Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
409

ГЛАВА XVII

СУЩНОСТЬ ЭЛЛИНИЗМА. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ

На развалинах державы Александра Македонского возникли государства, которые со времени выхода в свет «Истории эллинизма» (1833—1843 гг.) И. Г. Дройзена принято называть эллинистическими. К эллинистическим государствам относят страны, занимавшие опромную территорию от Египта до греко-бактрийского царства, от Нубии до Боспора. Хронологически эллинизм определяется различно. Большинство исследователей приурочивают начало эллинистической эпохи к году смерти Александра Македонского (323 г.). Другие началом эллинизма считают Херонейскую битву (338 г.), третьи — битву при Ипсе (301 г.). История эллинистических государств была прервана завоеваниями римлян II—I вв. до н. э., подчинивших восточную половину Средиземноморья.

410

В истории средиземноморских народов эллинистические государства отражают определенный этап общественного развития. Рабовладельческая основа хозяйства в этих государствах сохранялась, но большое значение в сельском хозяйстве и ремесле приобретал труд полусвободных зависимых производителей. Для политического строя эллинистических обществ характерно соединение черт классического полиса с особенностями древневосточной монархии. Господствующим классом становится военно-землевладельческая аристократия, «родственники» и «друзья» царя, занимавшие высшие военные и гражданские посты в государстве. Большинство представителей эллинистической аристократии были иноземцами, что накладывало на классовую борьбу этой эпохи своеобразный отпечаток народно-освободительной борьбы против иноземных угнетателей.

Большинство буржуазных историков, начиная с Дройзена, при характеристике эллинизма основное внимание уделяют развитию культуры. Конечно, развитие культуры имело большое значение в жизни эллинистических государств. В эллинистический период возник общегреческий язык — койнэ, значительных успехов достигли наука и техника. Однако неправы те буржуазные ученые, которые сводят все особенности этой эпохи к особенностям культуры. Эллинистический период по существу представляет собой новый закономерный этап в развитии античной эпохи, характеризующийся новым типом производственных отношений, в большей мере соответствующих развитию производительных сил древнего общества. В то же время нельзя видеть в эллинизме только распространение греческой культуры среди народов Востока и игнорировать не менее сильное влияние восточных культур на греческую. В культурном отношении эллинизм представлял собой синтез греческой и восточных культур. В области религии в эллинистический период наблюдается синкретизм греческих и восточных элементов. Так, например, в Египте возникает культ эллинизированного египетского божества Сераписа. Любопытно, что один из царей греко-бактрийского царства, Менандр (165—130 гг.), грек по происхождению, принял буддизм и стал его ревностным проповедником. Следует также подчеркнуть, что греческая культура в основном распространялась среди представителей знати восточных стран, а широкие слои населения оставались верными своим старым культурным и религиозным традициям.

Завоевания Александра Македонского и последовавшие затем войны диадохов способствовали распространению в восточных странах античных форм рабства, так как огромные массы пленных обращались в рабов. Рабы особенно широко использовались в горной промышленности, в каменоломнях и рудниках, где условия труда были чрезвычайно тяжелы, а также в сельском хозяйстве, в ремесленных мастерских и т. д. Однако наряду

411

с античными формами рабства в восточных странах сохранялись и древние примитивные формы рабства, в частности долговое рабство. Огромное большинство сельского населения, живущее общинами, по существу находилось в рабском состоянии, так как не имело права уйти из общины и должно было обрабатывать храмовые и царские земли.

Эллинистические цари заимствовали многие установления, характерные для древневосточных деспотий. Они являлись верховными собственниками земли. В царских хозяйствах работало множество рабов. Цари были окружены служилой знатью, к которой в основном относились греческие и македонские завоеватели, а также представители местной знати, подвергшейся эллинизации. Теперь эллином стали называть всякого образованного человека, говорившего на греческом языке, независимо от его принадлежности к тому или иному народу. Служилая знать, состоявшая из «эллинов», сосредоточила в своих руках большие земельные площади и множество рабов.

В эллинистический период колонизационное движение греков в страны Востока достигло исключительного размаха. В это время на Востоке было основано более 170 городов по типу греческих полисов. Правда, теперь полисы меняют свой характер. Чтобы держать в повиновении рабов и другие эксплуатируемые слои населения, им необходима была сильная централизованная власть. Поэтому полисы утрачивают свою независимость и подчиняются власти царей, хотя и сохраняют некоторую автономию и другие черты полисной структуры. Особенно много полисов такого типа существовало в III—I вв. в Малой Азии и Сирии, где еще до завоевания их Александром Македонским товарные отношения достигли довольно высокого уровня развития. Состоятельные слои в различных странах эллинистического Востока были заинтересованы в сохранении полисной организации уже потому, что граждане полисов в отличие от сельских жителей обладали правом частной собственности на землю. Остальная территория в эллинистических государствах называлась хора. Население хоры, состоявшее в основном из местных жителей, было обременено тяжелыми налогами и находилось в гораздо худшем положении, чем граждане полисов.

Следует отметить также, что, несмотря на некоторые общие особенности в развитии эллинистических стран, каждая из них сохраняла своеобразные, только ей присущие черты, обусловленные ходом ее исторического развития.

Создание больших по территории государств, громадный приток рабов, дальнейшее развитие товарных отношений, внедрение трехпольной системы обработки земли, развитие горной промышленности, рост разделения труда, внутренней и внешней торговли, возникновение новых городов, технические и научные достижения — вот черты, характерные для эллинистического периода,

412

которые позволяют считать эллинизм прогрессивным этапом в развитии рабовладельческого способа производства. Но вместе с тем нельзя забывать, что безжалостная эксплуатация рабов и всех слоев зависимого населения, ростовщичество, откупная система и бесконечные войны между отдельными государствами отрицательно сказывались на дальнейшем экономическом развитии эллинистических стран.

1. Политический строй Египта

Из всех эллинистических государств самым прочным до конца III в. до н. э. было Египетское царство, где утвердились потомки Птолемея Лага — Птолемеи, или Лагиды. Египет был типичным эллинистическим государством, в-котором очень ярко проявились черты эллинистического строя, политики, культуры, религии и быта.

Окруженный пустынями и морем, Египет развивался относительно более планомерно и органически, чем все остальные эллинистические государства.

О Египте мы знаем больше, чем о какой-либо другой стране эллинистического мира, благодаря папирусам. Открытие папирусов знаменует целую эпоху в изучении античной истории.

Папирусы сохранились главным образом в Египте. Наши представления о других странах античного мира, помимо литературных источников, основываются прежде всего на надписях, монетах и материалах археологических изысканий. Но по богатству и разнообразию содержания ни то ни другое нельзя даже и сравнить с папирусами. Папирусы помогли нам познакомиться с такими сторонами жизни античного общества, о существовании которых раньше даже и не подозревали.

Основателем птолемеевской династии в Египте был Птолемей I Сотер (305—283 гг.). При его преемниках — Птолемее II Филадельфе (285—246 гг.) и Птолемее III Эвергете (246— 221 гг.) Египет достиг высшего могущества. Кроме долины Нила, Египту тогда принадлежали Киренаика, Эфиопия, Финикия, Палестина, остров Кипр, южный берег Малой Азии и некоторые города Геллеспонта. В середине III в. Египет был первой державой средиземноморского бассейна, не без основания претендовавшей на мировое господство.

В конце III в., с Птолемея IV Филопатора (221—203 гг.), начинается упадок, завершившийся завоеванием Египта Римом.

Политический строй Египта по своей форме близок к древней деспотии. Все, что можно было приспособить к новым условиям из старого аппарата фараонов, Птолемеи сохранили, а все, что уже не соответствовало им, они изменили, дополнили и расширили. Например, местный исторически сложившийся бюро

413

кратический аппарат Птолемеи сочетали с греческими формами городского самоуправления. Таким путем Птолемеям удалось создать мощную военно-бюрократическую систему, которая просуществовала более 200 лет и имела большое всемирно-историческое значение. Царь персонифицировал в своем лице государство и государственное хозяйство и мог самовластно распоряжаться имуществом, трудом и жизнью своих подданных. Он был сувереном страны и единственным источником права и закона. Чиновники, ведавшие различными отраслями государственного управления, считались проводниками царской воли. Государственным языком птолемеевского Египта был греческий.

Прежнее деление Египта на Верхний Египет (Фиваида), с центром в городе Фивах, и Нижний Египет (Дельта), с центром в Александрии, удержалось и при Птолемеях. Сохранилось также и деление на номы — военно-податные округа. Число номов в разное время колебалось от 40 до 45.

Во главе нома стоял стратег. Вначале стратег имел только военно-политическую власть, но уже в III в. в его руках сосредоточиваются широкие административно-судебные функции и он оттесняет номарха, который раньше правил номом. Ближайшим помощником стратега был царский грамматей. Кроме того, важную роль в хозяйственно-административной жизни нома играли эконом, агораном и другие чиновники. Номы делились на топы (округа), состоявшие из нескольких комов (поселений). Топы и комы управлялись чиновниками, назначавшимися центральной администрацией. Непосредственными начальниками в сельских местностях были комархи и комограмматеи, сельские писари.

Финансы выделялись в самостоятельную <?трасль, которой управляли особые чиновники — казначеи разных рангов и наименований. Главная государственная казна находилась в Александрии. Во главе финансового ведомства стоял главный казначей— диойкет. Как высшие, так и низшие чины египетской администрации должны были неукоснительно во всем следовать букве царских указов. Чиновники птолемеевского Египта распределялись по рангам. К первому, высшему, рангу принадлежали «родственники» царя, за ними следовали «главные друзья», потом просто «друзья» и т. д. Административные посты при первых Птолемеях составляли монополию македонян и греков, впоследствии же встречается много чиновников и из египтян. Проводимая правительством политика слияния всех народностей, оседавших на египетской территории, в одну народность имела лишь частичный успех. Деление на местных жителей и иноземцев сохранилось до самого конца эллинистического Египта.

Местопребыванием царя и центром управления был царский дворец, наводненный царскими «родственниками», «друзьями» и придворной челядью — камерариями, виночерпиями, повара

414

ми, егерями, шутами и т. д. При дворе эллинистических царей сосуществовали древнеегипетские, персидские и македонские традиции.

Царская власть считалась божественного происхождения, и уже Птолемей I и его жена Арсиноя были обожествлены. Идея обожествления исходила от жрецов.

К ним присоединялись поэты и писатели (Феокрит, Каллимах), отождествлявшие Александра с Гераклом и Дионисом, и греческие философы — стоики и циники. По учению стоиков, которое отчетливо оформилось в последние века эллинизма, царь воплощает в себе идею социального порядка. Земные порядки лишь копируют небесные. В монархической власти Зевса, представляющего воплощение мирового закона, находит отражение единство мира. Зевс — добродетельный, человеколюбивый, всем миром управляющий бог. Отсюда следует, что лучшей и совершеннейшей земной властью является монархия — земное отображение небесного государства Зевса. Эпоха эллинизма была эпохой широкого распространения мистики и суеверий, благоприятствовавших идее обожествления.

К имени царя в Египте всегда прибавлялся какой-либо приятный для слуха эпитет — Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Явленный), Филометор (Любящий мать), Филадельф (Любящий сестру) и т. д. Политический смысл обожествления (апофеоза) ясен. Обожествлением стремились поднять авторитет царя и предотвратить узурпации и дворцовые перевороты.

2. Царские земли и уступленные земли

Все первые Птолемеи стремились развить оросительную сеть страны, чтобы поднять доходность сельского хозяйства. Для этого в Фаюмском оазисе были проведены новые каналы и высушены болота. Земли, принадлежавшие Египту, считались царскими, но в зависимости от характера использования делились на две категории: 1) царские земли в собственном смысле и 2) уступленные земли. Уступленные земли в свою очередь подразделялись на: 1) дарственные земли, уступленные царем своим фаворитам — придворным, полководцам, высшим чиновникам гражданского ведомства, 2) храмовые земли и 3) земли клерухов, т. е. военных поселенцев.

Царская земля составляла большую часть обрабатываемой земли и находилась непосредственно в ведении администрации царя. Из 1230 гектаров (4700 арур 1) территории Керкеозириса 700 гектаров (2430 арур) принадлежало царю.

Подробными сведениями об этом мы обязаны «Тебтюнисским

1 Арура равна 0,27 га.
415

папирусам», которые составляют часть архива канцелярии комограмматея одного из номов, содержащей деловые бумаги, официальные и частные письма, податные ведомости, сообщения о состоянии различных земель и т. д.

При Птолемеях, как и при фараонах, большая часть царских земель сдавалась в аренду мелким арендаторам или царским земледельцам. Крупные землевладельцы и храмы также сдавали землю мелкими участками в аренду земледельцам, которые являлись наследственными арендаторами. Царские земледельцы составляли основную массу египетского населения. Они жили небольшими поселками. Каждый поселок представлял собой самостоятельную замкнутую общину. Члены этой общины были связаны друг с другом производственным процессом, который осуществлялся на определенной небольшой территории, орошаемой каналами.

Члены общины были прочно с ней связаны. Принадлежность к данной общине влекла за собой утрату права выхода из нее. Чтобы предотвратить перебои в обработке земли и обеспечить общины рабочей силой, государственная власть закрепила существующее положение законом. Община отвечала за исправное несение государственных повинностей всеми ее членами. Общинники должны были бесплатно ремонтировать каналы, снабжать царя и его многочисленную свиту всем необходимым во время поездок по стране. Земледельцы не имели права обращаться в гражданский суд. Дела их разбирались в административном порядке.

Царские земледельцы не были собственниками обрабатываемых ими участков. Верховное право на землю в Египте всегда оставалось за царем. Царские земледельцы не только не могли продать арендованные участки, но даже не имели права оставить их или использовать по собственному желанию. Виды культур, время посева, сбора и доставки собранных продуктов к месту назначения определялись по инструкциям и под контролем чиновников и откупщиков. Семена, инвентарь и рабочий скот арендатору выдавали местные власти. За право пользования землей земледельцы платили царю арендную плату зерном, фруктами, плодами, скотом и пр. Арендную плату необходимо было платить сразу после сбора урожая. Земледельцы работали под бдительным контролем местной и центральной администрации. Местные чиновники, грамматеи различных рангов получали инструкции от высших чиновников царских канцелярий в Александрии. По этим инструкциям они руководили производственным процессом, наблюдали за состоянием каналов, устанавливали количество орошенной и неорошенной земли, определяли норму выработки для каждого округа и работника, контролировали работу ремесленников, вели учет скота, составляли «посевные ведомости» и т. д.

416

Кроме царских земледельцев, в Египте были люди, не имевшие земельных участков и работавшие поденщиками.

При первых Птолемеях большая часть земель оставалась у царя и эксплуатировалась царской бюрократией. Права владельцев дарственных земель были различны — иногда очень ограничены, а иногда, напротив, чрезвычайно широки. Юридически дарственные земли всегда рассматривались как подарок царя и по закону не могли быть отчуждаемы. Даже в использовании их владельцы не были свободны. Они должны были неукоснительно следовать установленным царем для всего государства хозяйственным нормам и разводить лишь определенные культуры и в определенных размерах.

Богатейший конкретный материал для изучения аграрного строя птолемеевского Египта содержит серия папирусов Зенона, представляющая переписку египетского землевладельца Аполлония с управляющим его поместьями Зеноном. Переписка относится ко времени расцвета Египта при Птолемее II Филадельфе (283—246 гг.).

Из переписки мы прежде всего узнаем, что грек Аполлоний, занимавший видный пост в царской администрации, получил от царя в качестве подарка за службу несколько поместий, общая площадь которых составляла около 30 тысяч арур. Земли эти были расположены около Мемфиса, в Палестине и других местах. Далее из переписки вытекает, что дарственные земли эксплуатировались так же, как и царские. Часть этих земель Аполлоний от себя сдавал в аренду, а оставшуюся лучшую часть использовал с помощью своих управляющих. В аренду обычно сдавали земли, отведенные под зерновые культуры, а оставляли земли, предназначенные для садово-огородных культур — винограда, маслин, фиников, тыквы, чечевицы, миндаля — и технических растений — льна, конопли, хлопковых пород. Аполлоний через своих агентов вел торговые операции, давал деньги под проценты. Он владел также ремесленными мастерскими.

Таким образом, существование частновладельческих поместий в эллинистическом Египте не подлежит сомнению, но эллинистический, как и древневосточный, землевладелец всегда оставался зависимым\от царя и его милостей. Даже такая важная персона, как Аполлоний, не мог не считаться с царскими директивами. «Царь приказал нам,— пишет Аполлоний своему управляющему,— дважды засеять поля. Посему, как только будет собран урожай, немедленно же орошай землю или ручным способом, или же при помощи водоподъемной машины. Ни в коем случае не держи воду на полях более шести дней. После орошения поле засевай трехмесячной пшеницей» и т. д.

Заключение договоров с отдельными арендаторами и разрешение возникавших на этой почве конфликтов контролировались царской администрацией.

417

Особую категорию уступленных земель составляли земли клерухов. Рядовые воины получали во временное пользование от 5 до 100 арур земли. Военачальникам выделялись крупные земельные участки. Клерухам обычно давали худшие — малоплодородные, запущенные земли, но на льготных условиях. Держатель земли на несколько лет освобождался от поземельного налога при условии, если он приводил полученный им участок (клер) в хорошее состояние. В этом случае клеры сохранялись за держателем участка и его потомством в течение многих лет, и, таким образом, клерухи, подобно римским ветеранам, превращались в бессрочных арендаторов (эмфитевтов).

Воины в эллинистическом Египте в основном были греками и македонянами. Но, кроме того, в армии служило много персов, фракийцев, галлов и представителей других племен. Сплошь и рядом, если не было свободных земель, клерухи обеспечивались участками за счет местного населения, у которого отбиралась часть земель. Система клерухий, с одной стороны, восходит к классическому полису, а с другой — имеет много общего с земельной практикой фараонов Нового царства. И тут и там войско служило главной опорой власти, что и заставляло ее представителей изыскивать средства для удовлетворения в первую очередь материальных нужд служилого сословия.

3. Ремесла, налоги, финансы

Сырые продукты перерабатывались в предметы потребления в ремесленных мастерских, находившихся в поместьях или городах. Как показывают папирусы, городская жизнь в эллинистическом Египте была также довольно развита; В Египте было два рода городов: греческие (т. е. полисы) и местные. Греческие города—Александрия, Навкратис и Птолемаида — находились на особом, привилегированном, положении, сохраняя черты старых полисов. Их жители, преимущественно греки, македоняне и евреи, обладали многими существенными привилегиями: правом приобретать частную собственность, иметь мастерские, лавки и меняльные конторы (трапедзы) и не платить многих налогов, взимавшихся с местного египетского населения. Жители местных городов имели меньше прав и привилегий. Они также занимались земледелием, торговлей и ремеслами.

В папирусах постоянно упоминаются различные лавки и ремесленные мастерские. Они находились в особых ремесленных слободах, или рядах. Чаще всего в документах говорится об изготовлении предметов роскоши, льняных, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, стекла, папируса, изделий из дерева, бронзы, меди и железа. В городе Арсиное, например, имелись «ткацкая улица», «одежный рынок», «соляная

418

площадь», «чечевичная», «стручковая», «гусиная» и прочие улицы. Из ремесленников упоминаются кожевники, красильщики, парфюмеры, золотых дел мастера, живописцы. Особого совершенства в эллинистическом Египте достигло художественное ремесло. Об оживленном торговом обороте свидетельствует обилие трапедз, в которых хранились деловые документы местных ремесленников и торговцев. В Арсиное их было, например, сорок. Для Египта было характерно изготовление папирусов, керамических изделий и ткачество. Ткацкое ремесло сосредоточивалось в Александрии, Мемфисе и некоторых других городах.

В эргастериях работали рабы, вольноотпущенники и свободные. Соотношение рабского и свободного труда в Египте при Птолемеях установить трудно, но существование того и другого не подлежит сомнению. Рабский труд применялся и в имениях крупных землевладельцев (например, у Аполлония). Большим числом рабов владели храмы. Наиболее состоятельные военные колонисты также имели рабов. Наряду с античными формами рабства в Египте сохранялось и долговое рабство. Вывоз рабов из Египта был запрещен законом. В юридических документах рабы рассматривались как вид имущества.

Ремесленники имели собственные мастерские и продавали свои изделия на городском рынке или же изготовляли их на дому из материалов заказчика. У ремесленников-мастеров были подмастерья и ученики. Ремесленники царских мастерских не могли оставить работу. Средства производства в таких мастерских принадлежали царю.

Жители городов, ремесленники, купцы, военные и представители интеллигентных профессий — учителя, врачи, музыканты, актеры имели особые объединения. У каждого объединения была касса, составлявшаяся из взносов ее членов, определенное место и дни собраний. В случае необходимости члены таких союзоз получали из общественной кассы субсидии. Во главе объединения стояли выборные лица. У каждого объединения были свои культы, святилище и праздники. Посторонние лица на эти собрания и празднества не допускались. В общественной жизни Египта эллинистического времени эти объединения играли значительную роль.

В городах проживали также земледельцы и землевладельцы. Последние и задавали тон городской жизни. Землевладельцами были военные и чиновники, жившие в городах и имевшие поблизости от них земельные владения.

Зависимость городского торгового и ремесленного населения от царя выражалась в уплате налогов на ремесла и торговлю, взимавшихся в денежной и натуральной форме. Фискальная система в эллинистическом Египте достигла такого развития, какого она не достигала ни в одном из государств античного мира. Не было ни одной хозяйственной отрасли и профессии, свобод

419

ной от прямых или косвенных налогов. Ввоз и вывоз товаров, переезд из одного нома в другой, продажа и покупка, аренды и договоры, квитанции и расписки, все виды коммерческих сделок облагались специальными налогами. Далее следовала серия прямых налогов: налог на землю, взимавшийся натурой, на сады и виноградники, взимавшийся деньгами, налог в пользу храмов, поголовный налог на мужчин и налоги на имущество. К этому надо добавить еще массу государственных повинностей (литургий) и монополий, налоги на скот, на постройку плотин, мостов, дорог и каналов, содержание чиновников, почтовые расходы, военные постои и т. д. При Птолемее II Филадельфе ежегодные натуральные поступления равнялись 600 тысячам гектолитров хлеба, а денежные достигали 15 тысяч серебряных талантов наличными деньгами.

Денежная и натуральная системы хозяйства в эллинистической экономике тесно переплетались. Как поступления в казну, так и выплата государственным служащим и наемникам определялись и в деньгах, и в натуре. Представителям военной и служилой знати, помимо земель (дарственные поместья), из царской казны выдавалось содержание натурой, а также деньгами.

Сбор налогов был очень сложным и трудоемким делом, с которым птолемеевская бюрократия не могла справиться. Поэтому государство сдавало сбор налогов в сельском хозяйстве и ремесле в аренду частным лицам. Большая часть налогов сдавалась на откуп на аукционах отдельным лицам или целым товариществам, как это потом было в Риме. Откупщиками могли быть не только члены привилегированного сословия греков и македонян, но также и местные жители.

Откупщики вносили в казну определенную сумму, получали списки плательщиков и приступали к сбору. В их распоряжение государство предоставляло штат чиновников. Последние в то же время выполняли роль государственных контролеров, следивших за действиями откупщиков и охранявших государственные интересы. Царские указы предписывали откупщикам строго держаться буквы закона.

При первых Птолемеях откупные операции были весьма выгодным делом и привлекали богатых людей, наживавших на них огромные состояния. С течением времени, когда Египет стал беднеть и платежные возможности населения были исчерпаны до последней степени, откупа утратили свою былую привлекательность и превратились в тяжелую государственную повинность — литургию, разорительную для богатых людей, поскольку они должны были покрывать недоимки за свой счет. В конце концов откупщики превратились в царских чиновников.

Права и обязанности откупщиков были очень широки и не ограничивались одним только сбором арендной платы и нало

420

гов. В круг обязанностей откупщиков входили также организация производства и продажа производимых продуктов.

С практикой откупного дела во всех деталях знакомит нас Податной устав Птолемея II Филадельфа (257 г.) Устав касается главным образом организации откупного дела в одной из важнейших отраслей египетской экономики — производстве растительного масла. Откупщики находились под контролем государственных чиновников—экономов, заместителей экономов, нескольких контролеров, секретарей, счетчиков и др. Все эти лица несли ответственность за царские маслобойни, за откупщиков и весь находившийся в их распоряжении персонал.

«Откупщик и контролер откупщика,— гласит одна из статей Податного устава, — должны распоряжаться всеми рабочими данного района (нома), всеми мастерскими и оборудованием и должны запечатывать орудия производства в периоды, когда нет работы. Они должны принуждать рабочих работать ежедневно и при работе должны присутствовать лично».

Откупщик отвечал за сохранность орудий производства и за надлежащее их использование.

Царем были монополизированы целые отрасли производства, например изготовление папирусов, добыча полезных ископаемых и другие отрасли. Птолемеи, введя монополию на производство растительного масла, отобрали необходимое для его производства оборудование у всех маслоделов. Продажа масла также считалась царской монополией.

Работавшие в царских маслобойнях не могли самовольно оставить мастерскую, к которой они были приписаны. За укрывательство беглого мастера взимался штраф. Мастерам, закрепленным за определенным номом, не разрешалось переходить в другой ном.

«Если же кто из рабочих перейдет, он может быть принудительно возвращен откупщиком, экономом и контролером».

«Никто не должен укрывать рабочих (из другого нома.— Ред.). Если же кто укроет рабочего или, получив приказ, не выдаст его, тот должен заплатить за каждого рабочего три тысячи драхм, и рабочий должен быть водворен обратно».

Продолжительность работ, количество работы и оплата труда в царских мастерских нормировались законом.

Полученное из маслобоен масло откупщики передавали на торгах крупным и мелким торговцам, предписывая продавать его по установленной законом цене.

«Торговцы, получая масло, должны продавать его по цене, обозначенной в тарифе, и не дороже».

Часть продуктов, поступавших в царские амбары и кладовые, расходовалась на войско, бюрократию и двор, остальное шло на продажу. Главной статьей египетской внешней торговли являлись продукты сельского хозяйства, в особенности пшеница.

421

Из предметов обрабатывающей промышленности Египет экспортировал много дорогих, вызывавших восхищение цветных стекол, папирусы, строительные материалы, добывавшиеся в египетских каменоломнях: гранит, базальт, алебастр и др. Кроме того, большой известностью пользовались узорчатые и с позолотой шерстяные и льняные ткани.

Очень важное место в экономике птолемеевского Египта занимала транзитная торговля. Через египетские гавани, расположенные на Красном море, проходило много кораблей, везущих товары из Китая, Индии и аравийских стран. К предметам восточной торговли относились различные ароматические вещества и пряности, строительные материалы, металлы, драгоценные камни, слоновая кость, страусовые перья, индийская сталь, шелк и многое другое. Сырье поступало в египетские мастерские из Малой Азии, Палестины, Сирии и других районов, а готовые изделия и предметы роскоши перепродавались в другие страны. Сфера распространения египетских товаров была значительна. Египетское торговое влияние достигало северного берега Африки, Эгейского бассейна, азиатского побережья и Черноморья. Значительная часть продукции ремесленных мастерских царя и частных лиц была рассчитана на рынок. Центральная власть регламентировала экспорт и определяла ценность товаров.

Главная торговая артерия Египта — Нил связывал при посредстве каналов и караванных дорог Эгейское море с Нубией, Ливией и египетской Александрией. Средиземное море соединялось с Красным каналом Нехо, восстановленным при Птолемеях.

Товары перевозились на царском транспорте. К несению транспортных повинностей привлекалось все податное население, в особенности владельцы судов и верблюдов.

При расчетах по торговым операциям использовалась золотая и серебряная монета египетской чеканки с изображением царя. Доставляемые по Нилу к Красному морю товары концентрировались в Александрии — главном складочном пункте Египта. В Александрию съезжались купцы со всего мира, здесь совершались торговые сделки и производились крупные денежные расчеты, слышался говор на разных языках.

«Все это,— говорит географ Страбон,— знает всякий, кто хотя бы один раз побывал в Александрии и наблюдал торговые суда при входе и выходе из гавани. Наблюдая входящие и выходящие суда, нетрудно определить, насколько выходящие из гавани суда полнее и тяжелее входящих» 1.

При входе в гавань на острове Фаросе, соединенном с Александрией искусственной насыпью, был построен маяк высотой

1 Страбон, XVIII, т. 8.
422

более 100 метров, который считался одним из чудес света. Этот маяк освещал путь судам, входившим в гавань.

Египетская Александрия славилась удобством своего местоположения, считалась образцовым городом, привлекавшим массу иностранцев — купцов, ремесленников и путешественников.

«Вся Александрия,-—пишет Страбон,— представляет собой систему улиц, удобных для верховых лошадей и экипажей. Две самые широкие улицы, в 100 футов каждая, пересекают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что имеется замечательного за пределами последней. Часть царских зданий представляет знаменитый Александрийский мусейон, заключающий в себе место для гулянья, зал для заседаний и большое помещение, где находится столовая для ученых, состоящих при мусейоне» 1.

Одной из характерных особенностей общественного строя Египта на протяжении всей его истории являлась большая роль жречества и храмов. Эта черта сохранялась и в эллинистическом Египте, хотя права жрецов, в особенности при первых Птолемеях, были значительно сужены. Считая себя наместниками богов, цари сами заботились об упрочении веры, участвовали з религиозных процессиях, строили новые и реставрировали старые храмы. При Птолемеях появились новые храмы в Фивах и других городах Египта. Однако египетское жречество, богатое и хорошо организованное, продолжало сохранять огромное влияние, с которым не могли не считаться цари. Отношения между царями и жрецами определялись реальным соотношением сил. При первых Птолемеях перевес был на стороне царя, а при последних верх взяли жрецы.

Храмовая организация действительно могла внушать серьезные опасения царской власти. Египетские храмы владели большими территориями, садами, ремесленными мастерскими, рабами, различными ценностями и перевозочными средствами. Каждый храм представлял собой автономную единицу, имел свой собственный устав, свои законы и обычаи. В целом египетские служители культа составляли влиятельную жреческую касту.

У каждого храма имелся свой клир, делившийся на разряды и группы в зависимости от занимаемой должности. Во главе клира стояли верховные жрецы (архиереи), пророки, гиерограмматеи (священные писцы) и другие храмовые чины. Время от времени верховные жрецы важнейших храмов собирались на особые съезды (синоды). При первых Птолемеях место и про

1 Страбон, XVII, 1, 8.
423

грамма конференций определялись царем, а сами заседания контролировались светской администрацией. Обычно заседания синодов происходили в городах Канобе и Мемфисе — старинных религиозных центрах.

4. Упадок Египта и завоевание его Римом

До конца III в. до н. э. Египет был крупнейшей средиземно-морской державой. Ближайшие преемники Птолемея Сотера — Птолемей Филадельф и Птолемей Эвергет — вели широкую внешнюю политику, стремясь подчинить влиянию Египта весь бассейн Эгейского моря и его северо-восточное побережье — Фракию и Троаду, с одной стороны, и малоазийско-финикийский берег — с другой.

До конца III в. внешняя политика Египта в общем была успешной. Своими победами особенно прославился Птолемей Эвергет, доходивший до Месопотамии и даже мечтавший о завоевании Индии. С конца III в. наступает перелом в худшую для Египта сторону. Последнюю крупную победу Египту принесла битва при городе Рафии в Келесирии (217 г.), в которой Птолемей IV разбил сирийского царя Антиоха III Великого. Однако победа досталась дорогой ценой. Силы государства были напряжены до предела, а ресурсы истощены. Поэтому Птолемеи вынуждены были отказаться от дальнейшего осуществления широких внешнеполитических планов. Если в первые века своего правления они стремились удержать и расширить внеегипетские владения, то с конца III в. главное внимание их направлено на то, чтобы укрепить власть внутри Египта. Дело в том, что под гнетом дополнительных налогов и повинностей, вызванных войнами, в Египте все чаще вспыхивали восстания против центральной власти. Особенно опасными они были в тех случаях, когда к восставшим примыкали и воины. Так, например, было в годы правления Птолемея IV Филопатора (после битвы при Рафии). В этот период восстания, в которых принимали участие и воины, продолжались непрерывно в течение 20 лет, потом на некоторое время ослабели, чтобы вспыхнуть с новой силой в I в. Центром восстания во II в. был Средний Египет и дельта Нила.

При преемнике Птолемея V Эпифана — Птолемее Филометоре VI (181—145 гг.) в 165—164 гг. произошло серьезное восстание в Александрии, возглавленное Дионисием Петосараписом, влиятельным чиновником при царском дворе, египтянином по происхождению. Потерпев неудачу в самом городе, Петосарапис пытался опереться на наемные войска, состоявшие из египтян, и укрепился в одном из предместий Александрии; здесь он был разбит. Тогда Петосарапис поднял восстание в Верхнем Египте,

424

где создалось особенно опасное для правительства положение.

Восстание было жестоко подавлено Птолемеем Филометором. После репрессий и массового истребления местного населения правительству пришлось впоследствии ввести принудительную обработку пустующей земли.

Кроме открытых восстаний, характерной формой борьбы в птолемеевском Египте является так называемый анахоресис. Обремененные налогами и повинностями, жители деревень снимались с места и убегали в пустыню, оставляя невозделанными поля и нанося тем самым огромный ущерб государству.

Восстания, происходившие в последние столетия существования птолемеевского Египта, были народными восстаниями, направленными против иноземных угнетателей. Для местного населения македонская гегемония была тяжелее всех прежних — эфиопской, ассирийской и персидской. Борьба против греко-македонской династии была по существу классовой борьбой. Многочисленные налоги тяжелым бременем ложились на плечи трудового населения. Кроме прямых, существовали разнообразные косвенные налоги, сборы на ремонт оросительных сооружений, за измерение земли и т. д. Фискальная политика Птолемеев в корне подорвала и истощила производительные силы и озлобила население.

Фискальный гнет возрастал по мере расширения торгового и ростовщического капитала. Ростовщичество в последние века македонской династии приобрело огромный размах. Ростовщичеством занимались все — греки, македоняне, евреи, сами египтяне и римляне. Ростовщический капитал в значительной мере проложил путь римской дипломатии и римскому оружию.

Неустойчивость внутри государства, неудачи внешней политики и сокращение внешней торговли при последних Птолемеях обострили династическую борьбу, что еще более ухудшило общее положение в стране и подорвало авторитет царской власти. Потерявшие почву под ногами, цари пошли на уступки аристократии, жречеству и войску. Наделы клерухов превратились в частновладельческие земли, а храмы восстанавливали свои привилегии и расширяли домены.

Союз царей со жречеством продлил жизнь македонской династии, но не спас ее от кризиса. Царская власть слабела с каждым столетием и окончательно разложилась во второй половине I в. до н. э. при знаменитой Клеопатре VII (51—30 гг.) перед римским вторжением. Кровавая борьба Клеопатры со своим братом за престол подорвала силы Египта и облегчила его захват римлянами. После поражения при Акции Клеопатра лишилась трона и покончила с собой (30 г.), а Египет перестал существовать как самостоятельное государство и вошел в состав Римской империи.

Подготовлено по изданию:

Сергеев В.С.
История Древней Греции / Под ред. акад. В. В. Струве и проф. Д. П. Каллистова ; Академия наук СССР. Ленинградское отделение Института истории. - 3-е изд. (посмертное), перераб. и доп. - М. : Издательство восточной литературы, 1963. - 524 с.



Rambler's Top100