Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
105

Сокровищница афинян

Недалеко от крутого поворота дельфийской священной дороги, чуть ниже того уровня, где стояли сфинкс и портик афинян, была воздвигнута в начале V века до н. э. после марафонского боя, как указывает Павсаний, сокровищница афинян. Специально для нее сложили из плит парнасского известняка подобие постамента — террасу треугольного в плане очертания. После ионических форм ряда сокровищниц следовали дорические формы постройки афинян, как бы подготавливая паломников к восприятию величавого храма Аполлона.

Облик сокровищницы сдержан и строг. Две колонны дорического ордера, располагаясь между торцами боковых стен, отмечают вход. Сокровищница афинян восходит своими формами к древнейшему образцу греческой архитектуры — мегарону, возникшему еще в микенскую эпоху.

Длина сокровищницы афинян 10,04 м, ширина 6,87 м. Вход — с восточной стороны. Стены из паросского мрамора были покрыты многочисленными надписями. В них сообщались имена победителей на состязаниях, упоминались значительные события в жизни афинян, порой приводились тексты гимнов. На стене этого интересного дельфийского сооружения были найдены редчайшие нотные знаки мелодий, звучавших на торжественных эллинских праздниках.

К моменту раскопок в Дельфах сокровищница афинян была разрушена. Мраморные блоки, составлявшие ее стены, барабаны колонн, метопы с рельефными изображениями были покрыты вековыми наслоениями земли. Некоторые метопы использовались для христианских гробниц VI века н. э. Теперь, извлеченные оттуда, они находятся в музее Дельф, а на их месте в реконструированной сокровищнице — хорошие слепки. Лишь в 1893— 1894 годах французский архитектор Репля восстановил ее. Каждый камень, принадлежавший сокровищнице, нашел свое место.

106

Сокровищница афинян. Мрамор, известняк. 490—489 гг. до н. э.

Сокровищница афинян. Мрамор, известняк. 490—489 гг. до н. э.

107

Надписи, которые покрывали стены, помогли правильно разместить квадры, так как переходили с одного камня на другой. Сейчас сокровищница афинян в первоначальном облике стоит на своем месте, у поворота священной дороги.

Скульптурные украшения сокровищницы афинян, повторявшей в своем облике небольшой дорический храм в антах, состояли из фронтонных композиций и рельефных метоп фриза. От фронтонных скульптурных групп сокровищницы афинян не сохранилось ничего. До нашего времени дошли поврежденные метопы и акротерии, украшавшие углы фронтона. Акротерии изображали скачущих на конях амазонок. Обращение к амазонкам в афинской сокровищнице не должно казаться странным, так как именно с ними сражался особенно почитаемый любимый афинянами герой Тезей. На метопах сокровищницы среди подвигов Тезея также показаны сцены боя греков с представительницами воинственного женского племени.

Тридцать небольших по размерам метоп (шириной 63 см) украшали сокровищницу афинян. По шесть располагалось на узких сторонах и по девять на длинных боковых. Рельефные изображения, исполненные из мелкозернистого, паросского мрамора и покрытые краской, были посвящены подвигам не только Тезея, но и Геракла.

Метопы, прославлявшие общегреческого героя Геракла, располагались на северной стороне. На западной и восточной — была изображена битва греков и амазонок. На южной, лучше всего видной со священной дороги, помещались плиты с изображением подвига Тезея.

Метопы сокровищницы афинян, как и многих эллинских храмов, являются образцами греческой декоративной скульптуры.

108

И все же в эллинском искусстве введение их в архитектурный памятник было вызвано не только стремлением украсить постройку. Значение и сущность образов пластических композиций фронтонов, фризов, метоп состояли в ином. Скульптура раскрывала смысл архитектурного сооружения, порой дополняла художественную выразительность памятника или освещала его смысл с какой-либо другой стороны. Суровости дорических форм архаических храмов соответствовала могучая пластика фронтонных скульптур. Ионическая изящность архитектурного облика дополнялась изображением жестокого боя или напряженности драматического конфликта. Основной смысл скульптурных образов фронтонов, метоп, фризов заключался в пластическом раскрытии идей, которые звучали в архитектурном облике здания. Теснейшая связь с архитектурой, воплощавшей идею в предельно обобщенном виде, нередко придавала скульптурным композициям большую монументальность. В свою очередь пластические образы конкретностью сюжета смягчали возвышенную отвлеченность архитектуры.

Единство скульптурного декора греческих храмов с архитектурой выступало не только в общности идей. Композиции в рельефах метоп, фризов, характер акротериев и антефиксов в каждом отдельном случае имели более тесные связи с архитектурным образом. Метопы на торцовых сторонах храмов и сокровищниц располагались нередко так, что движение на каждой метопе изображалось направленным либо к центру этой стороны, либо от центра. На метопах продольных стен храмов действие было обычно направлено в одну сторону. Таким образом композицию каждой отдельной метопы, хотя они и были разделены триглифами, пронизывало общее движение.

Метопы сокровищницы афинян, как и других построек этого времени, были плитами, по форме близкими квадрату. В нижней

109

Надпись, высеченная на южном анте сокровищницы афинян

Надпись, высеченная на южном анте сокровищницы афинян

их части находилась полочка, на которой размещались основные персонажи действия. Подобная же полочка ограничивала композицию сверху. В одной из метоп дельфийской сокровищницы показаны Афина и Тезей, стоящие друг против друга. Герой приветствует богиню. Изображение человеческой фигуры в раннеклассических метопах сокровищницы афинян гармоничнее, нежели в рельефах VI века до н. э. Движения более естественные. Позы и жесты ярче раскрывают чувства и точнее соответствуют настроению, которое испытывают персонажи. Поэтому так отчетливо воспринимаются и выступают, несмотря на сильное повреждение дельфийской метопы с изображением Афины и Тезея, величавая сдержанность богини и человеческий, выразительный жест поднятой руки приветствующего ее героя. Эта метопа

110

Южная метопа сокровищницы афинян. Афина и Тезей

Южная метопа сокровищницы афинян. Афина и Тезей

111

с прямо стоящей Афиной должна была, по-видимому, располагаться на углу постройки. Вертикаль фигуры богини отмечала бы собой угол здания. Плита помещена теперь на краю восточной стороны. Афина показана более высокой, нежели Тезей. Голова богини, выступая за верхнюю полочку метопы, накладывается таким образом на обрамление. Подобное нарушение границ изображения — явление нередкое в греческом искусстве. Общая гармония композиции не воспринимается в таких случаях нарушенной, но, напротив, кажется более подчеркнутой и яркой. Этот принцип будет особенно часто использоваться в памятниках классического искусства Греции. Он появляется уже здесь в ранних классических метопах сокровищницы афинян.

Метопы сокровищницы афинян — рельефы рубежа архаики и классики, памятники той эпохи, когда поэтическую условность архаического искусства сменяет зрелая и ясная логичность классического восприятия мира. Чувственность архаики уступает логичности классики. В это напряженное время греко-персидских войн великие битвы гремели над Элладой. В прошлое ушла условность мышления архаических греков. Мир предстал перед людьми в своей суровой конкретности. Постепенно исчезла та поэтическая дымка, сквозь которую видели мир эллины VI века до н. э., создавшие много очаровательных и неповторимых в своей искренней непосредственности памятников искусства.

Произведения мастеров раннеклассической Греции поэтому принципиально отличны от архаических. В основе памятников VII—VI веков до н. э. лежал либо узор, орнамент, которому подчинялось изображение человеческой фигуры в вазописи, либо предельно обобщенная пластичность образа, сама по себе прекрасная и цельная, в монументальной скульптуре. Раннеклассический образ строится иначе. Мастеру недостаточно красиво положить орнаментально-декоративный узор на массу пластической

Сокровищница афинян.

Сокровищница афинян.

112

формы, как это делал создатель кариатид или фигур борющихся богов и гигантов архаики. Ему нужно теперь показать прежде всего то движение, которое ясно и четко выразило бы настроение образа, его состояние в данный момент. Классический образ в этом отношении конкретнее архаического. Персонаж не только бывает представлен в минуту совершения им действия, но изображение частностей и деталей теперь ярче, характер действия определеннее. Сущность раннеклассического образа — это красота соответствия движения фигуры, ее позы, жестикуляции, всего внешне видимого облика внутреннему настроению, вызвавшему именно это, а не какое-либо другое движение.

Мастера ранней классики, исполнявшие метопы сокровищницы афинян, заставляют своих гибнущих в неравной борьбе или побеждающих персонажей и героев страдать и радоваться. Строй человеческих чувств сильнее звучит в этих пластических образах. Внутренний мир человека здесь более дифференцирован, чем в рельефах архаического фриза сокровищницы сифносцев.

На одной из метоп сокровищницы афинян изображен Тезей около раненой амазонки Антиопы. Этот сюжет был очень распространен в греческом искусстве. Тезея и Антиопу часто можно видеть в рисунках на вазах, в рельефах, в круглой скульптуре. Плутарх рассказывает легенду о Тезее и Антиопе в своих «Сравнительных жизнеописаниях»: «. . . Тезей плавал к берегам Понта Эвксинского вместе с Гераклом, помогая ему в войне против амазонок, и в награду за храбрость получил Антиопу» 47. Павсаний также сообщает, что «при входе в Афины встречается надгробный памятник амазонки Антиопы» 48. Тезей увез предводительницу амазонок в Афины, как рассказывает миф, и подруги Антиопы, решившие вернуть ее, подступили к стенам афинского Акрополя. В ожесточенном бою, который разгорелся между похитителями и амазонками, Антиопа, успевшая полюбить Тезея,

113

Южная метопа сокровищницы афинян. Тезей и Антиопа

Южная метопа сокровищницы афинян. Тезей и Антиопа Деталь метопы. Тезей и Антиопа

114

приняла сторону греков. Лишь смертельная рана, полученная ею во время сражения, примирила противников.

На метопе сокровищницы афинян изображен Тезей, склоняющийся к раненой Антиопе. Даже в незначительном фрагменте мраморного изваяния, сохранившегося до нашего времени, можно почувствовать переживания героев. Мастеру удалось передать предсмертные муки девушки, изображенной с тяжело упавшей на грудь головой, и скорбь Тезея, склоняющегося к возлюбленной. Переживания, которые показывает скульптор, конечно, не так ярко переданы в этой метопе, как это будет впоследствии в образах скульпторов IV века до н. э., в частности на лицах и в

Деталь метопы. Тезей и Антиопа

движениях статуй Скопаса. Для этого необходимо будет целое столетие. Но уже здесь, в раннеклассической дельфийской метопе можно почувствовать пробуждение интереса к миру человеческих чувств в работе эллинского скульптора.

Из рельефов сокровищницы афинян, посвященных подвигам Геракла, особенный интерес представляет метопа с изображением героя, поймавшего керинейскую лань. Геракл показан склонившимся в резком движении над небольшой, но сильной фигуркой лани. За его спиной виден колчан, на груди узлом завязаны лапы шкуры хищника, на голове в виде шлема морда льва. Геракл весь в напряжении борьбы, изогнуто его мускулистое тело,

115

Деталь метопы. Геракл

Деталь метопы. Геракл

Северная метопа сокровищницы афинян. Геракл и керинейская лань

Северная метопа сокровищницы афинян. Геракл и керинейская лань

116

Реконструкция стои афинян, храма Аполлона и колонны со сфинксом

Реконструкция стои афинян, храма Аполлона и колонны со сфинксом

мышцы живота и груди очерчены скульптором с такой отчетливостью, что кажется, именно резкостью линий, врезанных в мрамор, мастер хотел выразить энергию, которую проявил в этом подвиге могучий эллинский герой. В раннеклассической метопе сокровищницы афинян счастливо сочетаются элементы архаики и классики. Еще в полный голос звучит унаследованная скульптором от прошлого экспрессивность движений и чувств. Здесь только начинает выступать раннеклассическое гармоническое соответствие движений героя с его настроением, вызванным характером схватки.

В более поздних изображениях Геракла, борющегося с противником (в метопе «Геракл и бык» храма Зевса в Олимпии), мастер представит героя сильным, но не таким напряженным, как здесь. Он будет одерживать победу над своим противником естественно, в гармоничном усилии. В еще более поздних памятниках, в частности в скульптурной группе IV века до н. э. (относимой к

117

Блок полигональной стены. Известняк. 540—510 гг. до н. э.

Блок полигональной стены. Известняк. 540—510 гг. до н. э.

118

Портик афинян. Мрамор, известняк. 1-я половина V в. до н. э.

Портик афинян. Мрамор, известняк. 1-я половина V в. до н. э.

119

мастеру круга Лисиппа), в изображении Геракла, поймавшего лань, выступят черты красивости в движениях героя, некоторая театрализованная эффектность подвига.

Сокровищница афинян всем строем архитектурных и скульптурных элементов вызывала в душе паломника, поднимавшегося по священной дороге к храму Аполлона, строгое и возвышенное настроение. Оно сменяло лирические чувства, которые возникали от созерцания построек изящного ионического ордера, приветливо раскрывавших дорогу к всеведущему оракулу Аполлона. В последовательности, чередовании и смене чувств при движении по священной дороге, в формировании настроений, необходимых для восприятия величия оракула, заключался глубокий смысл расположения архитектурных памятников Дельф. Как в каждом отдельном произведении, так и в общем характере ансамбля святилища, были заложены принципы гармонии, постепенно настраивающей сознание эллина, пришедшего за советом к божеству.

При подъеме по священной дороге от сокровищницы афинян к храму Аполлона взору паломников открывалась сохранившаяся до сих пор, открытая археологами большая полигональная стена, служившая подпорой для террасы, на которой стоял храм Аполлона. Возле нее находился портик афинян, высилось много мраморных и бронзовых статуй (среди них бронзовый возничий), располагалось немало других посвященных богу даров. Святилище Аполлона в Дельфах было настолько прославлено, что там выставлялись даже повторения особенно знаменитых произведений греческого искусства. Так, неподалеку стояла копия статуи Ники Пеония, оригинал которой украшал святилище Зевса в Олимпии. Воздвигались в святилище Дельф иногда и постройки,

120

Колонна портика афинян

Колонна портика афинян

121

Портик афинян

Портик афинян

Ионическая капитель на священной дороге Поворот священной дороги к храму Аполлона

Ионическая капитель на священной дороге

воспроизводившие особенно красивые эллинские здания. Один из греческих поэтов сообщает в стихах о таком даре жителей Кизикии.

«В храме этом Харит посмотри на колонну триэры:

Ранних искусства шагов служит примером она.

Некогда первой ее создала Афина-Паллада,

Граду в ответ за почет дар свой прекрасный воздав.

Храм воздвигли Тритониде высшей они, кизикийцы,

Это ей первый был храм в Азии землях святых.

Копию храма и золота слитки в Дельфийскую землю
Фебу они принесли, тем воздавая почет» 49.

122

Поворот священной дороги к храму Аполлона

Поворот священной дороги к храму Аполлона

В первой половине V века до н. э. у полигональной стены вырос портик афинян (стоя), от которого сохранились фундаменты и несколько ионических колонн. Под навесом его крыши находились трофеи, захваченные афинянами у врагов, в том числе у спартанцев. Здесь были выставлены для всеобщего обозрения носы вражеских кораблей и щиты. В тени портика паломники могли найти прохладу в знойные летние дни. Длина портика 26,77 м, глубина 3,7 м. Восемь монолитных колонн высотой 2,85 м образовывали постройку. Три из них, очевидно, были реставрированы в древности, так как их стволы выполнены из пентелийского мрамора, в то время как базы — из паросского. Портик в Дельфах представляет собой прекрасный образец древнейшего памятника афинян в ионическом ордере. Стройные ионические колонны стоят на высоких базах, профилированных с умеренностью, не слишком сильно, как это будет позднее в колоннах акропольского Эрехтейона, но и не очень простых. Высота колонн портика была небольшой. Крыша его не выступала за верхнюю границу полигональной стены, близ которой он стоял, в отличие от ионической колонны с наксосским сфинксом.

Павсаний 50 пишет, что портик, или стоя, афинян был сооружен в честь морских побед во время Пелопоннесской войны. Но теперь это сообщение оспаривается; считается, что стоя более древняя и создана в период греко-персидских войн. Новое предположение основывается на том, что шрифт надписи, которую нашли на плите французские археологи в 1880 году («Афиняне воздвигли стою, и оружие, и морские трофеи, захваченные у врагов»), более древний, нежели время Пелопоннесской войны, и соответствуют шрифтам времени борьбы эллинских полисов с персами.

Священная дорога у стои афинян делает поворот и поднимается вверх на террасу, где стоит храм Аполлона.

123

Неподалеку от стой афинян находился булевтерий Дельф — здание, в котором заседал совет старейшин, как и в каждом древнегреческом городе-полисе. Расположение булевтерия в ограде теменоса было не совсем обычным. Существует мнение, что для работы совета служило позднее другое здание, выстроенное в римское время и называемое Синедрион. Оно находилось юго-восточнее святилища Аполлона около горы Ильи возле некрополя с шахтовыми и толосовыми гробницами микенской эпохи и поздними, вплоть до византийского времени, погребениями.

Подготовлено по изданию:

Соколов, Глеб Иванович.
Дельфы. - М. : Искусство, 1972.



Rambler's Top100