Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
63

Против "Великого Рима"

Мы вновь в залах музея. От надписей на камнях — то на греческом, то на латинском языках — мы переходим к увесистым тарапанам из виноделен, смотрим на остатки на днищах пифосов каких-то солений, вчиты-

64

ваемся в акт анализа содержимого запечатанной амфоры (нефть!), перебираем медные, бронзовые, серебряные монеты. И перед нами проходят новые картины. Окончательный упадок демократии. Римская оккупация... Борьба местных народов. . .
Итак, Митридат был теперь царем не только Понта, но и Боспора. Исполнилась, однако, только часть его честолюбивых замыслов. Митридат хотел теперь отторгнуть от Рима весь восточный и греческий мир. Начались знаменитые в истории Рима Митридатовские войны (92—63 гг.).
Рим был сильным, серьезным противником. Митридат это прекрасно понимал. Как человек изворотливый, настойчивый, хитрый, он отныне решил резко изменить свое отношение к общественным низам.
Начал он свою деятельность с походов против «варваров», с вооруженного подавления восстания рабов под руководством Савмака, а под конец жизни стал заключать союзы с варварскими племенами и вербовать в свою армию рабов, да- еще пиратов — этих всегдашних спутников античных рабских движений. Народные настроения Митридат ловко использует для достижения своих честолюбивых замыслов о мировой монархии на Ближнем Востоке, на Понте.
Война началась. Все, кто страдал от римского ига — и эллины, и азиаты, — объединились теперь под руководством победоносного Митридата- «освободителя ».
Захваченному в плен представителю «жадного Рима» консуляру Манию Аквилию царь распорядился «насытить алчность», влив в горло расплавленное золото. В тот же день было умерщвлено несколько десятков тысяч римлян, проживавших в Малой Азии. С огромными силами Митридат напал с суши и с моря на город Родос за то, что тот укрыл у себя бежавших римлян. Были перебиты римляне на Делосе. Митридат обещал помощь крестьянам Италии, восставшим против Рима. Поднятые Митридатом фракийцы вторглись в Македонию.
Встающим под его знамена местностям царь, вождь антиримского движения, предоставлял права самостоятельного управления. Их жителям дарил права гражданства. Должникам прощал долги. Неимущим давал землю. Рабов массами отпускал на волю.
В армии Архелая, одного из виднейших полководцев Митридата, сражалось до 15 тысяч таких вольноотпущенников. На острове Хиосе получившие свободу рабы сослали своих хозяев в болотистую и малярийную Колхиду. В Афинах во главе правления Митридат поставил своего любимца —блестящего оратора, бывшего раба Аристиона.
Лучших, знаменитейших полководцев бросал рабовладельческий Рим на объятый пожаром Восток. С 90-х по 60-е годы тут перебывали легионы Суллы, Лукулла, Помпея. Подкупленные римлянами, самые значительные торговые города Малой Азии — Смирна, Колофон, Эфес, Траллы, Сарды — заперли свои ворота перед послами Митридата, а до прибытия на помощь римских легионов организовали самооборону. Испугавшись угроз римлян, изменил Митридату его сын Махар, наместник Боспора, и корабли, полные хлебом, предназначенные для Синопы, пошли на снабжение когорт Лукулла.

65

Три раза выступал Митридат, и три раза терпел он поражение. Тогда он решил временно отступить. Через Армению, по побережью Понта Евксинского, он повел оставшиеся верными ему отряды на Боспор. В Пантикапее со страхом ожидал, «го Махар, получивший уже в награду от Рима титул «друга и союзника римлян». Митридат тем временем заручился поддержкой многочисленных меотийских племен. Махар бежал в Херсонес. Этот город, видя коренную перемену в поведении Митридата, отрекся теперь от бывшего союзника и защитника, стремясь заслужить доверие воинственных рабовладельцев Римской державы.
Митридат обосновался в Пантикапее. Он продолжал готовиться к новой, четвертой войне с Римом. Для достижения заветных целей — мировой монархии на Востоке, — он еще шире привлекает к своему двору, к управлению царством людей из низов.
Плохо мирились со всем этим рабовладельцы городов Боспора. В конце концов они ответили на эту политику царя восстанием против него. Во главе этого восстания стоял город Фанагория — центр азиатской части Боспорского царства. Около этого же времени Митридату изменил и его второй сын — Фарнак. Он тоже перешел на сторону римлян.

Портрет Митридата Евпатора (р. 132, ум. 63 г.). Изображение на монете.

Портрет Митридата Евпатора (р. 132, ум. 63 г.). Изображение на монете.

Темной осенней ночью 63 года, опасаясь, что его увидят городские низы, осаждает Фарнак дворец царя и отца. В отрядах Фарнака много римских перебежчиков. Они подстрекают К восстанию против Митридата колеблющихся местных жителей. Митридат кончает самоубийством.
Почему Митридат потерпел неудачу в борьбе с Римом? Потому ли только, что Рим был еще очень силен и крепок, хотя и пострадал от многочисленных рабских восстаний? Ведь несколько лет Римская держава сотрясалась под ударами грандиозного восстания Спартака, охватившего всю Италию.
Митридат потерпел поражение потому, что он пытался объединить под своей властью в борьбе против Рима двух непримиримых врагов — местное эксплоатируемое население тавров и скифов и их угнетателей — рабовладельцев греческих городов прибрежья.
Довольный победой над Митридатом, римский полководец Помпей дал Фанагории права «свободного города», а Фарнака, отдавшего римлянам,

66

как трофей, труп своего отца, пожаловал титулом «друга и союзника римлян».
Фарнак утвердился царем на Боспоре. Римская марионетка, он скоро понял цену римского союза. Через двадцать лет мы встретим его также руководителем антиримского мятежа. «Пришел, увидел, победил», — коротко сообщил Юлий Цезарь сенату о своей войне с Фарнаком.

***

В Азово-Черноморском крае большой известностью пользуется городище у хутора Недвиговского — между Ростовом и Таганрогом. На этом месте находился древний город Танаис, самая отдаленная колония Боспорского царства, расположенная в северо-восточном углу «Меотийского болота» — Азовского моря.
Танаис резко отличался от городов Боспорского царства и всего северного Причерноморья. Он был удален от других греческих центров и находился в самой гуще местного, «варварского», населения. Это была прямая противоположность Херсонесу — узлу всех древних здешних путей.
Город был расположен на правом возвышенном берегу реки Мертвый Донец. Он имел форму квадрата и был окружен валами и рвами. В углах, насыпи, на валах находились башни. Их остатки обнаружены теперь раскопками.
На южной стороне города археологи нашли остатки въезда в Танаис. Откопанный мир предстает перед вами остатками каменной мостовой, городской площади, отдельных жилищ. О давно минувшей жизни рассказывают найденные обломки различных сосудов — амфор, пифосов, киликов — и целые сосуды, привозные бронзовые изделия обихода и роскоши — канделябры, лампочки-светильники, бусы, монеты, отдельные части мраморных изваяний.
Особенно интересны найденные в различных местах городища целые и разбитые каменные плиты с греческими надписями.
Изучая находки, читая древние надписи, ученые узнали, что население Танаиса к началу нашей эры было сильно смешанным. Этот смешанный народ эллино-скифов так и назывался танаитами.
Управители Танаиса назначались боспорскими царями. Но обычно это были «чистокровные» греки. Впрочем, талантливые и настойчивые люди пробивали себе дорогу. Часто упоминающийся в надписях управитель Хофразм, сын Форгинака, был танаитом.
Греки, не слившиеся с туземцами, старались держаться обособленно. У танаитов были свои городские чиновники—архонты. Греки называли своих чиновников эллинархами. Эти должности были выборными. В надписях на каменных плитах эти люди увековечивали свои «деяния» — сооружения памятников, построек, устройство празднеств.
Ганаис был крупным центром по торговле сырьем. Он жил торговлей. В нем не вырабатывалось никакой готовой продукции. Рядом с городом, за его стенами, находилось торжище. Вокруг Танаиса обитало множество людей, и все они съезжались к городу для меновой торговли. Наряду

67

68

с простым обменом начинала развиваться и денежная торговля. Археолога часто находят здесь при раскопках общие монеты всего Боспорского царства. С утра до вечера суетились купцы — и греки, и танаиты. Они скупали местное сырье и продавали его в центры Боспора. Они скупали привозные товары и перепродавали его окружающему населению.
С течением времени совместные занятия одним и тем же делом, совместная жизнь, культ сгладили разделение населения Танаиса на греков и; не греков. Из надписей мы узнаем, что во II веке нашей эры эллинархом был танаит Родион, сын Фазинама. Деление на местных и пришлых стало простой условностью. Архонт и эллинарх правили уже, советуясь друг с другом, а то и заменяя друг друга.
У всего населения Боспора появился общий враг. Это были римляне.

***

В последовавшие за гибелью Митридата десятилетия римляне энергично вмешиваются в дела Боспора. Они назначают и сменяют его правителей. Даже субсидии на содержание армии цари Боспора — «други кесаря, други римлян» — получают от Рима.
Это понятно. Эксплоатация Боспора — и шире, Крыма — была теперь жизненной необходимостью для Рима. Крым становился продовольствен-

Раскопки Мирмекия (1937 г.). На переднем плане слева винодельня с двумя тарапанами; правее—водосток. Слева, на заднем плане, остатки оборонительной стены.

Раскопки Мирмекия (1937 г.). На переднем плане слева винодельня с двумя тарапанами; правее—водосток. Слева, на заднем плане, остатки оборонительной стены.

69

Мраморная плита с рельефным изображением бога виноградарства Диониса. Справа от него пастушеский бог Пан и пантера, вокруг виноградная лоза и мальчики, срывающие виноград.

Мраморная плита с рельефным изображением бога виноградарства Диониса. Справа от него пастушеский бог Пан и пантера, вокруг виноградная лоза и мальчики, срывающие виноград. Внизу-посвятительная надпись. Из развалин святилища на Ай-Тодоре, близ римской крепости Харакс. (Ялтинский
краеведческий музей.)

70

ной базой для всей восточной части римской державы. И римляне требуют и добиваются здесь усиленного производства хлеба, вина, добычи соли, рыбы.
Мы снова на городище. Перед нами руины одного из крупных пригородов Пантикапея — Тиритаки. Ряд лет бессменно руководящий раскопками, научный сотрудник Академии наук В. Ф. Гайдукевич показывает нам относящиеся к I веку нашей эры многочисленные комплексы рыбозасолочных ванн. Есть комплексы по 16 ванн, вмещающие по 200 кубометров. А Мирмекий? Помните его винодельные бродильные цистерны? Они давали ежегодно десятки тысяч литров вина. В слоях римского времени в Пантикапее и Фанагории раскопаны огромные гончарные горны: здесь производились пифосы и амфоры — тара для вина, для зерна. И всё это шло на западное побережье Понта — в Дакию, Мезию, Фракию, где стояли римские армии.
В 66 году нашей эры на Херсонес вновь нападают скифы. На помощь попавшим в беду союзникам спешат римские солдаты под командой Плавция Сильвана — легата из Нижней Мезии. На мысе Ай-Тодор образуется римское военное поселение Харакс. Его основал десант моряков равеннской эскадры. В Ялтинском музее хранятся соответствующие надписи — надгробия римских легионеров. Воды Черного моря начали бороздить римские корабли. Пантикапей превращается в опорный пункт римской оккупации Крыма.
Но неспокойно на Понте Евксинском.
При римском императоре Веспасиане (70-е годы) на территории бывшего Понтийского царства, на южном побережье моря, «внезапно поднял оружие раб-варвар, бывший некогда начальником царского флота. Это был Аникет». Так пишет римский историк Тацит. Привлекши на свою сторону народы, жившие по берегам, Аникет захватил Трапезунд. Варвары, как сообщает Тацит, «горделиво разъезжали по морю».
Аникет — это не имя, а прозвище, принятое вождем движения после захвата власти. Раб назвал себя так в честь бога-покровителя рабов Гелиоса-Аникета — Гелиоса Непобедимого.
И еще показание Тацита: около этого же времени «роксоланы — народ сарматского племени, — изрубив две когорты, вторглись в Мезию».
При римском императоре Домициане — восстание дакийцев на Дунае (81—96 гг). Его подавил лишь император Траян (начало II века нашей эры). Он привлек сюда чуть не все имевшиеся в наличии у Рима войска. На успокоение придунайских провинций были брошены и все крымские легионы.
Свобода в Крыму, впрочем, длится недолго. Во II веке римская оккупация полуострова возобновляется. Теперь центр оккупации — Херсонес. Здесь стоят римские гарнизоны. Об этом рассказывают надгробные плиты, хранящиеся в залах Херсонесского музея и в Ялтинском музее краеведения.
Римляне грабили страну. Падение благосостояния местных центров было заметно нередко в самых неожиданных случаях. Продовольственное положение Херсонеса однажды было настолько скверно, что городу из

71

Воины боспорской армии в римское время. Фреска одной из керченских катакомб (II век нашей эры).

Воины боспорской армии в римское время. Фреска одной из керченских катакомб (II век нашей эры).

своих личных средств «милостиво» помогал некий богатый и знатный римский юноша Нумений. Об этом мы узнаём из почетного декрета херсонеситов в его честь.
Римские оккупанты недоверчиво относились к местному населению. Но они не всегда доверяли и своим союзникам — рабовладельцам Херсонеса и Боспора. Около середины II века херсонеситы два раза посылали посольство к боспорскому царю Реметалку: они хотели военного союза с ним против волнующихся туземных низов. Обеспокоенные этим, римляне отняли на ряд лет у Херсонеса и те жалкие права «свободного» города, которыми он еще пользовался.
А из степей Крыма к побережью вновь и вновь катились волны «варварского» наступления. Ярко говорят об этом, в частности, тексты стихотворных надгробий, хранящихся в Керченском и Херсонесском археологических музеях. Стихи писались только на надгробиях зажиточных граждан.
Вот некий Лисимах. Он сражен кровожадным богом войны среди чужеземцев, — как говорится в надписи,—«грозным Ареем скифов». Ксанф,

72

«безупречный средь сонма сограждан», сгублен также «завистливым Ареем в битве за родину». Минодор из «венчанной морем Синопы», сам «многие изрубив кровавые доспехи супостатов», лежит, «сраженный копьем в земле боспорской». Аполлоний, сын Аполлония, «наткнулся на страшное варварское копье».
Лисимах, Ксанф, Аполлоний, Минодор бились против «варваров» даже не за свой город и свой народ. Они сражались за фактических хозяев земли — римлян. А с конца века Херсонес и формально подчинился зависимому от тех же римлян Боспорскому царству.

* * *

Ольвия была взята и разграблена степными кочевниками гетами еще в половине I столетия до нашей эры. После этого разгрома город снова возродился, но уже более бедным, без былого блеска. Опасности и тревоги продолжались. Покровительство Римской империи помогало мало. В конце I века нашей эры сюда прибыл знаменитый греческий ритор Дион Хрисостом. Не случайно прозвали его Хрисостомом — златоустом: это был, говорят, действительно замечательный оратор. Он приехал как гость. Это было огромное событие в культурной жизни города. Ритора собирались слушать толпы народа.
Ритор принес с собой сюда, на окраину империи, новые умственные течения и веяния. Он слегка иронически относился к «устаревшему», «витиеватому» Гомеру. Он восторженно говорил об эпиграммах модного тогда стихотворца Фокилида.
— Гость, — сказал ему как-то юный Каллистрат, храбрец в сражениях, убивший и взявший в плен многих Савроматов. — Гость! Мы тебя любим и уважаем, иначе ни один борисфенит не вынес бы твоих нападок на Гомера и Ахилла: последний, как ты знаешь, наш бог, а первый почитается наравне с богами. Но всё же граждане собрались послушать тебя, хотя на душе у нас и неспокойно: вчера скифы вновь сделали набег, некоторых защищавших часовых убили, а других увели в плен...
Чем сильнее были военные опасности, чем тревожнее жилось городу, тем большее значение получал культ Ахилла, приобретавшего старые былинные черты героя-воителя, и тем теснее связывался он с государственными учреждениями города. Члены высшего городского магистрата — архонты — считали Ахилла своим покровителем и чертили ему на своих. благодарственных стелах (плитах с надписями) признательность «за мир города и собственное мужество». Для поддержания военного духа в гражданах и воспитания в них мужества и ловкости были учреждены в честь его атлетические игры и конские бега. Так «житие» Ахилла — гомеровская поэма «Илиада» — являлось живым воспитательным средством в рабовладельческой Ольвии до конца ее дней.

73

В горах Крыма. Раскопки обнаружили здесь, в пещерах, остатки культуры древних народов: тавров, скифов, сарматов.

В горах Крыма. Раскопки обнаружили здесь, в пещерах, остатки культуры древних народов: тавров, скифов, сарматов.

* * *

Боспорские цари помогали, как могли, римским захватчикам. Стела 193 года говорит о царе боспорском Тиберии Юлии Савромате I как о «победителе скифов и сирахов, сделавшем море в Понте и в Вифинии (римских провинциях!) свободным для мореплавателей».
Ио античные города Причерноморья испытывали в римскую эпоху глубокие потрясения и изнутри.
Перед нами сильно поврежденный и трудно читаемый обломок мраморной плиты в Херсонесском музее. Сотрудники музея датировали его II веком нашей эры. Это был декрет в честь какого-то гражданина, которого «совет и народ» награждают золотым венцом и медной статуей.
За что же получил высокую награду этот гражданин от рабовладельцев?
Вернувшись откуда-то в Херсонес, говорит надпись, он «застал граждан страждущими от тирана и желающими его низвергнуть». Гражданин

74

был выбран в предводители действий против тирана и, несмотря на грозившие опасности, вместе с вооружившимся народом «сделал город счастливым», то есть прогнал захватчика власти.
Следующая фраза почти непонятна: слишком уж испорчен памятник. Но там говорится что-то о «междоусобном смятении», убийстве, гневе народа.
Далее идет речь о том, что чествуемый, избранный в попечители общественных доходов, всё свое внимание обратил на вопросы безопасности города и даже позаботился о ремонте городских стен.
Предстояла война с кем-то из соседей. Чествуемый гражданин произвел ревизию продовольственных средств Херсонеса и улучшил снабжение хлебом, чем в эти, как говорит почетный декрет, «тяжкие, угрожавшие военными опасностями времена весьма возвысил дух сограждан».
Однажды чествуемый гражданин на собственные средства поехал в Рим хлопотать перед императором и сенатом о возвращении Херсонесу прав свободного города. Между тем оставшиеся в городе повстанцы — приверженцы изгнанного «тирана» — снова призвали его, и он двинулся на город «с довольно многочисленным войском». Чествуемый поторопился обратно и отразил нападение, несмотря даже на то, что его сыновья и дочь попали к противнику в заложники.
Ответом рабовладельцев на это восстание низов (его вождя-то и называют рабовладельцы «тираном») было дальнейшее ущемление прав простого народа. Херсонес конца II и начала III веков нашей эры — типичный провинциальный городок Римской империи. Им управляют «отцы города», власть которых поддерживает римский закон.
Однажды сотрудник Херсонесского музея В. П. Лисин повел нас к остаткам подземного христианского храма первых веков нашей эры. Он был вырублен глубоко под почвой, прямо в скале, и в него вела вырубленная в стене лестница. Лестница эта, не доходя до самого низа, обрывалась. Дальше, видимо, шла лестница деревянная или веревочная. Внутри храма мы увидели сохранившиеся алтарную нишу и боковые полукружия.
Почему храм был сделан под землей? Сотрудники Херсонесского музея предполагали, что нахождение храма под землей, в подвале частного дома, говорит о гонениях рабовладельцев на христиан и тут, на окраине Римской империи. Ведь к христианам примыкали тогда в основном рабы, и рабовладельцы боялись их объединения. Христианам приходилось прятаться. ..
Да, не религия была выходом из тупика. «Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разбитые и опозоренные, вынуждены были они отступить, тая в душе обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление. Цепи рабства оставались нетронутыми». . .1
Но растут и ширятся восстания местных племен. Ходишь по каменному архиву и видишь: в конце II века римские гарнизоны помогают Херсонесу

1 И. Сталин, Речь на II Всесоюзном съезде Советов, 26 января 1924 г.
75

я боспорскому царю Савромату II в войне с местным населением; в первой четверти III века воюет со скифами «друг кесаря и римлян» Тиберий Юлий Котис; в Харакс, на помощь ослабевшему местному гарнизону, спешат пальмирские стрелки; на море начинают «разбойничать» готы.
«Варвары» теснят империю и там, на западных границах Римской державы. Римляне вторично эвакуируют Крым, на этот раз навсегда. Напрасно всех не римлян «старый Рим третировал... «низшей расой», «варварами», призванными быть в вечном подчинении «высшей расе», «великому Риму». . . Все «варвары» объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим». 1
Так древнейшие народы СССР прогнали оккупантов из пределов своей земли.
Там, на Западе, германцы — предки современных немцев — навеки заклеймили себя своим позорным поведением. Отсюда нынешнее понятие слов «варвар», «вандал». Ворвавшись в пределы империи, где каждый камень говорил о великой античной цивилизации, они безжалостно разбивали мраморные статуи, жгли рукописи, устраивали конские стойла в Пантеоне. На ряд веков над Европой повис мрачный сумрак средневековья.
Здесь, на Востоке, «туземцы» подхватили от своих давних учителей и недавних врагов угасавший было светоч античной культуры, переняв из нее всё лучшее и творчески развивая ее дальше, создавая свою новую, передовую культуру.
Где-то в недрах многочисленных «скифских» и «сарматских» племен уже формировалось славянство. 2 Скоро вновь проляжет по Понту мимо Корсуни — древнего Херсонеса — большая торговая дорога: знаменитый «путь из варяг в греки». Расцветет Киевская Русь. ..

1 И. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 432.
2 Советскими учеными окончательно установлено, что славянские племена — предки русского, украинского и белорусского народов — вовсе не являются "поздними, незваными гостями" на своей территории, как не раз пытались "доказать" фашиствующие лжеисторики; нет, они — прямые потомки более древних народов СССР. Последние данные по этому вопросу имеются в работах лауреата Сталинской премии акад. Н. С. Державина, Славяне в древности, изд. АН СССР, 1945, и проф. П. Н. Третьякова, Восточнославянские племена, изд. АН СССР, 1948.

Подготовлено по изданию:

В.Шевченко
Сокровища исчезнувших городов (Записки музейного работника).Л., Лениздат,1948.



Rambler's Top100