Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

163

ФАБУЛА И ТРАГЕДИЯ; ЛОГИКА ФАБУЛЫ

Связь учения Аристотеля о фабуле трагедии с аргументом трагедии и с возникшей из него фабульной мифографией вряд ли следует понимать таким образом, что некие грамматики, составляя аргументы, сознательно следовали «Поэтике». Хотя такой возможности нельзя полностью исключить (прежде всего относительно Дикеарха, ученика Аристотеля), главное не в этом. Показанные Аристотелем закономерности фабулы объективны; именно поэтому, а не по воле грамматиков они в той или иной степени отразились в аргументах, ставших образцами для фабульного изложения мифов. «Аристофановы» аргументы часто вычленяют логику дезиса и лизиса яснее, чем «дике-арховы», хотя Аристофана куда менее можно заподозрить в сознательном следовании Аристотелю; он просто сильней стремился к выявлению этой логики и вкладывал больше энергии в процесс «фабулизации» произведения.
Эта объективная логика фабулы — дезис, перипетия, лизис — сохранилась и тогда, когда аргумент поменял цель и стал мифографической фабулой; далее оказалось, что фабульная форма годится (иногда больше, иногда меньше) и для описания многих мифов, никогда не изображавшихся в трагедии. Этим доказывается соответствие фабульной логики неким потенциям самого мифологического материала: иначе было бы невозможно изложить мифологию фабулами.

 
164
Этой объективной логике фабульной мифографии посвящены следующие разделы. Слово «логика», конечно, употребляется в этом словосочетании скорее метафорически, чем терминологически; имеются в виду те обстоятельства, что лизис логично вытекает из дезиса (или это вообще не лизис), что всей фабуле логично предпослать сведения о ее главном герое, т. е. титул, а следующим логичным ходом было бы классифицировать фабулы по сходству и различию. Наличие дезиса и вытекающего из него лизиса есть всего лишь необходимое проявление единства действия; титул же называет субъекта этого действия — бога или героя, и с ним фабула становится мифографической (в «фабуле вообще» вместо титула, т. е. имени собственного, стоит неопределенное местоимение: «кто-то»).
 

 

 



Rambler's Top100