Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
100

ПРИМЕЧАНИЯ

1    В переводе «гекатомпедон» означает стофутовый: длина боковой стороны храма была сто греческих футов.

2    В искусстве V в. до н. э. принцип изменится. В архаический же период в общей планировке Акрополя, в трактовке отдельных храмов, во многих памятниках скульптуры господствует симметрия и последовательное чередование масс, как, в частности. в ансамбле храмов Селинунта или в расположении сокровищниц знаменитой Олимпии.

3    См.: М. М. Кобылина. Аттическая скульптура. М., 1953, стр. 33.

4    А. А. Павловский в книге «Скульптура в Аттике до греко-персидских войн» (СПб., 1896, стр. 40) сообщает, что Аполлодор и Алкей писали о гидре девятиголовой, как и показано на фронтоне, и лишь затем народная фантазия сделала ее более страшной: Симонид называл ее уже иятидесятиголовой, а Евринид писал даже о несчетных головах чудища.

5    См.: В. К. Мальберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904, рис. 16, 17. Он считает, что обе грунны относятся к одному храму, но к разным фронтонам.

8 А. А. Павловский. Указ. соч., стр. 49.

7    Борьбу Геракла с Тритоном часто изображали и вазоиисцы. На чернофигурной вазе собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина можно видеть этот сюжет.

8    Хорошо сохранились постаменты с подписями ваятелей кор — скульптора Антено-ра и мастера Евтидика.

9    Геродот, История, VIII, 52—53, пер. Ф. Г. Мищенко, М., 1888. Писистратиды, сыновья тирана Писистрата, были на стороне персов. Они были изгнаны из Афин до греко-персидских войн и вернулись в Афины вместе с персидскими полчищами.

10    Фукидид, История, 90, 3, пер. Ф. Г. Мищенко в переработке С. Жебелева, т. I—II, М., 1915.

11    Художественные формы в греческом искусстве строгого стиля первой половины V в. до н. э. отличались жесткостью и некоторой графичностью. Эти особенности выступают в пропорциях храма Посейдона в Пестуме, в скульптурных произведениях, в рисунках на вазах этого времени.

12    Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII, пер. С. И. Соболевского, М.. 1961.

13    См.: О. Шуази, История архитектуры, том I, М., 1935, стр. 303.

14    Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII.

101

15    См.:Павсаний. Описание Эллады, М., 1938—1940, I, 17. 2.

16    Возможно, сцена, показанная греческим вазописцем Евфронием на дне килика— круглой чаши для вина, связана с этой монументальной росписью.

17    Павсаний, Описание Эллады, X, 10,1. Хотя Павсаний пишет, что статуи поставлены на одну десятую добычи от марафонской победы, некоторые исследователи (Павлуцкий) справедливо сомневаются в этом, отмечая, что добыча при Марафоне была ничтожной, так как у персов не было лагеря на равнине, а на убитых ценных предметов быть не могло. Учитывая, что Геродот также ничего не говорит о добыче при Марафоне, Павлуцкий считает, что постановка этой группы именно при Кимоно связана с патриотическими воспоминаниями о Марафонской битве, в которой прославился отец Кимона Мильтиад.

18    См.: «Плиний об искусстве», XXIV, 53, пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.

19    В музеях Европы имеется несколько копий со статуй амазонок. Более или менее единодушно ученые признают амазонку из Берлина произведением Поликлета. Изваяние из Капитолийского музея чаще относят Кресилаю. Фидию приписывают

- статуи амазонки из виллы Адриана в Тиволи и из Ватикана.

20    Павсаний, Описание Эллады, IX, 4. 1.

21    Павсаний, Описание Эллады, I, 28, 2

21 От этой статуи сохранились.римские копии — статуя в Дрездене ц голова в Болонье.

23    Л у к и а н, Изображения, 6. Собр. соч., т. 1, «Academia», 1935,

24    Павсаний. Описание Эллады, I, 24, 8.

25 «Плиний об искусстве», XXXVI, 18.

26    Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 5—7.

27    Существует мнение, что золотой запас афинской казны был включен в золотые части статуи, которые, если город нуждался в золоте, могли быть сняты, чтобы потом снова быть восстановленными. Этим золотом соблазнялись похитители. Так. в IV в. до н. э. некто Филург похитил голову Медузы. Демосфен сообщает о другой краже. В 111 в. до н. э. тиран Лихарес также снял часть золотых украшений со статуи Афины.

28    В Венском музее имеется прекрасная греческая гемма резчика Аспазия с воспро изведением головы Афины. В кургане близ Керчи в 1831 г. были найдены золотые медальоны IV в. до н. э. с изображением головы Афины Парфенос.

29    Статуэтка Афины римского времени, найденная Ленорманом в Афинах близ Пник са, интересна тем, что на щите и постаменте видны рельефы, о которых сообщают Плиний и Павсаний. Статуэтка Афины, найденная на площади Варвакион, была создана во II в. н. э. и, пожалуй, более близка статуе Афины. Известны и другие мраморные римские копии Афины Парфенос: статуя Афины из виллы Людовизи в Риме с подписью афинского скульптора Антиоха или Метиоха, мраморная статуэтка из Мадрида со сфинксом на шлеме и др.

30    Они сохранились в нескольких копиях: на щите статуэтки Ленормана, на фрагменте щита из Бристольского музея (щит Странгфорда), на фрагменте щита в Ватикане. на обломке щпта Капитолийского торса Афины.

102

31    Известный греческий вазописец Нолигнот и другие художники также пробовали в это время показывать холмистую местность. На кратере из Орвието воины-аргонавты, собирающиеся в поход, изображены стоящими на холмах. Некоторые представлены поставившими ногу на возвышение почвы, иные изображены наполовину закрытыми холмами.

32    Павсаний, Описание Эллады, V, 11, 1—И.

33    Монета из Элиды в Парижском кабинете медалей Национальной библиотеки.

34    Фидий создал образ Афродиты Урании, т. е. небесной, а не земной, чувственной, какой ее показал позднее скульптор Пракситель.

35    Павсаний, Описание Эллады, VI, 26, 3.

36    Плутарх, Перикл, XXXI.

37    Литература на русском языке о скульптурах Парфенона: В. К. М а л ь м б е р г, Метопы древнегреческих храмов, Дерпт, 1892; В. К. М а л ь м б е р г, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904; Шварц, О композиции скульптурных украшений Парфенона, М., 1892; И. Романов, Об отношении Фидия к скульптурам Парфенона. «Журнал Министерства народного просвещения», 1900.

38    Много обломков метоп хранится в Афинском Национальном музее, в Акронольском музее, в Лувре, в Британском музее.

39    Сцены амазономахии, кентавромахии и гигантомахии встречаются и в других памятниках Афин. Так, художник Полигнот изобразил амазономахию (Павса-н и й, I, 15, 2), живописец Микон также обращался к этому сюжету. Много было таких сцен и в вазописи.

10 На вазах часто изображались такие юноши, даже сообщались их имена: Леагр (чаще других), Главк, Мемнон, Гиппарх, Мегакл и другие. На многих из них круглые шляпы, короткие плащи и кожаные башмаки с отворотами.

41    Пейфо — богиня, олицетворяющая искусство убеждения, спутница Афродиты и Гермеса. Иногда Пейфо — прозвище Афродиты. Ее культ был распространен в \финах.

42    Исследователям, раздумывающим над тем, в каком положении мог находиться тот или иной обломок скульптуры, помогают эти следы дождевых струй, которые стекали, естественно, строго отвесно.

,3 Впрочем, некоторые ученые сомневаются в принадлежности этих рисунков Кар-рею и приписывают их неизвестному фламандскому художнику.

44    Для реконструкции западного фронтона, кроме зарисовок Каррея, важны рисунки на вазе из Керчи, изображающие сцену спора Афины и Посейдона с западного Фронтона Парфенона (собрание Эрмитажа). В центре фронтона, как думают ученые, помещалось изображение оливы, для которой предназначалось имеющееся там углубление. Некоторые предполагают также, что и вода могла быть изображена скульптурно; Мальмберг считал, что воду символизировал собой дельфин.

45    На западном фронтоне много божеств, связанных с водой. Это бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита, Кефис и Илис — реки, дочери Кекропа — богини росы, Ирида — радуга. Левкофея и Полемон также становятся морскими божествами.

103

46 В мифе рассказывается, что Афина дала дочерям Кекропа в закрытом ящике Эрихфония, змеевидного сына земли, и не разрешила открывать. Герса и Аглавра открыли ящик, но, испугавшись, бросились с Акрополя и погибли.

Не совсем точно определено, с какого фронтона этот торс, так как место его находки не было зафиксировано. Этот образ одни называют Иридой, другие — Никой, богиней победы, основываясь на том, что в спине статуи есть отверстия, как думали, для прикрепления крыльев. Действительно, по трактовке стремительного, порывистого движения она близка изображениям Ники в греческой пластике. Однако позднее отметили, что вряд ли можно считать ее Никой, так как эту богиню греки никогда не показывали в коротком хитоне, но всегда в длинных одеждах. Ирида же изображалась как раз в коротком хитоне и с крыльями.

48 Источниками для изучения восточного фронтона служат высказывания древних авторов, в частности Павсания, рисунки Каррея, мраморные рельефы колодца римского времени, хранящиеся в Мадриде (так называемый мадридский путеал), рисунки на вазах и, конечно, сами скульптуры, хотя и фрагментированные, но очень выразительные.

49 В. К. Мальмберг, в отличие от других, считает ее Ивой.

50    Остатки изображения звериной шкуры дают основание думать, что изображен действительно легендарный охотник Кефал, возлюбленный богини зари Эос.

51    Голова изваяния Гелиоса была отбита и потеряна. Сравнительно недавно ее (очень сильно поврежденную) обнаружили в музее Акрополя.

52    До сих пор не определили точно, кого изображают эти статуи, и потому называют их по-разному. Одни ученые считают, что это Гестия, Деметра и Кора. Иные видят в них Афродиту, Талло и Пандросу. Встречаются имена Афродиты, Пейфо, но чаще всего их называют Мойрами—богинями судьбы. На рельефе мадридского иутеала (ограждение водоема) похожая женщина держит в руке веретено, а Мойры, по мифу, пряли нить человеческой жизни, и скульпторы изображали их обычно за работой.

53    Вопрос об авторе скульптур фронтонов Парфенона окончательно не решен. Не исключена возможность, что модели для статуй, так же как и рисунки для фриза, делал Фидий, но высекали фигуры из мрамора, очевидно, другие мастера — Алка-мен и Агоракрит, как предполагает Мальмберг. По трактовке одежд и складок на них в фигурах фронтонов видят руки двух различных мастеров. К одной группе относят Мойр с восточного фронтона; к другой группе причисляют Гор и Ириду с восточного фронтона (ее иногда называют Ивой). Для творчества мастера первой группы характерна любовь к объемным формам, к выразительной передаче движений в складках одежд. Мастер второй группы более сдержан, лаконичен.

54    Достойно внимания, что верхняя ступень Пропилей в отличие от других, беломраморных, была из темного камня. Человек, выходящий из Акрополя, как бы предупреждался черной ступенью о том, что начинается спуск и нужно быть осторожным.

104

55    Это сказывается в некотором утяжелении пропорций ордера. Колонны храма Ники Бескрылой цельные, а не составлены из отдельных барабанов.

56    Позднее, в эллинистическую эпоху, над рельефным фризом цоколя алтаря Зевса в Пергаме также вырастет ионическая колоннада. Истоки подобного сопоставления архитектурных элементов — внизу рельефы, а над ними колоннада — можно видеть уже здесь.

57    В древности эти рельефы обозревались с позиции несколько иной, чем та, с которой сейчас на них смотрят в залах музеев. Очевидно, они были предназначены для созерцания снизу, а в античной скульптуре выбор точки зрения, как уже отмечалось, играет очень большую роль.

58    В конце I в. до н. э. во время пожара интерьер Эрехфейона был уничтожен. В ви зантийский нериод в Эрехфейоне помещалась церковь. В XII в. при крестоносцах храм служил дворцом, а при турках — гаремом местного правителя. В начале XIX в. он был разрушен, но в 40-х годах XIX в. его восстановили. Одна ко многое в его внутренней планировке остается до сих пор неясным, неизвестно также имя зодчего Эрехфейона.

59    См.: О. Шуази, История архитектуры, т. I, стр. 313- 314.

60    При постройке Эрехфейона использовались мраморы различных сортов и цветов— белый, серый, розовый, фиолетовый. От монохромного в своих основных частях Парфенона Эрехфейон отличался полихромностыо мрамора. Широко применялась позолота, но раскраска была, очевидно, сдержанной.

61    Это своеобразное решение стен позднее будет встречаться и в некоторых эллинистических постройках Малой Азии.

Подготовлено по изданию:

Соколов Г. И.
Акрополь в Афинах. М., «Просвещение», 1968. 108 с. с илл.



Rambler's Top100