Идеалом граждан большинства греческих государств было стремление достичь совершенства одновременно в сферах духовной и физической культуры. Все молодые греки хотели быть сильными и ловкими, иметь красивую пропорциональную фигуру, как на статуях, изображавших богов, героев и прославленных атлетов, уметь стойко переносить трудности военных походов и успешно выступать на всевозможных состязаниях. Для этого в городах строились тренировочные площадки (палестры), где атлетикой занимались главным образом подростки, и гимнасии для тренировок и соревнований юношей и молодых людей1.
Любая греческая община, претендовавшая на статус города, имела гимнасий. В больших городах, подобных Афинам или Милету, было несколько гимнасиев. В них находился большой зал для тренировок и состязаний атлетов; к нему примыкали комнаты для раздевания, умащения маслом и посыпания песком, а также банные комнаты для мытья после занятий атлетикой.
В гимнасий допускались только мужчины, полноправные граждане, так что круг постоянно встречавшихся здесь лиц, особенно в небольшом городе, был весьма ограниченным, и все хорошо знали друг друга. В крупных городах существовали отдельные гимнасии для юношей и для взрослых мужчин, но в большинстве эллинских полисов один и тот же гимнасий служил и тем и другим2.
Ольвия имела свой гимнасий уже в V в., затем его неоднократно перестраивали вплоть до римского времени. Сохранились две надписи с упоминанием ольвийского гимнасия3. На штукатурке здания III в. обнаружено граффито со словами гимнасий и натирание маслом (оно у греков предшествовало любому занятию атлетов). Лапидарная надпись II в. н. э. сообщает о постройке нового гимнасия.
Здание гимнасия догетского периода находилось возле южной части агоры. Его построили в V в., а в конце IV — начале III в. заново возвели каменный гимнасий с фасадом, украшенным мраморными деталями4. Большую часть постройки занимал зал для тренировок и соревнований. Он делился на три части двумя рядами прямоугольных колонн по девять в каждом ряду. От выложенного галькой пола сохранилось немногое, но, вероятно, разноцветная галька составляла какой-то рисунок, подобный тем, которые мы видели в парадных комнатах богатых ольвийских домов.
К восточной стороне зала примыкали банные помещения; в них найдены остатки труб, по которым вода поступала в большие пифосы из колодца, располагавшегося в юго-западной части здания. Там, как бы охраняя колодец, в специальной нише стояла полуфигура Аполлона5. Этот каменный колодец был сложным гидротехническим сооружением, поскольку водоносный слой в Верхнем городе лежал на глубине примерно 30 м. На южной стороне гимнасия концентрировались комнаты хозяйственного назначения и туалет, а в восточной части помещались большие топки. Жар от них по гончарным трубам шел к днищам резервуаров с водой, и она таким образом становилась горячей6.
Ольвийские надписи свидетельствуют о том, что на берегах Гипаниса занимались всеми основными античными видами атлетики: бегом, прыжками, борьбой, метанием копья и диска, составляющими классический греческий пентатлон7. Кроме того, вне гимнасия стреляли из лука на дальность, учились ездить верхом и править колесницей8.
Различалось несколько видов бега: простой на один стадий9, двойной, при котором следовало, пробежав один стадий, вернуться к старту, шестерной, трижды повторявший двойной, и длинный, достигавший более 20 стадиев. Греки очень ценили упражнения в борьбе, потому что в ней приводились в действие все мышцы и одновременно проявлялись сила,
ловкость, находчивость. Копье метали и правой и левой руками, иногда бросали два копья обеими руками. Диски различных диаметров также бросали обеими руками двумя способами: либо, как в наше время, на дальность полета, либо вверх, заставляя его вращаться и стараясь его поймать падающим плашмя.
Афинские вазописцы иллюстрировали все виды атлетических упражнений. Вазы с этими сюжетами привозили в Ольвию. На них мы видим бегунов10, борцов11, кулачных бойцов12, дискоболов13, юношей с одним или двумя копьями14, стрелков из лука15 и возниц на колесницах16. Нередко рядом с атлетами изображены тренеры и судьи, а в руках атлетов нарисованы стригили17.
Стригилем, специальным загнутым в форме полумесяца скребком, счищали масло и прилипшие к нему песок и пыль. Ведь эллины занимались атлетикой полностью обнаженными, предварительно натерев тело оливковым маслом и посыпав его мелким песком. Прилипая к коже, песок забивал поры и предохранял атлетов от простуды, а во время натирания маслом и песком происходил массаж и разогрев тела перед упражнениями или соревнованиями.
Отправляясь в гимнасий, грек подвешивал на шнурке, охватывавшем кисть руки, арибалл — небольшой сосуд с узким горлышком и венчиком с широко отогнутыми краями18. Этим венчиком растирали масло, которое лилось из арибалла каплями или тонкой струйкой. В коллекции ольвийских находок имеется немало керамических арибаллов, а также стриги-лей из кости, железа и бронзы19.
Учителя гимнастики и содержание самого гимнасия оплачивались либо государством, либо лицами, исполнявшими обязанности гимнасиархов, которых выбирали из числа богатых граждан. Сохранились имена двух ольвийских гимнасиархов. Первый из них, Никодром, в середине III в. поставил в гимнасии статую своего сына Дионисия, победителя (по-видимому, в беге) во время праздничного состязания в честь Гермеса. От статуи уцелел лишь постамент с сильно поврежденным стихотворным посвящением Гераклу и Гермесу. Они были у греков традиционными покровителями гимнасиев, и во многих городах устраивались агонистические празднества Гермеи, на которых состязались юноши20. Наряду с Ольвией, в Северном Причерноморье Гермеи, как гласят надписи, проводились в Горгиппии и в Херсонесе21.
Другой ольвийский гимнасиарх, Феокл, во II в. н. э. построил гимнасий, а когда он умер, там установили его статую. Феокл входил в число не только состоятельных, но и весьма уважаемых граждан. Ольвиополиты четырежды избирали его первым архонтом; 18 городов наградили Феокла золотыми венками за гостеприимство, оказанное их гражданам22. Традиция избирать гимнасиархами первых лиц государства существовала также в других полисах Северного Причерноморья. Например, в III в. в Херсонесе должность гимнасиарха исполнял Агасикл, занимавший многие важные магистратуры23.
О том, что в ольвийском гимнасий тренировались не только молодые, но и мужчины среднего возраста, свидетельствуют надписи о победах архонтов в атлетических соревнованиях. Ведь архонтами, высшими должностными лицами государства, становились, лишь пройдя определенные ступени политической карьеры. Поэтому далеко не юношами были архонты Пурфей, одержавший победу в метании копья и диска, Еврисивий, победивший в беге и прыжках, и не известный по имени архонт, который дальше всех бросил копье и диск24.
Все эти сведения происходят из надписей римского времени. Однако традиция занятий взрослых граждан в гимнасий восходит к классическому периоду. Известно, например, что Сократ занимался борьбой вместе со своим учеником Алкивиадом (Plut. Ale. 4), а Платон учился борьбе у хорошего учителя Аристона из Аргоса и участвовал в Истмийских играх (Diog. Laert. III, 4). В «Пире» Ксенофонта (I, 7) говорится, что гости Кал-лия днем занимались в гимнасий перед тем, как прийти к нему на симпосион, чтобы отметить победу в борьбе юного Автолика.
Греки справедливо считали, что тренировки в гимнасии служат не только для укрепления здоровья и поддержания физической формы для успеха во время военных действий, но и, как писал Лукиан (Anach. 13), «чтобы не становиться от праздности насильниками» и заполнить с пользой свой досуг. Гимнасий реализовал в нужном направлении энергию молодых греков, а люди старшего возраста постоянно приходили посмотреть на тренировки и соревнования.
В гимнасиях греки собирались для бесед на философские темы, здесь читали лекции, выступали хоры, местные поэты и риторы, создавались библиотеки учебной литературы25. Напомним, что Платон обучал своих учеников в гимнасии, стоявшем в роще героя Академа, а Аристотель дважды в день читал лекции в гимнасии, находившемся около священной рощи Аполлона Ликейского. Эти афинские гимнасии дали название платоновской Академии и аристотелевскому Ликею (или Лицею в более распространенной латинской транскрипции).
Таким образом, в Ольвии, как и в любом греческом городе, гимнасий служил любимым местом проведения досуга граждан полиса и играл в его жизни важную воспитательную роль.
Скржинская М. В.
Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н. э. / Научное издание. — СПб.: Алетейя, 2000 — 288 с. — (Античная библиотека. Исследования)
ISBN 5-89329-293-6
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2000 г.
© М. В. Скржинская, 2000 г.