, он стал возбуждать против него соседние города. Тарквиний надеялся с их помощью восстановить свою власть. «Если вы не поможете мне вернуться на трон и наказать тех, кто свергает рексов, то и вам грозит такая же опасность!» — говорил Тарквиний правителям соседних этрусских городов.
Ему удалось склонить к войне с римлянами правителя города Клузиума — Порсенну. Порсенна уже давно искал случая нанести удар усиливающемуся Риму.
Большое войско Порсенны двинулось в поход на Рим. Вскоре он появился вблизи города и окружил его. Река Тибр защищала город. Через реку был переброшен единственный мост, который охранял небольшой отряд римлян. При виде огромных сил врага римляне обратились в бегство. Только один воин, по имени Гораций Коклес, остался на мосту. Он решил умереть, но не пропустить врагов. Воодушевлённые примером героя, некоторые римские воины, устыдившись своего бегства, остановились и повернули против неприятеля. Гораций Коклес приказал им как можно быстрее разрушить мост, а сам напал на врага. От его сокрушительных ударов этруски падали один за другим. А в это время за его спиной римские воины разбирали мост. Вскоре раздался треск, грохот. Мост рухнул. Гораций Коклес в полном вооружении прыгнул в воды Тибра и, под градом неприятельских стрел, невредимым добрался до своих. Сограждане восторженно встретили героя.
Разрушение моста не позволило Порсенне взять Рим сразу, одним ударом. Порсенна перешёл к осаде города. Осада была длительной. В городе начались болезни и голод. Тогда один молодой римлянин, по имени Муций, решился на отчаянный шаг. Спрятав под плащом кинжал, он один отправился в неприятельский лагерь, чтобы убить Порсенну. Ему благоприятствовала удача, и никем не задержанный, он пробрался в палатку Порсенны. В это время там раздавали жалованье воинам. Это делал писарь, и воины то и дело подходили к нему с вопросами. Муций не знал Порсенну в лицо и, приняв писаря за рекса, бросился на него и поразил кинжалом. Этрусские воины схватили Муция, обезоружили и привели к Порсенне.
— Кто ты такой? — спросил Порсенна. Юноша бесстрашно ответил царю:
— Я римский гражданин. Зовут меня Муций. Я хотел убить тебя — врага моего отечества. Я ошибся, и ты уцелел. Но всё равно дни твои сочтены. Триста римских юношей составили заговор на твою жизнь. Первый жребий пал на меня. То, что не удалось мне, удастся кому-нибудь из остальных.
Порсенна потребовал, чтобы Муций назвал имена заговорщиков и раскрыл их планы. Муций молчал. Разгневанный Порсенна угрожал сжечь его живым на костре и приказал развести огонь. Муций, не сказав ни слова, подошёл к стоявшей рядом жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Муций стоял не дрогнув, пока его рука медленно обугливалась. Присутствующие были поражены ужасом, а больше всех, — их предводитель когда он увидел, с каким презрением относится римский юноша к физическим страданиям. Порсенна вскочил, приказал оттащить юношу от жаровни и вскричал:
— Ступай отсюда безнаказанно. Ты с собой поступил более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие бесстрашные люди!
Изумленный храбростью римлян и опасаясь за свою жизнь, Порсенна не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима.
Благодарные римляне высоко оценили подвиг Муция. Ему дали прозвище Сцевола (что значит «левша»). Прозвище это стало почётным именем потомков Муция, напоминая всем о великой самоотверженности героя, который не колеблясь пошёл на страшные мучения ради своей родины. Имя Муция Сцеволы стало нарицательным, и сейчас оно встречается в литературе для обозначения бесстрашного героя, жертвующего всем для отечества.
Таковы некоторые из героических легенд, относящиеся к первым годам существования римской республики. Конечно, многое в них преувеличено, но они ярко рассказывают о мужественной борьбе римлян за установление республики, при которой Рим достиг своего могущества и процветания.

__________

[1] Оракул — у древних греков и римлян — предсказания, дававшиеся жрецами и якобы исходившие от бога.
Оракул также место, где происходили эти предсказания.

Подготовлено по изданию:

Древний Рим. Книга для чтения под редакцией Д.П. Каллистова и С.Л. Утченко. Москва, "Учпедгиз", 1953.



Rambler's Top100