Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

20

«Мифография» в современном понимании

В современной науке «античной мифографией» принято называть несколько прозаических сочинений эллинистического и римского времени, кратко излагающих большое количество мифов. Это, прежде всего,
- «Библиотека» Аполлодора,
- «Мифы» Гигина1,
- «Превращения» Антонина Либерала,
- «Превращения в звезды» Лжеэратосфена,
- «О любовных страстях» Парфения,
- «Повести»2 Конона (дошедшие в пересказе Фотия).
К ним примыкают реконструируемые по фрагментам их предшественники, такие, например, как Асклепиад из Трагила (с «Трагедуменов» которого начинаются многие современные обзоры мифографии3). Ослабив строгость отбора, в этот список включают и эвгемеристические книги:
- «О невероятном» Палефата;



1 Частично — подписанная тем же именем «Астрономия».
2 Διηγήσεις, narrationes.
3 RE s. v. Mythographie (Wendell); Griechische Sagen. Eingeleitet und neu übertragen bei Ludwig Mader. Zürich, 1963, p. XVII; Гусейнов Г. Ч. Типология античной мифографии // Античная поэтика. М., 1991, с. 237.

 
21
- «Новые сведения для любознательных»1 Птолемея Гефестиона;
- «Дневник Троянской войны» Диктиса Критского и «Повесть о разрушении Трои» Дарета Фригийского (вымышленные имена авторов этих «мифологических романов» тоже можно взять в кавычки).
Можно включить в этот круг произведений стоящие на рубеже средневековья христианские сочинения Фульгенция и Ватиканских мифографов.
Названные книги проще всего классифицировать по шкале «упорядочивание известного — собирание редкого — выдумывание любопытного» (не совсем совпадающей со шкалой «научность — художественность»; вместо первого лучше подставить «строгость метода» и строгость отбора собственно мифологического материала, вместо второго — «развлекательность» или «беллетристическую выдумку»). На одном конце шкалы окажется Аполлодор, на другом — Птолемей Гефестион, которого, так же как и «Дарета» и «Диктиса», мешает зачислить в «мифографы» именно откровенная выдуманность того, что он пишет. Строгость отбора собственно мифов и исключения легенд или исторических анекдотов также наиболее высока у Аполлодора, наименее — у Птолемея Гефестиона.
Перечисленные произведения в античное и византийское время не обозначались никаким общим термином и не имели стандартизированных названий — в отличие, например, от хорографической литературы, однотипность названий которой (множественное число среднего рода прилагательных на -κά, образованных от географических названий: Αργολικά, ΛυΒιακά и т. д.2) в известной мере демонстрирует осознание их

1 Εις πολνμαθίαν καινή Ιστορία.
2 Не все такие названия относятся к хорографическим сочинениям, но почти все хорографические сочинения имеют
 
22
жанровой однотипности; их авторы не ссылаются друг на друга и не видят друг в друге предшественников, коллег или противников; книги написаны разным языком и рассчитаны на разный образовательный ценз читателя. Этот канон не совсем удовлетворителен: возникает желание его сузить, воспользовавшись каким-либо более строгим критерием.
Однако, с другой стороны, много явно мифографического материала остается за его пределами. Нельзя не назвать мифографическую часть «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, мифографию Павсания, плутарховых «Тезея» и «Ромула», изложения мифов в схолиях; время жизни указанных писателей (I век до P. X. — II/III от P. X.) также совпадает с «каноническими» мифографами.
Не менее важны дошедшие в отрывках сочинения их предшественников: генеалогический эпос Гесиода и генеалогические сочинения логографов (Гекатея, Ферекида, Гелланика и др.), которым принадлежит центральное место в «научном» осмыслении и упорядочивании мифологии (наследником которых является наш Аполлодор), а также вся необозримая хорографическая литература, из которой черпали редкие сюжеты александрийские поэты, пересказываемые Парфением или Антониной Либералом.
 

 

 



Rambler's Top100