Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
89

Статуи Клеобиса и Битона

На пути от сокровищницы сифносцев стояло много прекрасных статуй, посвященных владыке Дельф. Здесь были найдены два выдающихся по своим художественным достоинствам мраморных изваяния юношей VI века до н. э. Одна статуя была вырыта из земли в 1893 году. Вторая, подобная ей, но более поврежденная, — в следующем году. Неподалеку были обнаружены базы, относящиеся к этим статуям. Юноши настолько похожи друг на друга, что их иногда называют близнецами. На одной из баз была высечена надпись, сообщающая имя скульптора, но, к сожалению, в этом месте оказался скол и осталось лишь окончание имени «. .. медес», и название города: «Аргос». На другой базе сохранилось окончание имени юноши «. .. тон». Эти письмена вызвали в памяти исследователей историю, рассказанную Геродотом, и позволили соотнести с ней найденные статуи.

Царь Крез, пишет греческий историк, задал однажды афинскому мудрецу Солону вопрос, кого он считает счастливейшим человеком в мире. После того как Солон назвал неизвестного царю афинянина Телла, Крез спросил, кого он считает вторым счастливцем, ожидая, что Солон назовет его по крайней мере вторым, но тот указал имена аргосских юношей Клеобиса и Битона, прекрасных атлетов, победителей на состязаниях. Предание гласит, что однажды их матери-жрице нужно было отправиться на праздник Геры Аргосской в храм. Но так как она опаздывала из-за быков, не вернувшихся с поля, сыновья, впрягшись в повозку, сорок пять стадий везли мать к храму и успели вовремя. Однако после молитвы и трапезы в храме Геры они заснули и больше не проснулись. «Аргивяне, — кончает Геродот свой рассказ, — сделали статуи юношей и пожертвовали их в Дельфы, как изображения достойнейших людей»41.

После находки статуй и надписей на их базах было высказано предположение, что в изваяниях нужно видеть Клеобиса и

90-91
92

духовно просветлен. Чувство освобождения человеческого сознания выступает в его образе так же, как и в других статуях Аполлона или юношей Древней Греции. Этот комплекс чувств определил уже в VI веке до н. э. внутренне свободную, гуманистическую основу античного общества. Клеобис кажется юношей, пробудившимся после многовекового сна, ощутившим свои безграничные силы и возможности. Это человек, перед которым во всем великолепии открылся реальный мир. Скульптор сумел показать первозданную красоту человека, еще недостаточно активного и смелого и оттого, может быть, еще более прекрасного.

Фигура Клеобиса крепкая, мускулистая. Плечи подчеркнуто широкие, талия кажется тонкой. Сильные крупные мышцы ног, особенно бедер и икр, воспринимаются массивными рядом с тонкими коленями и щиколотками. Скульптор еще не ищет гармонической согласованности частей, которая осуществится позднее в классических изваяниях. Подобное контрастное сопоставление форм выступает и в других архаических памятниках, будь то архитектурное сооружение или изделие гончара. Таковы могучие дорические колонны храмов VI века до н. э. Они набухают в месте энтазиса и тонки в верхней своей части — под эхином. Выразительны амфоры VI века до н. э. с широкими туловами и узкими горлышками. Не личные качества юноши воплотились в пропорциях фигуры Клеобиса. Так же как не частные вкусы мастеров отразились в формах ваз или архаических колонн. Общее восприятие мира человеком в ту суровую пору, когда только начинали складываться основы греческих полисов, вызвало именно эти, а не другие формы в искусстве. В статуе Клеобиса нетрудно заметить подчеркнутую мастером мужественность, собранность, готовность к действиям, которая всегда отличает памятники искусства южных полисов в отличие от мягких по пластическим формам и лирических образов ионической Греции.

93

Клеобис. Мрамор. 2,16 м. Начало VI в. до н. э.

Клеобис. Мрамор. 2,16 м. Начало VI в. до н. э.

94

Клеобис, как и другие куросы и Аполлоны архаики, изображен обнаженным. Этим он отличается от египетских статуй, в которых персонажи облачены обычно в короткие передники. Существует легенда о том, что в древнейшие времена один из эллинских атлетов сбросил хитон на состязаниях в беге, чтобы опередить соперника, и с тех пор атлеты выступали без одежд. Победителю ставили статую, изображая его обнаженным. В подобных изваяниях атлеты прославлялись как герои. В таких монументах воплощались сила, доблесть и красота победителя. Нагота в скульптуре Греции стала с древнейших времен выражением героического характера. Герой отличался этим от остальных современников.

Клеобис показан обнаженным, но зритель замечает, что у скульптора нет желания обмануть его и уподобить мрамор поверхности кожи. Материал, из которого исполнена статуя, продолжает оставаться камнем, и скульптор не старается скрыть это, но, напротив, подчеркивает его слегка шероховатую поверхность, будто выставляет напоказ покрывающую его красивую коричневую патину. Мастер самой фактурой крепкого плотного камня стремится выразить мощь и внутреннюю стойкость юноши. В этом проявляется определенная условность архаической скульптуры, созвучная поэтической метафоре. Красота и крепость камня-мрамора соотносятся в сознании зрителя с достоинствами атлета.

В статуе дельфийского юноши совершенство аргосского скульптора в овладении изяществом метафоры сочетается с некоторой наивностью. Скульптор архаики в силах создать поразительный по цельности образ, заключающий в себе общую и широкую идею. В подобных памятниках обычно находит отражение, свойственное ранним эпохам предельно обобщенное восприятие мира эллином VI века до н. э. Но в деталях мастер подчас еще неловок. Жестко и схематически трактованы прическа, линии груди, мышцы живота. Позднейшие скульпторы, напротив, научив

95

шись безупречно точно изображать частности, нередко утрачивают способность обобщения, которой в совершенстве владеет аргосский мастер, создавший статую Клеобиса из Дельф.

В статуе Клеобиса есть присущая искусству VI века до н. э. орнаментальность. Скульптор оживляет массивные пластические формы узором так же, как архитекторы архаики украшают терракотовыми деталями громоздкие и тяжеловесные элементы храмов. Прическа Клеобиса показана в виде длинных завитых локонов, опускающихся тремя прядями на плечи и спину. Завитые колечки изображены в мраморе бугорками. Их дробная поверхность оттеняет расположенные рядом свободные и широкие плоскости щек и груди. Скульптор архаики любит сочетать нарядный декоративный узор с гладкой поверхностью. Он чаще всего пользуется таким противопоставлением при изображении тщательно завитых локонов, спускающихся на спину куросов. Несколько условно, как бы орнаментально решены в статуе Клеобиса уши, резко обозначенный рот с прямой верхней и треугольной по очертаниям нижней губой. Такой условный характер трактовки деталей в архаических статуях вызван порой отвлеченным, условным метафорическим принципом решения образа. Но эта ограниченность нередко оборачивается в таких памятниках достоинством. Отсутствие сноровки в изображении видимых глазом деталей приводит к монументальности пластических форм, в которой оказываются выраженными общие идеи.

Глаза юноши широко раскрыты, высоко подняты брови. Он будто удивленно и восторженно смотрит на открывающийся перед ним мир. Клеобис из Дельф — памятник, значительный не только для греческого, но и для мирового искусства. В нем нашли свое яркое и полное пластическое воплощение настроения и чувства человека в период первого, еще смутного пробуждения гуманистических идеалов.

Подготовлено по изданию:

Соколов, Глеб Иванович.
Дельфы. - М. : Искусство, 1972.



Rambler's Top100