Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

259

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ФАБУЛЬНОЙ МИФОГРАФИИ

Аргумент трагедии отыскивает в ней события в их причинно-следственной связи; того же ищет в мифах мифографическая фабула. А когда события найдены, начинает производиться классификация мифов по этим событиям. Традиционные генеалогические и географические связи ослабляются или исчезают; вместо них появляются связи классификационно-типологические: рассыпавшуюся на фабулы мифологию нужно разложить по полочкам.
Тому, кто ищет единства действия, грозит, во-первых, потерять связь данного единого действия с прочими, а во-вторых — лишиться вообще всего, что не сводится к собственно действию. Поэтому многое в мифологии оказывается недоступным для выражающей единство действия фабулы: даже при изложении того, что наиболее подходит для нее, т. е. трагических мифопей, после разбивки на фабулы ускользает связующая отдельные несчастья Пелопидов или Лабдакидов тема родового проклятья1. Невозможно ни изложить фабулами бедную событиями теогонию (чем и вызвано отступление от формы во «Введении»), ни описать свойства и атрибуты богов (для чего больше всего подходит гимническая литература). Исчезает почти вся этиологическая сторона мифологии, ненужная собственно сюжету. С потерей этиологии и внутренней хронологии пропадает все значение мифологии как знания о предыстории теперешнего мира и человека.
Почти потеряв таким образом первую и простейшую трактовку мифов — как истории — фабула еще



1 Не всегда совершенное разбиение циклов на фабулы заставляло даже Шмидта предполагать в оригинале Гигина сплошной текст.

 
260
хуже обращается со второй, иносказательной; она теряет всю их символическую сторону, раскрывавшуюся древними в этических, физических или метафизических истолкованиях.
Наследники Гигина хотели исправить некоторые их этих упущений: Фульгенций ввел в фабулы аллегорию, а Ватиканские мифографы посвящали специальные фабулы занятиям и атрибутам богов.
 

 

 



Rambler's Top100