Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
5

Введение

Олимпия с оракулом Зевса — одно из самых популярных и почитаемых святилищ Древней Эллады. Даже после покорения Македонией, а затем Римом роль Олимпии в культурной и религиозной жизни Греции продолжала сохраняться и слава ее не угасала вплоть до крушения античной цивилизации. Среди таких святилищ, как оракул Аполлона в Дельфах, Зевса в Додоне, Аскйепия в Эпидавре, Олимпия выделялась великолепием построек, пышными празднествами. Олимпия имела всеэллинское значение в периоды расцвета Греции и в полном смысле слова интернациональное — в века эллинизма и римского владычества. Слава Олимпии определялась не только проводившимися спортивными состязаниями — олимпиадами, начало которых было положено в основу греческого летосчисления. Здесь можно было получить предсказания от жрецов бога Зевса, и к оракулу прославленного культа Эллады обращались за советом греки самых различных областей античного мира. Олимпия была своеобразным историческим архивом, хранящим свидетельства о многих крупнейших эллинских событиях. После битвы при Платее здесь водрузили статую Зевса, рядом с которой были начертаны названия сражавшихся племен. В святилище находилась стела с договором 446 года до н. э. между Афинами и Спартой о тридцатилетием мире и дружбе. Статуя богини Ники увековечивала победу, как гласила надпись, мессенян и навпактян над противниками. Тексты договоров и со-

6-7

Общий вид на Олимпию

Общий вид на Олимпию

и холм Кронос

8

общения о победах, высеченные не только на каменных плитах, но и па бронзовых дисках, хранились в сокровищницах.

Слава Олимпии была очень велика. Павсаний, составивший во II веке п. э. описание многих замечательных мест Эллады, отмечал особенно сильное божественное покровительство над элевзинскими мистериями и олимпийскими состязаниями 1. Знаменитый греческий поэт конца VI—V веков до н. э. Пиндар превозносил Олимпию в своих одах: «Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех игр благородней,— Олимпийские игры».

С Олимпией связаны имена многих древних историков, философов, ораторов. Именно здесь, перед лучшими представителями греческого общества, Геродот, вернувшись с Востока, читал главы своей «Истории» и завоевал всеобщее признание. В Олимпии можно было слышать философские беседы Сократа, ходившего туда пешком из Афин, и Платона, а также речи известного оратора Демосфена.

Уже в ранние века существования Олимпии отношение греков к святилищу определялось не только уважением к почитаемому ими оракулу Зевса и любимыми спортивными играми. Олимпия являлась для них центром, объединявшим различные, порой враждовавшие друг с другом греческие племена. Существование Олимпии, как и всего связанного с ней, напоминая разноплеменным грекам об их родстве, смягчало распри, разрешало вспыхивавшие разногласия, способствовало прекращению военных действий во время Олимпийских игр.

В Олимпию приезжали с дарами Зевсу не только греки Балканского полуострова, но и жители городов-колоний, расположенных вдали от метрополии—на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке и других районах Средиземноморья. Здесь встречались представители ионян, критян, фессалийцев, ахейцев, дорийцев, этолийцев и других греческих племен. Они привносили в Олимпию особенности своих культов и обычаев, обменивались опытом и, нужно думать, обсуждали здесь многие вопросы социального, экономического и культур

9

ного характера. Примечательно, что особенно почитали Олимпию греки, отделившиеся от метрополии, в частности жители Великой Греции (так называли греческие колонии в Сицилии и на юге Италии). Им Олимпия помогала поддерживать связи с метрополией, и в этом отношении она играла более значительную роль, чем какое-либо другое святилище Греции, включая Дельфы. Многие греческие города стремились организовывать у себя состязания, подражавшие олимпийским, пли сооружать храмы Зевсу Олимпийскому, так, как было сделано в Афинах, Халкедоне, Агригенте, Сиракузах. Этим можно объяснить отдельные заимствования в панафинейских и пифийских играх из обычаев, присущих олимпийским.

Находящаяся в западной части Пелопоннеса, на Юге области Элиды, Олимпия расположена в особенном месте. Со всех сторон ее как бы отделяют от мира естественные природные преграды, создавая изолированное пространство, в котором человек постоянно ощущает, даже посещая Олимпию сейчас, чувство отрешенности от мирской суеты и забот. С юга Олимпия ограждена впадающей в море рекой Алфеем, имевшей на этом участке несколько рукавов, соединявшихся поперечными протоками. С запада Олимпию ограничивает текущий с севера приток Алфея—Кладей, более узкий и не такой разветвленный, но не менее коварный и яростных, широко разливавшийся в дни весенних паводков и приносивший не меньший, чем Алфей, урон постройкам святилища. С севера район Олимпии замыкает гора Кронос, невысокая, но все же достаточно большая, чтобы служить преградой, отделявшей святилище от соседних областей. Кронос является западной вершиной гряды, тянущейся с востока на запад параллельно течению Алфея. Гайон на восток от Олимпии занят низиной, которую во время половодий заливал Алфей.

Олимпию связывала дорога с морской гаванью Фейя, расположенной у мыса Ихтис в пятнадцати километрах на запад от святилища. Хотя до моря от Олимпии ближе, если направиться на юго-запад, но, очевидно, удобнее было ездить по правому берегу Алфея и не пересекать Реку, разливавшуюся многими рукавами. Этот путь шел мимо современных деревень Друва, Пиргоса и древнего

10

Летриноя. К Олимпии вело несколько дорог и от городов Пелопоннеса. Поблизости от Олимпии существовала древняя Пиза, местоположение которой точно не определяется. Предполагают, что Пиза находилась в нескольких километрах к востоку от святилища, но не исключено, что она могла быть на месте современной деревни Друва, километрах в двух-трех к северо-западу от святилища. Неподалеку располагались город Элида и другие поселения.

Природа Олимпии величава и спокойна. Центр святилища с храмами и алтарями, обнесенный стеной с воротами, назывался «Альтисом»—рощей. Оливковые и платановые в древности, а ныне пиниевые деревья дают густую тень в знойные дни, широкие просторы далеких горизонтов успокаивают глаз, невысокие зеленые холмы, среди которых Кронос кажется высокой горой, разнообразят картину умиротворенную и безмятежную. Положение святилища, обеспечивавшее ему своеобразную изоляцию, нарушавшуюся раз в четыре года шумными праздничными играми, привело, однако, к тому, что после его разрушения Олимпию надолго забыли.

Существование Олимпии как культового центра уходит в глубокую древность. До нашествия дорийцев на территории Олимпии уже имелись постройки, возможно, религиозного назначения. Жизнь Олимпии древнейшего периода связана с находившимся рядом городом Пизой. Последующий дорический этап ее существования соотносят с городом и областью Элидой, с легендой о Геракле, установившем по преданию новый порядок проведения Олимпийских игр. Некоторое время на судьбу Олимпии влияли спартанцы, так как легенда сообщает, что этолиец из Элиды Ифит заключил с ахейцем из Пизы Клеосфеном и дорийцем из Спарты Ликургом договор об олимпийских состязаниях, текст которого был запечатлен на бронзовом диске. Заметное развитие святилище получило в VIII веке до н. э. в связи с Олимпийскими играми. Таким образом, уже в начале своего существования Олимпия выступила как центр мирного единения различных греческих племен. Правда, раздоры проявлялись и там. Преимущества в управлении

11

Вид на Олимпию сверху

Вид на Олимпию сверху

12-13

Вид на Кронос и Олимпию

Вид на Кронос и Олимпию

14-15

ПЛАН ОЛИМПИИ

ПЛАН ОЛИМПИИ

1.    Дома апсидального типа
2.    Пелопион
3.    Алтарь Зевса
4.    Алтарь Геры (слева) и богини Матери (справа)
5.    Колонна Эномая
6.    Алтарь Гестии (?)
7.    Идейская пещера VI в. до н. э.
8.    Храм Геры
9.    Булевтерион (южная апсидальная постройка)
10. Пританей
11. Сокровищницы
12.    Архаический стадион
13.    Булевтерион (северная апсидальная постройка) V в. до н. э.
14.    Храм Зевса
15.    Пропилеи Пелопиона
16.    Раннеклассический стадион
17.    Мастерская Фидия
18.    Паровая баня
19.    Сидячие ванны
20.    Бассейн
21.    Статуя Ники. Скульптор Пэоний
22.    Постройки у булевтериоиа IV в. до н. э. и эллинизм
23.    Храм богини Матери — Метроон
24.    Филиппейон
25.    Терраса сокровищниц
26.    Портик Эхо
27.    Юго-восточные постройки
28.    Булевтерион. Восточный портик
29.    Южный портик
30.    Позднеклассический стадион
31.    Теоколейон
32.    Постройки южнее мастерской Фидия
33.    Стена Альтиса
34.    Гимнасион
35.    Палестра
36.    Леонидайон (древнегреческая часть постройки)
37.    Постройки южнее мастерской Фидия

Римское время

38.    Пропилеи гимнасиона
39.    Северные термы
40.    Стена Альтиса
41.    Теоколейон (древнеримская восточная часть)
42.    Римские гостиницы
43.    Южные термы
44.    Триумфальная арка Нерона
45.    Римская вилла (дворец Нерона)
46.    Октогон
47.    Термы Кладея
48.    Нимфей Герода Аттика
49.    Леонидайон (древнеримская часть)

16

Олимпией вначале, очевидно, были у Элиды и Пизы, в обязанности жрецов которых входили наблюдение за порядком и организация игр. После соперничества между ними выдвинулась Элида, разгромившая Пизу. Период после победы Элиды над Пизой (VI—V века до н. э.) был временем расцвета святилища. Возможно, что в конце V века до н. э. у Элиды начались разногласия со Спартой, заключившей договор с Афинами, Аргосом и Мантинеей. Борьба элейцев со спартанцами протекала порой в самом святилище в этот сложный для истории не только Олимпии, но и всей Греции период. В века эллинизма и римского владычества святилище то приходило в упадок, то вновь процветало. В конце античной эпохи оно подвергалось яростным нападкам воинствующих христиан и не избежало участи других языческих культов.

Судьба Олимпии не менее трагична, нежели судьба Помпей. В одном случае природа вулканическим извержением прекратила жизнь большого италийского города, в другом—гибель самого великолепного святилища Древней Греции обусловили неумолимые исторические перемены в культурных и религиозных воззрениях людей, и природа лишь завершила разрушительную деятельность человека. После уничтожения по приказу императоров языческих построек территорию Олимпии несколько раз сотрясали удары сильных землетрясений, а воды соседних рек затопили и покрыли песком руины некогда знаменитых памятников архитектуры.

О существовании Олимпии как прославленного эллинского святилища знали из письменных источников и в средние века и в эпоху Возрождения. Однако место ее нахождения не было тогда определено. Порой считали даже, что она располагалась близ горы Олимп, а не около Кроноса. О необходимости разыскать Олимпию с ее архитектурными и скульптурными памятниками начали думать еще в XVIII веке. Французский ученый и историк Б. Монтфакон в письме к архиепископу острова Корфу 14 июня 1723 года писал о больших ценностях, которые могут быть открыты, если начать работы в Олимпии. В 1768 году Винкельман высказывал мысль о возможных интересных находках на территории святилища.

17

В 1766 году путешествовавший по Греции англичанин Ричард Чандлер во время посещения Пелопоннеса обнаружил вблизи горы Кронос части стен огромного храма и обломки капителей колонн. Это были остатки Олимпии, здания которой разрушали жители окрестных деревень, используя камень для строительных целей. Монументальный характер памятников вызвал интерес ученых к этому месту, и в 1787 году французский ученый и путешественник Фавель, посетивший Олимпию, описал руины храма Зевса в том виде, в каком он воспринимался тогда, глубоко погруженный в поздние слои почвы. В 1788 году был создан первый план Олимпии в «Описании античной Греции» Бартелеми2. В 1807 году о храме Зевса сообщали английские путешественники Е. Додвелл и В. Джелл. В 1811 году Олимпию осматривал большой знаток античных древностей Чарлз Коккерель, а в 1813 году был составлен подробный план первоначального, предшествовавшего раскопкам состояния Олимпии.

Реконструкция святилища Олимпии

Реконструкция святилища Олимпии

18

В годы греко-турецкой освободительной войны интерес к древним святыням эллинов особенно возрос и способствовал началу планомерных исследований Олимпии. В 1828 году Пелопоннес, и в частности Олимпию, обследовала специально для этого созданная французская экспедиция. 9 мая 1829 года начались первые раскопки Олимпии под руководством археолога Дюбуа. Уже тогда с западной стороны храма Зевса нашли обломки мраморных, украшавших здание метоп: Геракл, борющийся с критским быком, и части рельефов, посвященных победе над немейским львом и стимфалийскими птицами. У восточного фасада храма Зевса обнаружили фрагменты метоп с конями Диомеда и быками Гериона. Мраморные плиты отправили тогда же по реке Алфею к морскому порту, а оттуда во Францию, в Лувр, где они находятся и сейчас3. Согласие между греками и французами, взявшимися за раскопки, вскоре, однако, было нарушено, и в исследовании святилища наступил сорокалетний перерыв.

В 1875 году за раскопки Олимпии взялись германские археологи Э. Курциус и Ф. Адлер, которым помогали молодые тогда ученые В. Дёрпфельд и А. Фуртвенглер. Курциус, посещавший Олимпию и раньше, в 1838 и в 1840 годах, и мечтавший работать над исследованием прославленного святилища, возглавлял раскопки шесть лет—с 1875 по 1881 год. Все обнаруженные в Олимпии памятники должны были теперь оставаться в Греции. Не исключено, что размолвка между французскими археологами и греками в 1829 году была вызвана вывозом во Францию олимпийских находок. Первое время найденные памятники немецкие археологи не оставляли на местах, а отправляли в Афины. Лишь спустя несколько лет, в 1887 году, в Олимпии был выстроен музей, где начали экспонироваться произведения искусства, украшавшие некогда святилище Зевса.

Археологи прежде всего расчистили территорию центра святилища (наносный речной песок и земля были вывезены на лошадях за пределы Олимпии), так что к 1881 году уже можно было представить себе общую топографию и расположение основных его памятников. Во время шестилетних раскопок ежегодно публиковались археологические отчеты: в результате было издано

19

пять томов текста, четыре тома таблиц, много планов и карт4.

В 1884 году в раскопках приняло участие Греческое археологическое общество, исследовавшее северо-западный угол палестры. Состоявшиеся в Афинах в 1896 году первые Олимпийские игры усугубили интерес к Олимпии и способствовали ее быстрейшему археологическому раскрытию. В 1906—1909 годах раскопки в Олимпии велись уже в самом ее центре—священной роще Альтис. Активное участие в них принимал В. Дёрпфельд. С 1921 по 1923 п с 1927 по 1929 годы В. Дёрпфельду помогал археолог X. Шлейф. Результат их исследования—книга В. Дёрпфельда «Древняя Олимпия», вышедшая в 1935 году5.

Работу в Олимпии продолжили: в 1936 году А. Геркан, в 1937 году Р. Хампе и У. Янцен, в 1938 году Е. Кунце и X. Шлейф. В 1937 году раскопки велись на стадионе, до 1942 года раскрывались здания вокруг священной рощи. Вторая мировая война прервала работы, которые вновь начал в 1952 году Е. Кунце, а позднее А. Мальвитц. В эти годы доследовался стадион, раскапывался портик Эхо, районы на юге и западе от священной рощи, Леонидайон и мастерская Фидия, восточные термы. Раскопки 1958 года снова велись на стадионе и закончились там лишь к 1962 году. В течение последующих лет и в настоящее время в различных районах святилища ведутся археологические исследования.

В Олимпии открыто много значительных памятников исторического и художественного характера, но нужно думать, что еще нераскопанные участки скрывают не менее интересные и важные для науки и искусства произведения.

Эволюция Олимпии тесно связана с общим развитием искусства Древней Греции от ее древнейшего периода до гибели под ударами варваров. В характере облика этого всеэллинского святилища как в зеркале отразились основные особенности искусства греков.

Подготовлено по изданию:

Соколов Г. И.
Олимпия. — М.: Искусство, 1980. — 214 с., ил.
© Издательство «Искусство», 1980 г.



Rambler's Top100