Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
7

Дельфы — святилище и оракул Аполлона

Дельфы — один из древнейших городов Греции. Здесь находилось святилище Аполлона, собравшее на своей территории за долгие века существования многие выдающиеся произведения зодчества, прекрасные мраморные и бронзовые статуи, ценнейшие эпиграфические памятники 1.

Дельфы лежат в Фокиде — области средней Греции, недалеко от берегов Коринфского залива, глубоко вдающегося в материк Балканского полуострова. Фокида соседствует на западе и севере с Локридой и на востоке с Беотией. Широкие просторы равнин сменяются на северо-западе Фокиды отрогами высокого Парнаса, спускающимися сюда из Этолии и Локриды. Парнас — огромный район с равнинами, ущельями, высокими горами, отвесными, дикими скалами, широкими плодородными долинами. Он связан со многими древнейшими легендами греков. На одной из его вершин— горе Ликории —. по преданиям остановился после всемирного потопа ковчег родоначальника эллинов Девкалиона. В хвойных, большей частью еловых лесах Парнаса в древности в изобилии водились волки, медведи, кабаны. В одной из своих поэм Гомер описывает, как Одиссей охотился здесь на медведя; в поэтическом отрывке из «Одиссеи» он рассказывает о природе Парнаса.

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос, Автоликоновы все сыновья, на охоту собравшись,

Скликали быстрых собак. Сын Лаэртов отправился с ними. Долго они по крутому покрытому лесом Парнасу Шли; напоследок достигли глубоких, ветристых ущелий; Гелиос только что начал поля озарять, подымаясь Тихо с глубоких, льющихся медленно вод Океана»2.

8

Греки придавали расположенному близ Парнаса святилищу Дельф и оракулу Аполлона огромное значение. По их представлениям Дельфы находились в самом центре земли. Античный географ Страбон пишет: «Таким образом, хотя наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма; полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли; вдобавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились оба орла (некоторые говорят, что это были вороны), выпущенные Зевсом: один — с запада, другой — с востока. В храме показывают также что-то вроде пупа, обвязанного лентами: на нем находятся два изображения встречи мифических птиц» 3.

Сейчас в Дельфах можно действительно видеть мраморное изваяние, на поверхности которого показаны перетягивающие его ленты, — так называемый «пуп земли». Мысль о том, что оракул Аполлона находится в центре мира, нашла отражение и в географических картах древних. На карте, составленной Гекатеем, святилище расположено в центральной части обитаемой земли, окруженной водами океана.

Страбон, описывая святилище Дельф, обращает внимание на то, что «местность эта скалиста и имеет вид театра; около вершины горы находятся оракул и город, имеющий в окружности шестнадцать стадий. Над ним — Ликория, где дельфийцы поселились сначала несколько выше храма; теперь они живут у самого храма, около Кастальского источника. Перед городом с южной стороны высится Кирфа — обрывистая гора; между ней и городом находится роща, орошаемая рекой Плейстом» 4.

9

Вид на Дельфы и скалы Федриады

Вид на Дельфы и скалы Федриады

10

Вид на Дельфы от Федриад

Человека, впервые попавшего в Дельфы, поражает своеобразие ландшафта. С одной стороны отвесной стеной поднимаются к облакам неприступные коричнево-бурые скалы Федриады. У их подножия, на узкой полоске склона, ютился древний город и сравнительно небольшой по площади участок святилища Аполлона. Взгляд человека, обращенный в сторону, противоположную Федриадам, не встречает границ. Перед ним открываются широкие дали и покрытая зелеными оливковыми рощами пойма реки Плейста — Крисейская равнина, названная так по имени города Крисы, располагавшегося здесь в древности.

Контрасты природы поражают в Дельфах сильнее, чем где бы то ни было в Греции. Пейзаж кажется не подходящим для святилища светлого и гармоничного бога Аполлона. Лишь предания

11

несколько объясняют это впечатление. Легенды сообщают о поклонении в Дельфах в различные времена Дионису. Немалую роль в культах, распространенных здесь, играл, очевидно, этот греческий бог виноделия — олицетворение умирающей и воскресающей природы. Дионис — божество, непохожее по своему характеру на Аполлона. Аполлон — символ светлого начала, покровитель искусств, воплощение гармонической сущности мира. Дионис— бог неуравновешенных, контрастных, противоборствующих сил природы.

Известны сохранившиеся рассказы Павсания и Плутарха о широко распространенных в Дельфах оргиях фиад, или менад, — женщин, посвященных в таинства культа Диониса. На высокие отроги Парнаса в зимний месяц дадафоний отправлялись с плясками и хороводами менады из Афин и других городов Эллады для участия в празднествах, призванных вызвать к жизни умершего бога Диониса. Там, где вершины Парнаса находятся уже выше туч, совершают фиады свои исступленные оргии 5, — пишет Павсаний. Одетые в козлиные шкуры, в экстатическом состоянии менады бегали по лесам с факелами, принося в жертву Дионису молодых козлят. Плутарх сообщает, что однажды группу менад застигли в горах Парнаса сильные ветры и метели и нужно было послать людей, чтобы спасать от гибели фанатичных поклонниц Диониса. Очевидно, в древнейшие времена да и позже, когда культ Аполлона стал уже достаточно сильным, здесь поклонялись Дионису. И порой кажется, что суровая, изобилующая контрастами природа Дельф больше подходит для поклонения именно богу вина, нежели для святилища Аполлона.

О некоторых особенностях дельфийской природы, способствовавших возникновению в этом месте оракула, сообщает писатель III века н. э. Юстин: «Голоса людей и звуки труб, если доведется им здесь прозвучать, обыкновенно слышатся многократно,

12

 

Пифия на треножнике. Рисунок на вазе

Пифия на треножнике. Рисунок на вазе

13

и отзвук бывает полнее, чем первоначальный звук, который оглашает перекликающиеся друг с другом скалы. Это явление приводило тех, кто его не знал, в благоговейный ужас и повергало в изумление. В полукружии скалы, почти на половине всей высоты горы, находится небольшая площадка, на ней глубокая расщелина, отверстая для оракулов. Холодная струя воздуха, гонимая вверх некоей силою, словно ветром, выходит из этой расщелины, приводит умы прорицателей в исступление и, преисполнив их божественным вдохновением, заставляет давать ответы вопрошающим. Потому-то можно увидеть там многочисленные драгоценные дары царей и народов, которые своим великолепием свидетельствуют как о благодарности приносителей, так и о благоприятных ответах богов» 6.

Первоначально оракул в Дельфах принадлежал не Аполлону, а богине земли Гее, и первой прорицательницей была нимфа Дафна. Не случайно во всех легендах о Дельфах первое место во владении оракулом отводится Гее. Ведь именно из земли, из расщелины в скале выходили одурманивающие человека пары. Прорицательница — пифия садилась над расщелиной и, постепенно приходя в бессознательное состояние, окутанная подземными газами, начинала произносить слова, которые жрецы внимательно слушали и записывали как предсказание, исходившее от самой богини земли. Вскоре над этими местами стал властвовать вместе с Геей Посейдон, почитавшийся здесь как божество горных потоков, ключей, водопадов7. Позднее во владение оракулом вступила дочь Геи, передавшая затем святилище своей сестре Фебе — бабке Аполлона. Лишь после нее Аполлон стал основным хозяином оракула в Дельфах. Посейдону же взамен его владений в Дельфах дали остров Калаврию.

14

В греческих легендах, мифах, древнейших поэмах сохранились предания о возникновении оракула Аполлона. В гомеровском гимне Аполлону Пифийскому рассказывается, как бог

«В Крису пришел наконец, под Парнасом лежащую снежным; Обращена она склоном на запад, над ней нависает Сверху скала, а внизу глубоко пробегает долина Дикая. Там-то в душе порешил Аполлон-повелитель Храм свой построить уютный. . .» 8.

Составитель гомеровского гимна Аполлону Пифийскому повествует о том, как Аполлон выбрал себе первых жрецов — критян, и сообщает, почему его святилище стало называться Дельфами:

«Начал в уме своем тут размышлять Аполлон-Дальновержец,
Как бы ему и кого из людей привести в это место.

Чтобы жрецами его они стали в Пифоне скалистом...

Так размышляя, узрел он в дали винно-черного моря
Быстрое судно. Везло оно много мужей благородных,

Критян из града Миносова Кносса. . .

.. .На корабль быстроходный

Выскочил он из воды, уподобившись видом дельфину,

Там и остался лежать он чудовищем странным, огромным.
...К Крисе пришли они, издали видной, богатой лозами,

В гавань. И врезался в берег песчаный корабль мореходный.
Из корабля поднялся тут наверх Аполлон-Дальновержец. |
Видом средь белого полдня звезде уподобившись, искры
Сыпались густо с нее: достигло до неба сиянье...

Громко он критян окликнул и слово крылатое молвил. ..

Так как впервые из моря туманного в виде дельфина
Близ корабля быстроходного я поднялся перед вами,

15

То и молитесь мне впредь, как Дельфинию, и да зовется
Жертвенник этот дельфийским. И будет он славен вовеки» 9.

Некоторые греческие легенды свидетельствуют, что Аполлон завладел оракулом не мирным путем. Он убил страшное чудовище Тифона, змея-дракона, сторожившего оракул. Борьба бога со змеем и победа Аполлона олицетворялись впоследствии как торжество светлого начала над низменными и темными силами. О славной победе Аполлона над Тифоном повествует гомеровский гимн. Гера, рассердившись на Зевса за то, что он без ее ведома родил из головы Афину, произвела на свет страшное чудовище.

«Сын у нее родился — ни богам не подобный, ни смертным, Страшный, свирепый Тифон, для смертных погибель и ужас. Тотчас дракону его отдала волоокая Гера,

Зло приложивши ко злу. И дракон принесенного принял. Славным людским племенам причинил он несчастий немало. День роковой наступал для того, кто с драконом встречался. Но поразил наконец-то стрелою его многомощной Царь Аполлон-Дальновержец. Терзаемый болью жестокой, Тяжко хрипя и вздыхая, по черной земле он катался.

Шум поднялся несказанный, безмерный. А он, извиваясь,

По лесу ползал туда и сюда. Наконец кровожадный

Дух испустил он. И, ставши над ним, Аполлон похвалялся.. .»

Эта поэтическая легенда, дошедшая до нас в гомеровском гимне, проливает свет также на наименование древнейшего поселения в округе святилища, первого города, который находился в этих местах и имел название Пифон.

«... Глаза же драконовы мглою покрылись.

Гелиос в гниль превратил его силой своею святою.

16

Вот почему он Пифоном зовется теперь, а владыку Мы называем пифийским, на месте на этом сгноила Острого Гелия сила останки свирепого гада».10

Около Пифона располагался другой город — Ликория. Лишь позднее эти два поселения слились в одно — Дельфы.

Древнегреческие мифы сохранили рассказ также о том, как право оракула перешло от первой прорицательницы, нимфы Дафны, к Аполлону. С Дельфами связана легенда о преследовании Аполлоном прекрасной Дафны, которая, чтобы спастись, превратилась в лавровое дерево. О любви Аполлона к Дафне повествует древнеримский поэт Овидий в «Метаморфозах».

«Установил он тогда состязанья, священные игры,

Звали пифийскими их по имени павшего змея.

Ежели юноша там побеждал рукою, ногами

Иль колесом, получал, как отличье, дубовые листья:

Не было лавров еще; прекрасные с волосом длинным
Феб окружал им виски любою древесною ветвью.

Первая Феба любовь — Пенеева Дафна; послал же
Деву не случай слепой, а гнев Купидона жестокий.

Как-то Дельфиец, тогда над змием победою гордый,

Видел, как мальчик свой лук, тетиву натянув, выгибает.

«Что тебе, резвый шалун, с могучим оружием делать?
— Молвил, — нашим плечам пристала подобная ноша,

Сын же Венерин: «Пусть всё, — говорит, — Феб, лук твой

пронзает,

Мой же тебя да пронзит! И насколько вся тварь уступает
Богу, настолько меня ты все-таки славою ниже».

... Одну стрелу он в нимфу вонзил, в Пенееву дочь, а другою,
Ранив до мозга костей, уязвил Аполлона, и тотчас Он полюбил, а она и слова «любовь» избегает».

Менада. Рисунок вазописца Ксенофонта на вазе. V в. до н. э.

Менада. Рисунок вазописца Ксенофонта на вазе. V в. до н. э.

Аполлон и Дафна. Фреска из Помпей

18

Бог преследовал полюбившуюся Дафну, но она умолила своего отца — поток Пеней превратить ее в лавровое дерево:

«Молвит: «Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков,

Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ». Только скончала мольбу — цепенеют тягостно члены,

Нежная девичья грудь корой окружается тонкой;

Волосы в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви, Легкая раньше нога ленивым впивается корнем.

Кроет вершина лицо-—одна лишь краса остается.

Феб ее любит и так, к стволу прикасаясь рукою,

Чувствует: все еще грудь под свежей корою трепещет.

Ветви, как тело, обняв, целует он дерево нежно,

Но поцелуев его избегает и дерево даже.

Бог — ей: «Если моей супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью

будешь

Вечно, лавр, волос ты моих, и кифар, и колчанов» 11.

Именно поэтому лавровое дерево считается священным деревом Дельф. Лавр, позднее связываемый очень тесно с Аполлоном, так же символичен для Дельф, как дуб для святилища Зевса в Додоне.

Дельфийское святилище Аполлона с оракулом, дававшим предсказания, играло в жизни древних греков огромную роль во все времена их истории, начиная от ранних периодов развития греческого общества до веков, когда греческая цивилизация распространила свое влияние на близлежащие племена и народы, и даже позднее, когда она попала под власть Рима. В Дельфы, к храму Аполлона и прорицательнице — пифии, шли паломники из многих греческих городов и деревень. Сюда приезжали из далеких могущественных стран за ответом. Ни одно более или менее

19

серьезное мероприятие, носило ли оно частный характер или было делом целого государства, не начиналось без совета всеведущего светлого бога Аполлона. Могучие владыки и простые люди искали ответа на волновавшие их вопросы у дельфийской пророчицы пифии. Слава дельфийского оракула распространялась далеко за пределы собственно греческих полисов. К оракулу Аполлона обращались за советом цари Мидас фригийский, Тарквиний Гордый, царь Лидии и многие другие. Вера в пророчества Аполлона существовала не только у эллинов, но и у многих народов, живших рядом с Древней Грецией. Широко известен эпизод о том, как лидийский царь Крез перед войной с Персией отправил послов в Дельфы спросить у пифии совета, начинать ли борьбу. Ответ пифии на первый взгляд был прост. Он гласил: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Царь начал войну, но разрушенной оказалась его собственная держава. Ответы жрецов оракула таким образом нередко носили двойственный характер, чтобы в зависимости от обстоятельств их можно было истолковать и в том и в другом смысле.

О существовании дельфийского оракула в древнейшие времена свидетельствуют различные источники: гомеровские поэмы, греческий географ Страбон, а также писатели Плутарх, Павсаний и другие. О сокровищах в Пифоне скалистом говорит, славя жизнь, в «Илиаде» Гомера могучий герой Ахилл:

«С жизнью, по мне, не сравнится ничто: ни богатства, какими Троя, то слухам, владела — прекрасно отстроенный город, В прежние мирные дни, до нашествия рати ахейской,—

Или богатства, какие за каменным держит порогом Храм Аполлона, метателя стрел, на Пифоне скалистом» 12

Оракул Аполлона упоминается также в «Одиссее». В поэме можно прочитать о получении Агамемноном предсказания от

20

пифии: в одной из глав слепой аэд поет о распре между Ахиллом и Одиссеем и о том, как радуется этой ссоре Агамемнон.

«. . .Муза внушила певцу возгласить о вождях знаменитых, Выбрав из песни, в то время везде до небес возносимой, Повесть о храбром Ахилле и мудром царе Одиссее,

Как между ними однажды на жертвенном пире великом Распря в ужасных словах загорелась, и как веселился В духе своем Агамемнон враждой знаменитых ахеян: Знаменьем добрым ему ту вражду предсказал Аполлонов В храме Пифийском оракул, когда через каменный праг он Бога спросить перешел, — а случилось то в самом начале Бедствий, ниспосланных богом богов на троян и данаев» 13.

Несомненно, во времена сложения гомеровских поэм оракул Аполлона был уже весьма прославленным и вызывал большое доверие греков. Считают, что оракул на месте Дельф существовал в конце второго тысячелетия до н. э. До VIII века до н. э. поблизости от оракула находилась лишь небольшая деревня, но уже тогда в святилище было много посвятительных даров. После основания дорических полисов южной Греции Дельфы становятся центром амфиктионии — союза городов для охраны святилища.

О возникновении оракула в Дельфах в глубокую древность свидетельствуют не только письменные источники и мифы. На территории святилища было обнаружено много памятников раннего периода греческой истории — микенской эпохи (XV—XII вв. до н. э.), времени процветания городов Микен, Тиринфа, Пилоса и других. Теперь эти находки хранятся в Дельфийском музее. Они дают представление о том, какого рода посвятительные дары приносились оракулу в эти ранние века существования святилища. На памятниках микенской эпохи из Дельф можно также почувствовать характер ранних эллинских художественных форм.

21

Микенские идолы из Дельф. Терракота, краска. 0,12 м и 0,2 м. XV—XIII вв. до н. э.

Микенские идолы из Дельф. Терракота, краска. 0,12 м и 0,2 м. XV—XIII вв. до н. э.

Найденные на территории святилища терракоты микенской эпохи — это фигурки, вылепленные из глины, раскрашенные и для прочности обожженные в печах. Чаще всего это изображения женских божеств. Исследователи связывают их с тем периодом в истории дельфийского оракула, когда первенствующую роль здесь играла богиня земли Гея. Фигурки кажутся примитивными. Очень общо показаны руки, напоминающие крылья. Сильно выступают острые, будто птичьи, носы. Кружками с помощью краски обведены глаза, слегка намечены возвышенности груди. Особенно много таких статуэток было найдено на окраине Дельф — на месте святилища Афины.

Много даров приносили паломники Аполлону и в гомеровскую эпоху. Дельфийский музей хранит прекрасные памятники времени становления греческого искусства, в частности бронзовые статуэтки эпохи ранней архаики VII века до н. э. В одной из таких отлитых в бронзе фигурок высотой около 20 см представлен обнаженный юноша с короткой, но сложной прической. Очертания головы и верхней части тела сводятся к треугольнику, как

22

Юноша (возможно, Аполлон). Бронза. 0,2 м. 2-я половина VII в. до н. э.

Юноша (возможно, Аполлон). Бронза. 0,2 м. 2-я половина VII в. до н. э.

Юноша (возможно, Аполлон). Бронза. 0,41 м.

Юноша (возможно, Аполлон). Бронза. 0,41 м.

23

это было распространено в предшествующие периоды греческого искусства, в гомеровскую эпоху, в мелкой пластике и рисунках на вазах геометрического стиля. В статуэтке проступает желание скульптора наметить мускулатуру рук, ног, груди, хотя это еще и не очень ему удается. Тип прически, форма лица дают основание некоторым ученым считать статуэтку выполненной критским скульптором. Действительно, Крит был близок дельфийскому оракулу в ранние века его существования. Достаточно вспомнить в этой связи, что первыми жрецами у оракула были критяне.

Святилище Дельф в эти ранние века истории оракула имело отношения и с городами ионической Греции. К образцам ранней ионической пластики, найденным на территории святилища и хранящимся в Дельфийском музее, относится бронзовая статуэтка обнаженного юноши, также принесенная в дар Аполлону. Она

Голова грифона. Украшение треножника. Бронза. 0,21 м. VI в. до н. э.

Голова грифона. Украшение треножника. Бронза. 0,21 м. VI в. до н. э.

24

крупнее первой, ее высота 41 см, но сохранилась она хуже — у нее отбиты и потеряны руки. В моделировке объемов, в трактовке фигуры, лица, мускулатуры заметно не только большее пластическое мастерство художника, но прежде всего свойственная памятникам ионических центров сочность форм, плавность контурных линий. В статуэтке юноши ярко проявляются вкусы греков, живших в ионических центрах. Чувствуется их любовь к украшениям— мастер изображает браслет на шее юноши. Заметно увлечение изысканными прическами: длинные завитые, как у девушки, локоны спускаются на его спину и грудь. Рядом с фигурой этого изнеженного и щеголеватого юноши, образ, воплощенный в критской статуэтке, воспринимается как выражение мужества, силы, готовности к действиям.

Особенно процветают Дельфы после победы над соседним городом Крисой в 590 году до н. э. В период VI—V веков до н. э. в святилище велось интенсивное строительство культовых сооружений — храмов, сокровищниц, а также воздвижение статуй и различного рода монументов.

В отличие от таких общегреческих святилищ, как Олимпия, оракул Зевса в Додоне или святилище Аполлона на острове Делос, не принадлежавших определенным городам, святилище в Дельфах не только находилось около Дельф, но являлось его владением, подобно святилищу Аполлона в Дидимах, близ Милета. Город Дельфы был небольшой, но самостоятельный, и являлся обычным греческим полисом (городом-государством) с собственным управлением — архонтами. Жители Дельф говорили на дорийском наречии. Почти все найденные там надписи — дорийского диалекта. Еще древние историки отмечали, что в Дельфах всегда было сильным влияние Спарты. В VI—V веках до н. э. этот небольшой город сумел вести дела такого большого святилища, каким был оракул Аполлона.

25

ОБЩИЙ ПЛАН ДЕЛЬФ

ОБЩИЙ ПЛАН ДЕЛЬФ

1) Святилище Афины — Мармария; 2) Гимнасий и палестра; 3) Кастальский ключ; 4) Святилище Аполлона; 5) Стадион; 6) Музей.

После Пелопоннесской войны в конце V века до н. э. и войны с фокейцами в 356—346 годах до н. э. дельфийцы не чувствуют себя так уверенно, как прежде. Оратор Демосфен (IV в. до н. э.) в одной из своих речей обвинил македонского царя Филиппа в подкупе дельфийской пифии. В эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) и в период эллинизма (III—I вв. до н. э.) памятников в святилище воздвигалось меньше. В века, последовавшие за временем его расцвета, основные постройки подновлялись, реконструировались, было много различного рода перепланировок и перемещений статуй, монументов, но, в основном сформировавшись в VI—V веках до н. э., облик Дельф изменялся незначительно.

26

Позднее римский полководец Сулла завоевывает Дельфы. Римляне часто грабили святилище и увозили в свою столицу многие драгоценные дары, принадлежавшие Аполлону: золотые и серебряные изделия, прославленные памятники искусства, мраморные и бронзовые статуи, искусно расписанные художниками глиняные вазы. Постепенно значение дельфийского оракула слабело, пока наконец после его запрещения Феодосием в IV веке н. э. о нем окончательно не забыли.

Немногим более столетия назад составить представление о Дельфах можно было лишь на основании письменных источников— свидетельств древних авторов, сохранившихся мифов, поэм, гимнов. Однако место, где располагалось святилище, было известно. Над поверхностью земли выступали стены, покрытые надписями, виднелись руины построек. Дельфы привлекли внимание антиковедов в XIX веке, когда археологи начали в разных районах Средиземноморья открывать один за другим памятники древней культуры.

В 1840 году немецкий ученый К. О. Мюллер занялся копированием надписей, сохранившихся на стене полигональной кладки. Однако он не завершил начатого труда. Тепловой удар, прервавший жизнь ученого, дал повод суеверным свидетелям этого случая утверждать, что исследователя покарал владыка Дельф — солнечный бог Аполлон.

С 1861 года в Дельфах работают французские ученые Фукар и Вешер. Они начинают археологические раскопки святилища. Финансировал исследования Наполеон III, но после изгнания из Греции короля Отона работы приостановились до 1880 года. Их продолжил французский археолог Оссулье, раскрывший часть священной дороги и стою афинян.

27

С 1882 года раскопками начал руководить французский ученый Омоль, занимавший пост директора французской Археологической школы в Афинах. Первоначально работы были затруднены тем, что на территории святилища находились земельные участки крестьян деревни Кастри. Надо было выкупать у них землю, порой переносить постройки, встречая сопротивление местных жителей. Необходимо было проложить к месту святилища хорошие дороги на сложном по рельефу участке горных склонов.

С 1893 года французские археологи начинают находить интересные памятники святилища. На свет появляются фундаменты сокровищниц, терраса и храм Аполлона, театр, стадион и многие памятники скульптуры. В исследованиях Дельф участвовал в конце прошлого столетия русский ученый профессор А. В. Никитский. Он занимался преимущественно надписями на каменных плитах и написал книгу «Дельфийские эпиграфические этюды» 14. Фундаментальный труд о Дельфах с подробным изложением результатов раскопок, чертежами, планами и фотографиями найденных памятников был начат французскими учеными. Периодические сборники выходят с 1902 года до сих пор, так как изучение этого замечательного древнего города продолжается и в настоящее время.

Подготовлено по изданию:

Соколов, Глеб Иванович.
Дельфы. - М. : Искусство, 1972.



Rambler's Top100